Памяти Эрика Кармена.
Поскольку полуэнциклопедическая статья, посвященная кончине Эрика Кармена уже опубликована на Дзене Виктором Никитиным, то я свою поминальную статью в соответствии с тематикой блога попробую связать с влиянием группы Битлз и ее отражение в творчестве.
Эрик Кармен - почти наш человек. Потомок российских евреев-иммигрантов, с колыбели назначен на роль музыканта, на всякий случай. С детства освоил скрипку и фо-но. Подростком решил освоить гитару, по ряду причин пришлось самостоятельно обучаться на базе сборника битловских аккордов.
Среди основателей такого музыкального жанра как пауэр-поп обозначают три наиболее значимых группы с относительно похожим звучанием: Badfinger, Big Star и The Raspberries, фронтменом которой был Эрик Кармен. Если первые двое - записные последователи битлов, то у The Raspberries все непросто. Сами музыканты в качестве музыкального ориентира назвали The Who. Поскольку понятие битлеск имеет как объективную, но расплывчатую платформу, так и безграничный набор субъективных критериев, то разброс оценок влияния Битлз на весь Raspberries, и на Эрика, в частности, доходит до полярных мнений.Поэтому буду излагать свое понимание.
В первом одноименном альбоме Raspberries я выделил два битлеска, и оба они не авторства Эрика, а его коллеги соло-гитариста Вэлли Брайсона:"Come Around and See Me" эпохи ранних Битлз и мюзик-холльная "With You in My Life" ("медовый пряник" в моей классификации, где Кармен создает смачную салунную атмосферу на раздолбанном пианино).
Половину времени звучания диска мы слушаем достойные фортепианные баллады Эрика. Еще не остыли уши экспертов от хитов сэра Поля из последнего битловского альбома "The Long And Winding Road" и одноименной диску "Let It Be", поэтому влияние МакКартни стали по делу и без него прикручивать к многим заметным исполнителям баллад с собственным фортепианным сопровождением. У меня сложилось свое впечатление: еврейский (синоним-трудолюбивый, другого мама не позволит) подросток получил хорошее классическое музыкальное образование и был параллельно социально воспитан на замечательной эстрадной до- и послевоенной американской песенной культуре. И все последующие музыкальные влияния, порой взрывающие мозг, аккуратно ложились тонким слоем на неразрушимый базис музыкальной эрудиции. В общем, если слух остро на битлов не заточен, то в альбоме ассоциаций с ливерпульцами может и не быть. Поделюсь своими ощущениями: последний трек "I Can Remember" постоянно использует прием, когда мажорная субдомината переходит в минорную (на жаргоне самодеятельных ВИА 70-х - битловский аккорд). А еще в третьей строчке песни я услышал включение лидийской второй мажорной ступени, этот музыкальный нюанс, чаще в параллельном дорийском ладе, Битлам нравился (Eleanor Rigby, Happiness Is A Warm Gun).
Музыкальный эксперт Брайан Качеджян предполагает, что если бы Леннон не сдерживал Макку в избыточной слащавости, то у него могла бы получиться карменовская "I Saw the Light". Но что не позволено "Жукам", разрешено "Малине".
На втором альбоме Эрик все-таки отдал дань битлам эпохи Rubber Soul и выдал "Nobody Knows".
Прикрученный балладный фонтан Кармена после первого альбома Raspberries простаивал до распада группы и вновь извергнулся на первом сольнике. Но про баллады я помолчу, даже про «All by Myself», а предложу очередной "медовый пряник" - бродвейскую "Great Expectations".
В целом на этом альбоме мои пристрастия к творчеству Эрика закончились, вроде, пенки снял и хватит.
Ссылку пропущу, но больше не стоит, я наказываю сразу и навсегда