Portishead альбом Dummy (1994)
Задумчивый, мрачный, грустный, даже плаксивый, Dummy - дебютный студийный альбом английской электронной музыкальной группы Portishead, выпущенный 22 августа 1994 года .
Альбом получил признание критиков и музыкальную премию Mercury Music Prize 1995 года. Ему часто приписывают популяризацию жанра трип-хоп и он часто упоминается в списках лучших альбомов 1990-х годов. Dummy был сертифицирован как трижды платиновый в Великобритании в феврале 2019 года. По состоянию на сентябрь 2020 года в Соединенном Королевстве было продано 920 000 копий. К 2008 году по всему миру было продано 3,6 миллиона копий альбома.
Клавишник Джефф Бэрроу и певица Бет Гиббонс познакомились на курсах для безработных, открывших собственное дело, в феврале 1991 года. Они начали записывать свои первые идеи для песен на кухне шведской певицы, панка и рэпера Нене Черри в Лондоне, ее муж Кэмерон Маквей нанял Бэрроу для работы над вторым альбомом Черри Homebrew (1992).
В Бристоле они записывались в студии Coach House Studios. Первой песней, которую они закончили для альбома, была "It Could Be Sweet" в 1991 году. Затем гитарист Адриан Атли встретил Барроу во время записи в студии Coach House, услышал их первый записанный трек "It Could Be Sweet" и начал обмениваться с ними идеями о музыке.
Барроу научил Атли сэмплировать, а Атли познакомил группу с необычными звуками, такими как цимбалы и терменвоксы, что привело к "объединению идей". По словам Барроу, "Это было похоже на то, как загорелась лампочка", когда Атли присоединился к ним и они поняли, что могут создавать свои собственные сэмплы, которых нет на других пластинках. Так был создан один из самых характерных звуков десятилетия.
При создании альбома был использован ряд хип-хоп техник : сэмплирование, скретчинг и создание лупов. Альбом не был записан в цифровом формате. Они сэмплировали музыку с других пластинок и записывали свою собственную оригинальную музыку, которая затем записывалась на виниловые пластинки, прежде чем использовать их на деках для сэмплирования. Чтобы создать винтажный звук они портили записанные виниловые пластинки, "положив их на пол студии, пройдясь по ним и используя их как скейтборды", а также записывали звук через сломанный усилитель. Для трека "Sour Times" в альбом вошли сэмплы песен Лало Шифрина "The Danube Incident" и Смоки Брукса (Генри Брукс, Отис Тернер) "Spin It Jig".; в трек "Strangers"вошли "Elegant People" Weather Report (Уэйн Шортер); в трек "Wandering Star" - "Magic Mountain" War;
"Манекен" был выпущен в августе 1994 года. Это помогло укрепить репутацию Бристоля как столицы трип-хопа, зарождающегося жанра, который тогда часто называли просто "бристольский звук".
Обложка альбома представляет собой изображение вокалистки Бет Гиббонс, взятое из короткометражного фильма "Убить мертвеца", созданного группой, саундтрек к которому, написанный ею самой, принес группе контракт на запись.
После выхода Dummy получил серьёзное признание критиков. NME подвела итог записи, написав: "Это, без сомнения, великолепный дебютный альбом. Но очень, очень грустный. С одной стороны, его вялый медленный блюз явно занимает ту же территорию, что и Massive Attack и вся расширенная семья бристольского хип-хопа. Но с другой стороны, это авангардные эмбиентные лунные пейзажи свирепо экспериментального характера".
В обзоре был сделан вывод, что "пост-эмбиентный, безвременный органичный блюз Portishead, вероятно, слишком левополушарный, интроспективный и откровенно бристольский, чтобы завоевать кратковременную славу в качестве какой-то Следующей Большой вещи.
Melody Maker заявил, что группа "бесспорно, была самой классной, самой крутой вещью, появившейся в стране за многие годы... Dummy, их дебют, берет идеально сдержанный блюз, фанк и рэп/ хип-хоп, объединяет все это в городское чувство тревоги, а затем пробирает до костей".
Рецензия описала пластинку как "музыкальный нуар для еще не снятого фильма, идеальное, сливочное сочетание ледяной прохлады и инфракрасного тепла, которое является отчаянным, опустошенным и движимым огромным эмоциональным голодом, но в то же время теплым и доверительным... Большинство из нас всю свою жизнь безнадежно колеблется между эмоциональной робостью и безрассудством, и Dummy идеально выделяет эту территорию".
