Поёт Майя Кристалинская (Мелодия, MEL CO)
Наряду с Магомаевым и Пахмутовой Мелодия выпустила 2 винила Майи Кристалинской.
Майя Кристалинская - это не только "эхо нашей юности", не только лицо эпохи 60-х.
Она создала эту эпоху сама! Без нее эпоха была бы совсем другая.
Поёт Майя Кристалинская (1962~1975) (2021, Мелодия, MEL CO 0737)
Здравстсвуйте! Спасибо Вам огромное!
Кристально чистый голос! Кристально чистые записи! Да это просто наша любимая, незабвенная Майя Владимировна Кристалинская!
А вот ещё. "Улыбка" Е. Птичкин - Я Халецкий. Поёт М.В.Кристалинская . Оркестр. Грампластинка на 78об\м конца 50х годов.
Это была оцифровка винила 2021 года.
Сторона A
1. В НАШЕМ ГОРОДЕ ДОЖДЬ 3.27
Эдуард Колмановский – Евгений
Евтушенко
2. СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ 2.25
Владимир Дмитриев – Михаил
Рябинин
3. НЕ ЗНАЮ ТЕБЯ 4.08
Эдди Рознер – Михаил
Пляцковский
4. ЗАЧЕМ МЫ ПЕРЕШЛИ НА «ТЫ»
2.58
Булат Окуджава – Булат
Окуджава, Агнешка Осецкая
5. КРУГИ НА ВОДЕ 4.13
Аркадий Островский – Инна
Кашежева
6. ДОВОЕННОЕ ТАНГО 4.11
Дмитрий Покрасс – Феликс Лаубе
Сторона B
1. НЕЖНОСТЬ 2.57
Александра Пахмутова – Сергей
Гребенников, Николай Добронравов
2. СНЫ 4.28
Эдуард Колмановский – Инна
Гофф
3. ЛИСТЬЯ КЛЕНОВ 1.47
Юрий Акулов – Леонтий Шишко
4. ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА 2.20
Ген Шангин-Березовский – Ген
Шангин-Березовский
5. Я ВАША ВЕСНА 1.56
Юрий Левитин – Екатерина
Шевелёва
6. ДОЖДИ 3.27
Аркадий Островский – Инна
Кашежева
7. ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ ПРАВА 4.10
Арно Бабаджанян – Николай
Добронравов, Сергей Гребенников
Исполнители: Майя
Кристалинская
Эстрадно-симфонический оркестр
п/у Юрия Винника (А1); Вокальный квартет «Улыбка», Инструментальный ансамбль
п/у Михаила Гусева (A2); Эстрадный оркестр п/у Эдди Рознера (A3, B4);
Инструментальный ансамбль «Мелодия» п/у Георгия Гараняна (A6, B2, B5);
Эстрадный оркестр п/у Вадима Гамалии (B1); Михаил Беляков (фортепиано), Игорь
Минц (гитара), Владимир Зимин (контрабас), Витольд Глебас (ударные) (B3);
Эстрадный оркестр п/у Бориса Карамышева (B7); инструментальный ансамбль (A4,
A5, B6).
Записи: 1962 (B4), 1964 (B3),
1966 (A3, B1),1968 (A1, A5, B6, B7), 1970 (A4), 1973 (A2), 1975 (A6, B2, B5)
гг.
Редакторы записи: Анна
Качалина, Владимир Рыжиков (A4), Сергей Шилов (B5), неизвестен (B1).
Звукорежиссеры записи: Михаил
Пахтер (A1, A3, B5, B7), Эдвард Шахназарян (A2, A4), Николай Данилин (A5, B1,
B6), Пётр Кондрашин (A6, B2), Виктор Бабушкин (B3, B4).
Редактор – Дмитрий Масляков.
Выпускающий редактор – Павел Шульман. Ремастеринг – Максим Пилипов. Оформление
– Ильдар Крюков
Фото: Виктор Ахломов, 1965 г.
