Oscar Peterson - The History Of An Artist (1974)
Oscar Peterson (15.08.1925 - 23.12.2007)
Бенни Грин :
" Оскар одной рукой способен сыграть так, как многие не могут и двумя. "
Американский джазовый пианист, руководитель трио. Наряду с Артом Тэйтумом считается уникальным виртуозом, обладателем феноменальной техники (его называют "джазовым Листом"), стремившимся сблизить джаз и академическую музыку. В действительности его мастерство привлекло к джазу многих серьезных меломанов, а его джазовые этюды (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального музыкального образования. В основе творчества Питерсона элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли, как правило, известные мелодии (пианист записал несколько альбомов с песнями популярных американских композиторов Гершвина, Портера, Керна, Арлена, Уоррена и других), что, по мнению критика Джеймса Коллиера, помогало "сделать джаз более доступным".
Биография:
Оскар Эммануэль Питерсон (англ. Oscar Emmanuel Peterson) — канадский композитор, руководитель трио, преподаватель и один из самых выдающихся пианистов — виртуозов джаза. Родился в семье вокзального носильщика. Рано обнаружил интерес к музыке. Первые уроки Оскару давала старшая сестра. Отец обучил его игре на тромбоне и пианино, когда ему было около 6 лет. Однако, перенеся туберкулёз в раннем возрасте, Питерсон вынужден был продолжить игру только на фортепиано (врачи запретили играть на духовых инструментах). В 14 лет стал призером конкурса (устроенного местной радиостанцией) молодых талантов и получил право регулярно выступать в радиошоу. Дебютировал Оскар Питерсон в 1944 году в канадском джаз-оркестре Джонни Холмса. С 1945 по 1949 год Питерсон записал 32 выступления на студии Victor в Монреале. И хотя они свидетельствовали о появлении технически безупречного пианиста, канадские любители джаза не отдали в то время должное своему соотечественнику. Однако молодой бизнесмен Норман Гранц, почуяв коммерческие возможности джаза, собирает «сборную команду» джазовых светил, куда в качестве молодого дарования приглашает и Оскара Питерсона.С 1949 года участвовал в концертах-турне «Джаз в филармонии» по Соединенным Штатам Америки. Вот как описывал в 1949 году дебют Оскара Питерсона в Нью-Йорке журнал «Даун Бит»:
" Его богатырское тело становилось удивительно легким за фортепиано, а техника ошеломила всех. Его молниеносная правая рука рассыпала горсти «боповых пассажей» и демонстрировала отличное чувство гармонического развития. Нечто подобное нам уже показывал другой иностранец-англичанин Джордж Ширинг. Но когда Оскар Питерсон стал легко выписывать «боповые фигуры» одним пальцем левой руки, что до него никто не делал, то даже самые придирчивые критики зааплодировали. "
В 1950 году Питерсон записывается в серии дуэтов с басистами Рэйем Брауном и Мэйджором Холли; его версия композиции "Tenderly" стала настоящим хитом. В 1952 году Оскар Питерсон завоевал национальное признание.
В 1953 году гастролировал по Европе со своим трио в состав которого с 1951 года входили контрабасист Рэй Браун и гитарист Ирвинг Ашби. Позднее Ашби сменяет Барни Кессел, а его в свою очередь меняет Херб Эллис. В 1955 году аккомпанировал Элле Фитцджеральд во время ее гастролей по Англии и Шотландии.Трио с гитарой и контрабасом просуществовало пять лет, до 1958 года. После ухода Херба Эллиса Питерсон делает смелый поворот: меняет гитариста на барабанщика Джина Гамаза, лишая себя преимуществ оригинального ансамбля. В 1959 году Гамаза сменяет Эд Тигпен. В этом же году Оскар снялся в французском музыкальном фильме «Les Tricheurs». После этого преподает в джазовой школе Нью-Йорка, участвует в 1-м канадском джаз-фестивале в городе Торонто, выступает на джаз-фестивале в Чикаго. Все 50-е годы по опросам читателей и критиков ведущих джазовых изданий входит в число ведущих джазовых пианистов. Трио Питерсона с Рэем Брауном и Эдом Тигпеном стало самым популярным ансамблем в карьере пианиста.
В начале 60-х годов открыл в Торонто (Канада) продвинутую школу современной музыки, представил в 1964 году свою композицию Canadian Suite. Ежегодно продолжал гастролировать с концертами в США и Европе. Наиболее яркими из выступлений Питерсона в 60-е годы были его новые совместные выступления с Эллой Фитцджеральд. В 1965 году Эда Тигпена заменяет барабанщик Луис Хэйз, а контрабасист Сэм Джонс в 1966 году приходит в трио на смену Рэю Брауну. После ухода Луиса Хэйза в 1967 году в трио приходит Бобби Дахэм.
