Pearl Jam альбом Ten (1991)
"Партизанское движение можно определить как «местную военизированную организацию, действующую малыми группами на оккупированной территории с целью запугать врага и изгнать его со своей территории». Схожие движения можно обнаружить и в музыкальном мире.
Так, в Америке последним значительным событием подобного рода стало возникшее в контркультуре Сиэтла в конце 1980-х - начале 1990-х годов стремление таких групп, как «Nirvana», «Soundgarden», «Alice In Chains» и «Pearl Jam», «разделаться» с лживыми диктаторами «металла», единственной чертой приверженности которых к этому музыкальному течению были длинные волосы.
Коллектив «Pearl Jam» развился независимо, впитав в себя отголоски стиля ведущих исполнителей местного масштаба - «Green River» и «Mother Love Bone». В своем дебютном альбоме - «Теп» («Десять») - группа оживила парящее мелодичное величие, абсолютную достоверность и чистоту звучания таких признанных мастеров, как Нейл Янг и «The Doors».
Тяжелые энергичные аккорды альбома «Теп», усиленные обжигающими блюзовыми текстами Майка Маккриди, мгновенно пришлись по вкусу миллионам подростков. Первый гимноподобный сингл «Alive» точно и емко передавал все достоинства целого альбома: тут и припев, предназначенный для совместного исполнения с публикой, и полные смысла, лишающие душевного покоя слова песни, а также загадочно переплетающиеся гитарные партии.
Мучительно-чарующий баритон Эдди Веддера определил принадлежность «Pearl Jam» к классической рок-традиции - чего нельзя сказать о «никчемных криках» Курта Кобейна наполнивших вышедший в том же году «Nevermind». Подобная раскатам грома «Why Go», насквозь пропитанная эхо «Oceans», подражающая топоту по полу «Porch» - все эти песни, собранные вместе, слились в единый поток гранжа. Хит-сингл «Jeremy» заставил каждого подростка в пределах слышимости хоть на минутку, но задуматься о том, каково это - материться на уроке геометрии, стоя перед всем классом."
(Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die", Мэтью Ошински, спортивный редактор из Нью Йорка, но тоже пожелал внести свою лепту в столь грандиозный альманах)
Ныне классика гранжа, Ten - дебютный студийный альбом американской рок-группы Pearl Jam, выпущенный 27 августа 1991 года лейблом Epic Records. После распада их предыдущей группы Mother Love Bone в 1990 году басист Джефф Амент и гитарист Стоун Госсард начали репетировать с новым гитаристом Майком Маккриди.
Группа записала инструментальную демо-кассету из пяти песен с Мэттом Кэмероном на барабанах. Копии демо-версии в конечном итоге были переданы барабанщику Дэйву Крузену и вокалисту Эдди Веддеру, которых пригласили на прослушивание в группу в Сиэтле. Многие песни на Ten были инструментальными джемами или переработанными песнями Mother Love Bone, для которых Веддер сочинил новые мелодии и тексты.
Несмотря на свою репутацию чуть не самого влиятельного гранж-альбома, где проявились все самые лучшие качества этого направления, в Ten многими отмечается более сильное влияние классического рока, относительно других гранж-релизов того времени. В обзоре для AllMusic Стив Хьюи утверждает, что "замысловато расположенные гитарные текстуры и обширный гармонический словарь группы ... особенно напоминают Джимми Хендрикса и Led Zeppelin" и характеризует альбом, как имеющий "гимноподобный" и "теплый, богатый звук". Хьюи также хвалит Веддера за "очень характерный тембр" его вокала.
"Десятка" не имела немедленного успеха, но к концу 1992 года заняла второе место в Billboard 200. У альбома три хита: "Alive", "Even Flow" и "Jeremy". "Jeremy" стала одной из самых известных песен Pearl Jam и получила номинации на лучшую рок-песню и лучшее хард-рок-исполнение на 35-й премии Грэмми. Видео на песню "Jeremy" сильно ротировалось на MTV и получило четыре награды на MTV Video Music Awards 1993 года, включая Видео года и лучшее видео для музыкальной группы.
Помимо своей роли в успехах гранж-рока в целом в начале 1990-х, Ten, считается, сыграла важную роль в подъеме и доминировании альтернативного рока на протяжении того десятилетия. С тех пор несколько изданий оценили альбом как один из величайших альбомов всех времен. К февралю 2013 года только в США было продано 13 миллионов копий (всего в мире - около 25 миллионов). Первая позиция в опросе «10 лучших дебютных альбомов всех времен» среди читателей журнала Rolling Stone, проводившемся в 2013 году, Ten остается самым коммерчески успешным альбомом Pearl Jam.
"Не знаю, как родились все эти песни...Знаю только, что он обожал альбом "Quadrophenia". Джефф Амент об Эдди Веддере, 1993
Лэйбл Epic
Продюсер Rick Parashar и Pearl Jam
Арт-директор Jeff Ament
Страна США
Продолжительность 50:46