/ РИА Новости (лицевая сторона), Николай Малышев, 1979 г. / ТАСС (оборотная
сторона)
РАО, 2021
Б. Окуджава, наследники,
2021
М. Пляцковский, наследники,
2021
Виктор Ахломов / РИА
Новости, 2020
Фото: Николай Малышев / ТАСС
℗ АО «Фирма Мелодия», 2021
Я ВАША ВЕСНА
После лютых заморозков сталинской эпохи Советскому Союзу требовалась полная
перезагрузка, и страна взяла курс на обновление во всех областях жизни.
Эстрадная музыка пережила модернизацию одной из первых в советском универсуме:
оттепели нужны были новые песни и новые голоса. Как и во всем мире, 1960-е в
советской поп-музыке стали десятилетием расцвета и изобилия: появились новые
стили и жанры, новые сюжеты и новые ритмы, новые авторы песен и целая плеяда
артистов, одним из которых было суждено стать популярными, другим – культовыми,
а третьим – незаслуженно исчезнуть в забвении. В этом ряду Майя Кристалинская
занимает особое место: она была не только лицом эпохи, но и ее полноправным
соавтором. В ее драматичной судьбе и трогательных песнях с особой
пронзительностью и ясностью отражаются те перемены, которые произошли с советским
обществом во время оттепели.
Даже имя у нее было весеннее, хоть родилась она в феврале. По красоте и
звучности похожее на псевдоним, оно, однако, досталось ей от родителей. Отец
певицы – Владимир Кристалинский, выпускник ВХУТЕМАСа, массовик-затейник, кормил
семью тем, что придумывал кроссворды и головоломки. Тетя – Лилия Кристалинская,
актриса театра Станиславского и Немировича-Данченко и жена оперного режиссера
Павла Златогорова; в их доме в Глинищевском переулке маленькая Майя приобщилась
к музыке и полюбила ее всем сердцем, развив в себе исключительный слух и
музыкальную память. Проведя в родном театре Станиславского немалую часть своих
юных лет, Майя Кристалинская не собиралась в певицы или актрисы, она окончила
Московский авиационный институт и отработала пару лет в конструкторском бюро
Яковлева, прежде чем решилась уйти на эстраду. Путь, проделанный ей из
студенческой самодеятельности во всенародные любимицы, показателен для 60-х:
старые схемы и стандарты образования уже не работали, а стране нужны были
молодые кадры, талантливые самородки, которые могли бы предложить что-то новое,
подходящее эпохе и отражающее ее ренессансный дух.
На советской эстраде Майя Кристалинская стала певицей нового типа: она
совпала со временем в каждом его пульсе. В первую очередь привлекал ее голос,
несильный, но яркий, свежий и запоминающийся, не вымуштрованный музыкальной
школой и необычный тембр: высокий альт, грудной и мягкий, естественный и
певучий. Это был будто бы голос девушки из соседнего двора; а вернее, он дал
возможность такой героине – обычному человеку – быть услышанной на эстраде:
«возможно, кассирше, возможно, ткачихе, возможно, врачихе, возможно, швее», как
пелось в песне, открывшей ее дебютный лонгплей, который вышел в 1965-м на
«Мелодии». Артистка даже выглядела как одна из них: скромные и неброские
костюмы, неизменная косынка на шее. Внешность, далекая от киностандартов тех
лет, но, тем не менее, незабываемая – с живыми, выразительными глазами на
пол-лица. Майя Кристалинская была очень популярна в 1960-х, но ни на сцене, ни
в жизни в ней не было ни капли артистического гламура и лоска. «Эстрадной
звездой она не была, – вспоминал певицу поэт Роберт Рождественский. – Звезды
где-то высоко. А Майя была очень близкой, родной».
Родными и близкими были и ее песни. В репертуаре Кристалинской отсутствовал
плакатный соцреализм и патетика: она не пела оды великим стройкам, героям труда
и полетам к звездам. Ее манере, камерной, сокровенной, доверительной, больше
всего подходили исповеди о чувствах или негромкие размышления о движениях души,
понятных ее поколению. Даже песни о родине или войне, которые входили в
обязательный набор советского артиста, в трактовке Кристалинской превращались в
сюжеты о любви или разлуке. У певицы было потрясающее чутье на песню и огромная
смелость настоять на своем выборе. Так, например, великую «Нежность», которая
стала визитной карточкой Кристалинской и одним из символов советских 60-х, она
долгое время исполняла на концертах «под три хлопка», но пела, пела и пела,
пока публика не поняла ее и не оценила.