Сотрудничал со многими выдающимися джазменами, в числе которых — Дэйв Брубек, Диззи Гиллеспи, Бен Уэбстер, Луи Армстронг, Стэн Гетц и другие. Записывал дуэты с Каунтом Бэйси. В последующие годы участниками трио Оскара Питерсона были такие музыканты, как чешский басист Джордж Мраз, шведский гитарист Ульф Вакениус, гитарист Джо Пасс и другие. Трио Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед Педерсеном и барабанщиком Джейком Ханной.
В 1993 году Питерсон перенес инсульт, после которого стал выступать редко и играл только правой рукой. Его многочисленная дискография включает записи с трио, с Билли Холидей, Бенни Картером, Луи Армстронгом, Эллой Фитцджеральд, Роем Элдриджем, Лестером Янгом, Стэном Гетцем, Баддом Де Франко, Коулменом Хокинсом, Modern Jazz Quartet, Милтом Джексоном, Кларком Терри, Сонни Ститтом и т. д. В 1998 году он получил премию Линкольн-центра, в 1999-м — «Империал Премию», которая приравнивается к Нобелевской премии в области искусств. В Канаде в честь Питерсона названы концертные залы и джазовые конкурсы. В 2004 году одна из центральных площадей в Торонто была названа его именем.Скончался от почечной недостаточности 23 декабря 2007 года в городке Миссиссауга близ Торонто. Ему было 82 года.
Оскар Питерсон более полувека входит в элиту джазовых пианистов. Критики не раз называли его «последним мастером в истории джазового фортепиано». Его сочинения, сюиты и джазовые этюды стали во всем мире частью джазового начального образования, а остроумные импровизации на темы Гершвина, Карна, Портера, Арлена и других авторов американских популярных песен привлекли к джазу многие поколения профессионалов-исполнителей и любителей во всем мире.
Питерсон говорил, что в нем живет "жажда совершенства". В своей автобиографии он описал тот особенный трепет, который вызывает непрерывное сочинение музыки – джазовая импровизация.
" Создавать свободное, спонтанное музыкальное произведение на глазах множества зрителей – безрассудное предприятие, – писал он. – Для этого приходится собрать все свои чувства, все эмоции, физические и душевные силы и полностью сосредоточить их на выступлении – полностью отдаваться ему каждый раз во время игры. Это страшное ощущение, но нет ничего более волнующего: почувствовав это однажды, от него уже не избавишься. "
К концу ХХ века имя Оскара Питерсона — стало синонимом высочайшего художественного качества, образцового исполнительского мастерства. Оскар Питерсон представляет «золотую середину джаза». Его музыка сочетает блистательную виртуозность стиля бибоп с классической свинговой школой, ритмическую остроту хард-бопа, гармоническую насыщенность кул-джаза. Питерсон — многократный победитель конкурсных опросов ведущих джазовых изданий США и Европы, в том числе журнала «Down Beat». В 1984-м имя Оскара Питерсона внесено в «Пантеон джазовой славы».
СОДЕРЖАНИЕ
Side 1
1. R. B. Blues
Bass – Ray Brown
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Peterson 3:55
2. I Wished On The Moon
Bass – Ray Brown
Piano – Oscar Peterson
Written-By – D. Parker*, R. Rainger 7:36
3. You Can Depend On Me
Bass – Ray Brown
Guitar – Irving Ashby
Piano – Oscar Peterson
Written-By – C. Carpenter, E. Hines, L. Dunlop 7:00
4. This Is Where It's At
Bass – Ray Brown
Guitar – Irving Ashby
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Peterson 7:50
Side 2
1. Okie Blues
Bass – Ray Brown
Guitar – Barney Kessel
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Peterson 8:45
B2 I Want To Be Happy
Bass – Ray Brown
Guitar – Herb Ellis
Piano – Oscar Peterson
Written-By – V. Youmans 4:20
3. Texas Blues
Bass – Ray Brown
Guitar – Herb Ellis
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Peterson 7:35
Side 3
1. Mainstem
Bass – Sam Jones
Drums – Louis Hayes
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Ellington
2. Don't Get Around Much Anymore
Bass – Sam Jones
Drums – Louis Hayes
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Russell, Ellington 3:12
3. Swamp Fire
Bass – Sam Jones
Drums – Louis Hayes
Piano – Oscar Peterson
Written-By – H. Mooney 2:52
4. In A Sentimental Mood
Bass – Sam Jones
Drums – Bobby Durham
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Ellington, Mills, Kurtz 5:09
5. Greasy Blues (For Count Basie)
Bass – Sam Jones
Drums – Bobby Durham
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Peterson 5:20
6. Sweety Blues (For Harry Edison)
Bass – Sam Jones
Drums – Bobby Durham
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Peterson 2:59
Side 4
1. Gay's Blues
Bass – George Mraz
Drums – Bobby Durham
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Peterson 6:00
2. The Good Life
Bass – George Mraz
Drums – Bobby Durham
Piano – Oscar Peterson
Written-By – J. Reardon, S. Distel 5:15
3. Richard's Round
Bass – George Mraz
Drums – Bobby Durham
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Mraz 4:20
4. Lady Of The Lavender Mist
Piano – Oscar Peterson
Written-By – Ellington 4:15