По страницам Hard & Heavy
"Хард-рок или тяжелый рок - это поджанр рок-музыки, который берет свое начало в гараже и психоделическом
роке середины 1960-х годов и значительно тяжелее, чем обычная рок-музыка. Для него характерно интенсивное
использование искаженных электрогитар, бас-гитары, барабанов, фортепиано и других клавишных.
На хард-рок
сильно повлиял блюз; наиболее часто используемая гамма в хард-роке - это пентатоника, типичная блюзовая
гамма. В отличие от более раннего блюза, основанного на акустике, хард-рок использует более современные
инструменты, такие как электрогитары, барабаны и электрический бас. Заметным отходом от традиционных форм
блюза является то, что хард-рок редко ограничивается аккордами I, IV и V, преобладающими в блюзе с
двенадцатью или шестнадцатью тактами, но включает другие аккорды, обычно мажорные аккорды, основанные на
тонах минорной гаммы.
Одним из главных влияний хард-рока является блюз. Американские и британские рок-
группы начали модифицировать рок-н-ролл, добавляя к стандартному жанру более жесткие звуки, более тяжелые
гитарные риффы, напыщенную игру на барабанах и более громкий вокал. Этот звук создал основу для хард-рока.
Ранние формы хард-рока можно услышать в песнях «Born to be Wild» группы Steppenwolf, «You Really Got Me»
группы The Kinks, «Happenings Ten Years Time Ago» группы The Yardbirds и «My Generation» группы The Who.
В
то же время Джими Хендрикс создал разновидность психоделического рока с влиянием блюза, в котором
сочетались элементы джаза, блюза и рок-н-ролла, создавая уникальный жанр. Он был одним из первых
гитаристов, которые экспериментировали с новыми гитарными эффектами, такими как фазировка, обратная связь
и дисторшн, вместе с Дэйвом Дэвисом из Kinks, Питом Таунсендом из The Who, Эриком Клэптоном из Cream и
Джеффом Беком из Yardbirds.
Хард-рок возник вместе с группами конца 1960-х, такими как The Who, Deep
Purple, Iron Butterfly, Blue Cheer и Led Zeppelin, которые смешали музыку ранних рок-групп с более жесткой
формой блюз-рока и кислотного рока.
Deep Purple помогли стать пионером в жанре хард-рока с альбомами Shades of Deep Purple (1968), The Book of
Taliesyn (1968) и Deep Purple (1969), но они сделали большой прорыв со своим четвертым и заметно более
тяжелым альбомом In Rock. (1970). Одноименный первый альбом Led Zeppelin, Led Zeppelin (1969) и The Who's
Live at Leeds (1970) (однако содержащий в основном их более тяжелые концертные стандарты середины-конца
60-х) являются примерами музыки с самого начала жанра хард-рок. Блюзовое происхождение альбомов ясно, и
несколько песен известных блюзовых исполнителей адаптированы или перепеты в них. Брюс Эдер и Стивен Томас
Эрлевин из Allmusic отмечают Live At Leeds как важную рок-запись для The Who, утверждая, что «The Who
1965–1966 годов запечатлели на этой записи свое живое звучание», чего они никогда раньше не добивались.
Третий альбом Led Zeppelin, Led Zeppelin III (1970), был более ориентирован на фолк-рок, чем их второй, но
тяжелые аспекты их музыки остались. В 1971 году The Who выпустили свой широко известный альбом Who's Next.
Трансформация хард-рока Deep Purple продолжилась в 1972 году с их альбомом Machine Head, который считается
одним из первых альбомов хэви-метала, хотя некоторые участники группы избегали этого ярлыка. Большой успех
имели две песни Machine Head: «Highway Star» и «Smoke on the Water». Главный риф последней песни из
четырех пауэр-аккордов сделал ее для многих «фирменной» песней Deep Purple. Nazareth , группа из
Шотландии, представила смесь хард-рока, которая еще больше коммерциализировала жанр, выпустив свой самый
продаваемый альбом Hair of the Dog , который, в свою очередь, повлиял на множество других групп.
В 1970-е
годы в хард-роке появилось множество поджанров. В 1972 году пионер мрачного рока Элис Купер сделал хард-
рок мейнстримом, выпустив альбом School's Out, вошедший в десятку лучших. В следующем году Aerosmith,
Queen и Montrose выпустили одноименные дебютные альбомы, демонстрирующие расширение направлений хард-рока.
В 1974 году Bad Company выпустила свой дебютный альбом, а Queen выпустили свой третий альбом Sheer Heart
Attack с треком «Stone Cold Crazy», оказавшим влияние на более поздних исполнителей трэш-метала, таких как
Metallica и Megadeth. Queen использовали многослойный вокал и гитары и смешивали хард-рок с глэм-роком,
хэви-металом, прогрессивным роком и даже оперой. Kiss выпустили свои первые три альбома Kiss, Hotter Than
Hell и Dressed to Kill чуть более чем за год, добившись коммерческого прорыва с двойным концертным
альбомом Alive! в 1975 году. Канадское трио Rush выпустило три отчетливо хард-роковых альбома в 1974-75
годах (Rush, Fly by Night и Caress of Steel), прежде чем перейти к более прогрессивному звучанию.
В
середине 1970-х годов Aerosmith выпустила новаторский альбом Toys in the Attic and Rocks, который включал
в себя элементы блюза и хард-рока и позже оказал влияние на рок-исполнителей, таких как Metallica, Guns N'
Roses и Motley Crue. В 1976 году Boston выпустили свой очень успешный дебютный альбом, а Heart проложили
путь женщинам в этом жанре, выпустив свой дебютный альбом.
Ирландская группа Thin Lizzy, существовавшая с
конца 1960-х годов, сделала все возможное, чтобы значительный коммерческий прорыв произошел в 1976 году с
хард-роковым альбомом Jailbreak и его лучшим синглом "The Boys Are Back in Town".
За уходом в 1975 году
гитариста Deep Purple Ричи Блэкмора (который в том же году сформировал Rainbow) последовала внезапная
смерть заменившего его Томми Болина в 1976 году, но к тому времени группа уже распалась. В 1978 году
барабанщик The Who Кит Мун умер во сне от передозировки. С ростом популярности диско в США и панк-рока в
Великобритании доминирование мейнстрима хард-рока стало конкурировать и начало снижаться. Диско обращалось
к более разнообразной группе людей, и панк, казалось, взял на себя бунтарскую роль, которую когда-то играл
хард-рок. Тем временем Black Sabbath отошли от тьмы своей ранней работы с такими альбомами, как Technical
Ecstasy.
Van Halen, еще одна важная группа в хард-роке, возникла в 1978 году. Их музыка была основана в
основном на гитарных навыках Эдди Ван Халена, ведущего гитариста, который популяризировал технику игры на
гитаре, называемую постукиванием. Песня "Eruption" из альбома Van Halen продемонстрировала его технику и
оказала большое влияние.
В 1979 году различия между движением хард-рока и набирающим популярность движением
хэви-метала стали очевидными, когда австралийская хард-рок-группа AC/DC выпустила свой второй по величине
альбом Highway to Hell. Музыка AC/DC была основана в основном на ритм-энд-блюзе и хард-роке начала 1970-х,
при этом группа явно отказывалась от ярлыка «хэви-метал».
Текст не мой. Нет смысла повторять сказанное тыщу раз. Упоминаемые группы практически не представлены в этой подборке по причине известности. Включены менее знакомые исполнители и номера, что как кажется будет интересно поклонникам этого жанра. Тем более ранние труды - в основном 60-70х.