Outkast альбом Stankonia (2000)
Тот же хип-хоп, только ещё быстрее, а значит - южный кранк, Stankonia - четвертый студийный альбом американского хип-хоп дуэта Outkast. Он был выпущен 31 октября 2000 года лейблом LaFace Records. Альбом был записан в недавно приобретенной дуэтом студии звукозаписи Stankonia Studios в Атланте, что позволило сократить время на запись.
Чтобы повторить успех своего альбома Aquemini 1998 года дуэт заработал над созданием экспансивной и экспериментальной музыкальной эстетики, включающей в себя разнообразные стили, включая фанк, рейв-музыку, психоделию, госпел и рок в контексте хип-хопа, ориентированного на "грязный Юг". Во время сессий звукозаписи работа начала выходить за рамки традиционного рэпа в пользу более мелодичного вокального стиля, подхода, к которому несколько продюсеров изначально были не готовы. В текстовом плане дуэт затронул широкий спектр тем, включая сексуальность, политику, женоненавистничество, афроамериканскую культуру, родительские обязанности и самоанализ. В "Станконии" выступали различные музыканты, которых группа обнаружила во время посещения клубов в их родном городе Атланта, штат Джорджия.
После выхода "Станкония" получила серьезное признание музыкальных критиков и с тех пор многими считается одним из величайших хип-хоп альбомов всех времен. Альбом дебютировал на втором месте в чарте Billboard 200, за первую неделю было продано более 530 000 копий. Он был поддержан тремя синглами: "B.O.B", "Ms. Джексон" и "So Fresh, So Clean"; "Ms. Джексон" стал первым синглом группы, занявшим первое место в Billboard Hot 100. На церемонии вручения премии "Грэмми" 2001 года Outkast выиграли в номинации "Лучший рэп-альбом" за "Станконию" и "Лучшее рэп-исполнение дуэтом или группой" за "Мисс Джексон". В 2003 году альбом занял 359-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии Rolling Stone, 361-е в редакции 2012 года и 64-е в обновленном списке 2020 года.
По словам Майлза Маршалла Льюиса, Stankonia является одним из самых "эклектичных" мейнстримных прогрессивных рэп-альбомов своего времени. Пол Лестер из The Guardian описал лирический стиль OutKast на альбоме, сказав: "Они, в некотором смысле, являются пост-хип-хопом, сочетая причудливые кондитерские изделия PM Dawn с галлюцинаторными причудами the Pharcyde, бескомпромиссную политику Public Enemy с мультяшным слабоумием De La Soul, сами не создавая что-нибудь жизненно важное и новое". Песня "Gasoline Dreams" критикует стремления современной черной культуры к "побрякушкам", она представляет отрезвляющий взгляд на обстоятельства, переворачивающие мир с ног на голову, с точки зрения группы ("Я слышал, что мать-природа сейчас принимает противозачаточные / Самый хладнокровный сутенер ищет, кого бы взять в покровители"). В "Red Velvet", в частности, обсуждается материалистическая природа хип-хоп сцены, в "Humble Mumble" группа обращается к критикам, которые делают негативные предположения о хип-хопе, основываясь на предвзятых представлениях.;
В альбоме обычно используются слова "stank" и "smell" в их блюзовом определении, означающем "низкий, грубый, едкий: мера аутентичности". Outkast часто включает игру слов в тексты песен, включая отсылки "Humble Mumble" к "underground smellroad" и песнопения "I stank I can, I stank I can", намек на "Маленький паровозик, который смог. "
Большая часть альбома посвящена положению женщин на Юге и контрастирует с женоненавистническими взглядами, распространенными в хип-хоп музыке.
Альбом заканчивается тремя треками под влиянием психоделики: "Toilet Tisha", "Slum Beautiful" и "Stankonia (Stank Love)". "Stankonia (Stank Love)" также была описана как "своего рода дань уважения" госпел-хорам и ду-воп-группам 60-х., в то же время включая замедленную кодировку, напоминающую рубленый хип-хоп.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"Включите Stankonia на своей стереосистеме. Послушайте внимательно. Слышите пыхтение на заднем плане? Это звуки рэп-мира, пытающегося угнаться за самыми инновационными сынами Атланты. Четвертый альбом Outkast был их самым оригинальным, что является настоящим подвигом, поскольку альбом Aquemini 1998 года зарекомендовал дуэт как мастеров южного соул-грува и психоделических образов гетто.
Продюсер и клавишник Earthtone III, который курировал большую часть альбома, подтолкнул Андре. 3000 и Big Boi к тому, чтобы они отошли от концертной инструментовки своего предыдущего альбома и помогли создать песни из соблазнительно хлюпающих синтезаторов и грохочущих цифровых брейков. "B.O.B." — возможно, самый амбициозный рэп—трек за всю историю - объединяет госпел-хор, визжащую гитару Хендрикса и сотрясающий комнату драм-энд-бас в пять восхитительно хаотичных композиций.
Рэпы Андре и Big Boi были такими же оригинальными, как и звуковой фон. В то время как доктор Дре и Снуп Догг распевали стишки о тупицах и суках, дуэт из Атланты писал письма с сожалениями в стиле R & B матери Эрики Баду ("Мисс Джексон") и вел хронику подросткового самоубийства ("Туалетная тишина") .
Stankonia — ее название заимствовано из "лексикона фанка" Джорджа Клинтона — дебютировала на 2-м месте в чарте Billboard и разошлась тиражом в четыре миллиона экземпляров только в Соединенных Штатах, подняв Outkast до уровня рэп-роялти. Несмотря на то, что Outkast не попал в топ из-за альбома Jay-Z The Dynasty: Roc La Familia, альбом ознаменовал приход южного хип-хопа как силы, способной творчески и коммерчески бросить вызов гигантам рэпа Восточного и Западного побережья "
Label - La Face
Producer - Various
Art Direction - Mike Rush
Nationality - USA
Running Time - 73:17