Призрачная Повозка (1921) или «Возница»
ЭКИПАЖ-ПРИЗРАК (1921) / KORKARLEN
Швеция (Свенск) АБ), 93 мин., немой, черно-белый
Режиссер: Виктор Шёстрём
Продюсер: Чарлз Магнуссон
Автор сценария: Виктор Шёстрём, по роману Сельмы Лагерлёф
Оператор: Юлиус Йенцон
В ролях: Виктор Шёстрём, Хильда Боргстрём, Тор Свеннберг, Астрид Хольм, Конкордия Силэндер, Лиза Ландхольм, Тор Вейден, Эйнар Аксельсон, Олаф Ос, Симон Линдштранд, Нильс Элффорс, Альгот Гуннарсон, Хильдур Литман, Йон Экман
В прокате фильм «Экипаж-призрак» известен под другими названиями: «Возница», или «Призрачная повозка» (швед. Körkarlen).
«Экипаж-призрак», ставший всемирно известным сразу после выхода на экраны, не только прославил режиссера, сценариста и актера Виктора Шёстрёма и шведское немое кино, но также оказал заметное художественное влияние на многих великих режиссеров и продюсеров. Наиболее известный элемент в фильме, несомненно, изображение мира духов как состояния неопределенности между Небесами и землей. Сцена, в которой главный герой алкоголик Дэвид Хольм (Шёстрём), полный ненависти и саморазрушения, просыпается от боя курантов в новогоднюю ночь и с удивлением видит свой труп, осознавая, что обречен на ад — одна из самых цитируемых в истории кинематографа.
Создав простую, но трудоемкую и тщательно поставленную серию эпизодов с двойными экспозициями, режиссер и фотограф создали трехмерную иллюзию мира призраков. Ничего подобного в истории кинематографа до этого не встречалось. Возможно, более важна целостная картина фильма, однако серия ретроспектив и даже «ретроспективы- внутри-ретроспектив», облегчающие восприятие сюжета, возвысили этот бесхитростный рассказ о нищете и деградации до произведения поэтического искусства.
Проследив всю творческую карьеру Шёстрёма, мы увидим, что «Экипаж-призрак» — это богословское и философское продолжение социальной тематики, представленной им в его полемическом произведении Ингеборг Хольм (1913). Оба фильма изображают постепенное разрушение человеческого достоинства в холодном и бессердечном обществе, доводящем свою жертву до ожесточения и безумия. Эту связь подчеркивает Хильда Боргстрём, запомнившаяся зрителям в роли Ингеборг Хольм и теперь играющая замученную жену, такую же, как доведенную до отчаяния миссис Хольм. Здесь она играет сострадательную, но бедную мать, которую ждет самоубийство или клиника для душевнобольных.
Религиозная наивность в романе «Возница» (Körkarlen, 1912) Сельмы Лагерлёф (по его мотивам снят фильм) могла бы вызвать смех у светской публики спустя 80 лет, но угнетающая, реалистичная игра и несчастная жизнь главных действующих лиц, которая должна прийти к своей логической развязке, если бы не мелодраматический финал, всегда будут впечатлять нас.
Смотрите Виктор Шёстрём - Призрачная Повозка (1921) или «Возница»