При всей мягкости и нежности ее голоса, образа и песен, Майя Кристалинская
была человеком поразительной стойкости. Ее путь к успеху был тернистым: певице
пришлось пережить множество ситуаций, когда ей, непрофессионалке, поющей на
слух, надо было мобилизовать всю веру в себя и свой талант, чтобы не сдаться
перед обстоятельствами. Параллельно она вела свою главную битву – за жизнь. В
1962-м году у 30-летней певицы, перед которой только-только открылись блестящие
перспективы, обнаружили онкологическое заболевание крови: врачам удалось
притормозить развитие болезни, но не излечить ее. Возвращаясь с изматывающих
гастролей по стране, Майя Кристалинская была вынуждена регулярно ложиться в
больницу, где ее ждали не менее изматывающие сессии терапии. Но как бы ей ни
было тяжело физически, она неизменно возвращалась на сцену, к микрофону:
видимо, музыка и была ее лекарством, самым действенным и важным.
Основными союзниками Кристалинской на профессиональной стезе были кино и
телевидение. Работники визуальных искусств сразу разглядели в ней героиню
своего времени. Хоть самой ей не довелось сниматься в кино, ее песни играли в
фильмах главные роли: от «Цепной реакции» и «Карьеры Димы Горина» до «Человек
идет за солнцем» и «Трех тополей на Плющихе». На телевидении она стала своей в
«Голубом огоньке» – ключевой музыкальной передаче эпохи. Именно такие артисты,
как Майя Кристалинская, и требовались ее духу обновления и возрождения –
современные, демократичные, понятные и близкие широкой аудитории. С телевидением
же связано и тихое угасание карьеры певицы. В 1970 году, когда оттепель
сменилась застоем, на Гостелерадио пришел новый начальник, верный брежневец
Сергей Лапин, которого за глаза называли «Крокодил». Начав с крестового похода
против легкомысленных нарядов эстрадных артистов, он закончил борьбой с
подозрительными инородцами и стал «зачищать» эфир от еврейских фамилий: его
жертвой пала и Майя Кристалинская. Ее песни перестали звучать в «Голубом
огоньке» и «Песне года», их вытеснили из популярных радиопрограмм. Последней
большой работой певицы, вышедшей уже после ее смерти, в 1985 году, стала и
вовсе не музыкальная, но литературная: это была переведенная ею автобиография
Марлен Дитрих, ее любимой киноактрисы.
Несмотря на безоговорочную любовь публики, советская критика была строга к
Майе Кристалинской; нередко – даже жестока. Парадоксально, что песни ее ругали
за то же, за что и любили: интимность, сентиментальность, меланхоличность и
даже безысходность. В песнях Майи Кристалинской часто идет дождь: вода – это ее
стихия. Если в начале карьеры это был теплый весенний ливень, сулящий
обновление жизни и судьбы («Дожди... как хочу я, чтобы они / умчали вдаль все
наши темные дни»), то к концу 60-х иллюзии юности развеялись, тепло иссякло,
теперь дождь стал просто плохой погодой. («Дождь стучит по крыше, но я его не
слышу и я его не вижу»); весна прошла, настала глухая, холодная, изматывающая
осень. Похожая метаморфоза произошла позже в советском обществе, но Майя
Кристалинская, как всякий большой художник, предчувствовала ее и даже
предсказала: «Круги на воде, круги на воде, я вспоминаю, что видела это, не
помню когда, да и важно ли где, в далеком когда-то, в неведомом где-то».
Денис Бояринов
Цифровое издание MEL
CO 0737 (на 1 трек больше)
Поёт Майя Кристалинская (Мелодия, MEL CO 0568)
2020 год, винил с 1965 года.