Тим Марш из Select написал: "Смешение хип-хопа, блюза, джаза, даба и телевизионных мелодий в стиле Джона Барри с острыми текстами и вокалом Бет Гиббонс, это лаунж-музыка для арт-шизиков"
Журнал Q описал Dummy как "возможно, самый потрясающий дебютный альбом года" и заявил, что "хрупкий вокал, похожий на писк раненого воробья и мастерство Барроу в чувствительных к джазу соул/хип-хоповых грувах и почти забытом искусстве скретчинга представляют собой захватывающее сочетание".
Журнал Rolling Stone писал: "Из лупов и живых струнных, риффов Фендер Роудса и ангельского пения эти английские диверсанты создают настоящий хип-готический хип-хоп... Напористые ритмы и причудливое исполнение, однако, спасают Portishead от застоя в каком-либо уютном ретро-груве. Вместо этого они управляют еще одним – очень умным – возрождением крутости".
В опросе Pazz & Jop, проведенном видными американскими критиками по стране, Dummy был признан 14-м лучшим альбомом 1994 года. Руководитель опроса Роберт Кристгау, однако, остался относительно равнодушным, выделив "Sour Times" и "Wandering Star", в то же время кратко оценив альбом в целом как "Sade for androids". ("Шейд Аду" для бедных духом)
Ретроспективные обзоры альбома дали ему высокую оценку. AllMusic писал: "Дебютный альбом Portishead - это блестящий, удивительно естественный синтез клаустрофобных шпионских саундтреков, мрачных брейкбитов, вдохновленных любовью фронтмена Джеффа Барроу к хип-хопу, и вокалистки (Бет Гиббонс) в классическом стиле исповедальной певицы/автора песен... Лучше, чем любой альбом до него, Dummy объединил точные постановки танцевального мира с такими отличительными чертами поп-музыки, как отличное написание песен и превосходное вокальное исполнение".
BBC Music review в 2015 году назвал его "просто одним из величайших дебютных альбомов 1990-х" и сказал, что "составляющие то, что составляет большую часть этой коллекции, легко проследить – вплоть до даба, соула и особенно хип-хопа; множество скретч-эффектов, лупов и сэмплов... Но именно то, как части собираются вместе, делает Dummy особенным по сей день...
Подражатели приходили и уходили, но ни один акт не воспроизвел вызывающее тревогу великолепие, созданное здесь, за исключением самих Portishead". В 2017 году Филип Шербурн в статье для Pitchfork резюмировал, что "Дебют Portishead 1994 года - это шедевр уныния и отчаяния. Они изобрели свой собственный вид виртуозности, который включал в себя музыкальность, технологии и ауру".
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"Дебют Portishead, Dummy, - это зенит трип-хопа девяностых, жанра, который они не изобретали, но который этот навязчивый альбом переопределил. Группа расцвела на даб-ориентированной сцене, которая процветала в Бристоле, в тени суровых экономических реалий британского наследия Тэтчеризма
Бет Гиббонс впервые встретила Джеффа Барроу в рамках программы создания рабочих мест, которая финансировала ее выступления в барах. Но они выбрали иной музыкальный путь, чем их родственные души — ориентированную на танцы Massive Attack или сюрреалистический рэп Tricky.
Их мрачно-притягательное атмосферное звучание смешало совершенно новый набор элементов в разрозненные брейкбиты: сентиментальная любовная песня, фильм ужасов, джаз, изысканно неуравновешенный вокал Бет, мастерство Джеффа в диджейских технологиях и их высочайшее мастерство написания песен.
Посмотрите, например, "Sour Times", и вы найдете восхитительную, захватывающую дух сентиментальную любовную песню, построенную на сэмпле из партитуры Лало Шифрина к "Инциденту на Дунае" из фильма "Миссия невыполнима". Интуитивный вокал Бет умоляет и парит над пустынным, мерцающим звуковым ландшафтом, в котором гитарные узоры Адриана Атли переплетаются с беспокойными петлями и сэмплерами Барроу.
Странное обольстительное очарование, которое он все еще излучает, сделало его альбомом года 1994 года в таких британских журналах, как Mixmag (танцевальный), The Face (ультрасовременный стиль) и Melody Maker (инди-рок). К началу 1995 года, благодаря необузданной интенсивности гитары и вокала, томная, соблазнительная "Glory Box" вошла в британские поп-чарты на 13-м месте. К концу того же года Portishead продали более 150 000 компакт-дисков в Соединенных Штатах и выиграли престижную британскую музыкальную премию Mercury music prize. "
Label- Go! Discs
Producer- Portishead • Adrian Utley
Art Direction Ich And Kar
Nationality - UK Running Time - 45:30