Радио России-Когда не хватает джаза от 13/09/2014.
Радио России-Когда не хватает джаза от 13/09/2014.
У микрофона – автор и ведущий программы "Когда не хватает джаза" Алексей Колосов.
• Когда я смотрю на диск, лежащий передо мною на столе, в очередной раз с изумлением обнаруживаю, что музыканту, записавшему его, в момент записи было 90 лет. И мы сейчас вновь убедимся, как молодо он звучал в свои девяносто.
А вообще-то, этот выдающийся альт-саксофонист прожил долгую жизнь. Он скончался, когда ему было уже почти 96. Речь идёт о прославленном мастере альт-саксофона Бенни Картере (Benny Carter). Он, конечно же, один из символов эры "свинга", один из самых ярких альт-саксофонистов 30-х годов, и его стиль – своего рода альтернатива тому, что делали на этом инструменте в те времена Вилли Смит (Willie Smith) и Джонни Ходжес (Johnny Hodges).
Об этом музыканте-самоучке можно рассказывать очень долго, и о нём уже не раз рассказывалось. Но сегодня хочется вспомнить один альбом, который, наверное, доставит немало удовольствия любителям джаза, потому что здесь главное место× Картер уделяет вокалистам. У него несколько таких альбомов. Все они носят общее название "Songbook", то есть "Собрание песен".
Этот диск называется "Бенни Картер. Собрание песен. Том 2-й" ("Benny Carter Songbook Volume II"). Здесь поют звёзды джазового вокала разных поколений, но начать хотелось бы с певца, который, конечно же, в особых рекомендациях не нуждается. Это Джо Уильямс (Joe Williams), вокалист, родившийся в 1918 году и прославившийся во второй половине 50-х годов, когда он работал в оркестре Каунта Бейси (Count Basie).
Джо Уильямс, прежде всего, выдающийся исполнитель блюза, хотя он и поп-музыку пел прекрасно. Сейчас прозвучит весьма колоритный голос Джо Уильямс в песне, написанной Бенни Картером и Леонардом Фезером (Leonard Feather), которая называется "Мои мысли по-прежнему о тебе" ("My Mind Is Still On You").
В исполнении американского певца× Уильямса звучит песня Бенни Картера из альбома "Benny Carter Songbook Volume II":
1. "My Mind Is Still On You".
На альбоме "Бенни Картер. Собрание песен. Том второй" с 90-летним альт-саксофонистом, который, как всегда, звучит азартно, молодо и элегантно, играют великолепные музыканты. Это пианист Крис Невилл (Chris Neville), контрабасист Стив ЛаСпина (Steve LaSpina) и барабанщик Шерман Фергюсон (Sherman Ferguson).
Но особую симпатию вызывает главный партнёр Бенни Картера на этом диске – трубач Уоррен Ваше (Warren Vache). Это музыкант, который на несколько десятилетий моложе Б. Картера, он пришёл в джаз в 70-е годы. И появился там, как никем не ожидаемый в ту эпоху энтузиаст стиля "свинг" – джаза 30-х годов, и в этой стилистике он играет всю жизнь, делая это мастерски и сохраняя присущую джазу этой эпохи эмоциональность и праздничность. В этом мы сейчас в очередной раз убедимся. Звучит композиция Бенни Картера под названием "Вечерняя звезда" ("Evening Star"). А петь её будет известный исполнитель поп-музыки и джазовых стандартов Кенни Рэнкин (Kenny Rankin).
В исполнении американского джазового певца Кенни Рэнкина (Kenny Rankin) звучит песня× Картера из альбома "Benny Carter Songbook Volume II":
2. "Evening Star" ("Вечерняя звезда").
• Следующий музыкант, о котором в программе пойдёт речь, тоже самоучка. Хотя для представителей его поколения, а он родился в 1937 году, это уже большая редкость. Но в семье Чарли Хейдена (Charlie Haden), а именно о нём идёт речь, существовали замечательные музыкальные традиции. Его родители были музыкантами-любителями и играли музыку, видимо, замешанную на блюзе, а, следовательно, хотя бы косвенно имевшую отношение к джазу. Чарли Хейден стал поистине выдающимся джазовым контрабасистом и замечательным композитором. О его феноменальных партнёрских качествах известный американский джазовый пианист Денни Зейтлин (Цейтлин, Denny Zeitlin) говорит следующее: "Уши у Ч. Хейдена словно радары, таких нет больше ни у одного басиста".
Сегодня мы вспомним альбом "Now Is The Hour", вышедший под именем Чарли Хейдена, в 1996 году. На нём он играет со своим ансамблем – квартетом "West" (Haden C. Quartet West). Пьеса, которая сейчас прозвучит, написана самим Чарли Хейденом. Она называется "There In A Dream" ("Там, в мечте"). И квартет "West" предстаёт здесь в следующем составе: Чарли Хейден (контрабас), Эрни Уоттс (Ernie Watts, тенор-саксофон), Алан Бродбент (Alan Broadbent, фортепиано) и Лоуренс Мэребл (Lawrence Marable, барабаны). Диск этот интересен ещё и тем, что в некоторых композициях квартет "West" играет в сопровождении оркестра. И аранжировки там очень хороши. А сделаны эти аранжировки талантливым пианистом квартета "West" Аланом Бродбентом.
В исполнении квартета "West" американского контрабасиста× Хейдена звучит композиция из альбома 1996 года "Now Is The Hour":
3. "There In A Dream" (Charlie Haden).
Карьера Чарли Хейдена началась в 1957 году, когда он играл с замечательным альт-саксофонистом Артом Пеппером (Arthur Edward "Art" Pepper). Затем судьба свела его с далеко не ординарным американским пианистом Полом Блеем (Paul Bley). Но особенно важным был период сотрудничества на протяжении трёх лет – в конце 50-х и начале 60-х годов – с ниспровергателем джазовых традиций, бескомпромиссным авангардистом Орнеттом Коулменом (Ornette Coleman). Любопытно, что к числу джазовых фаворитов Чарли Хейдена относятся два выдающихся джазовых контрабасиста разных эпох. Это Джимми Блэнтон (Jimmy Blanton), игравший в оркестре Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Скотт ЛаФаро (Scott LaFaro) из трио Билла Эванса (Bill Evans). И наряду с ними уже упомянутый альт-саксофонист, бунтарь Орнетт Коулмен.
В исполнении квартета "West" американского контрабасиста× Хейдена звучит композиция из альбома 1996 года "Now Is The Hour":
4. "Blue Pearl" ("Голубая жемчужина", Bud Powell).
К счастью, этому блистательному музыканту удалось в 60-е годы решить одну проблему, которая могла бы оказаться для него роковой. В 1963 году Чарли Хейден начал посещать организацию "Синенон" (The Synanon organization), центр по излечению наркоманов, где целый ряд замечательных музыкантов сумели избавиться от зависимости. Среди них, кстати, был и выдающийся джазовый гитарист Джо Пасс (Joe Pass). Как говорит сам Чарли Хейден, лечение в центре "Синенон" спасло не только его карьеру, но и жизнь.
Уникальные партнёрские качества Чарли Хейдена, его поразительная профессиональная гибкость привлекали к нему самых разных партнёров, представителей очень далёких, казалось бы, друг от друга джазовых стилей. Он был востребован и авангардистами – Арчи Шеппом (Archie Shepp) и Росуэллом Радом (Roswell Rudd), и, вероятно, первым выдающимся джазовым вибрафонистом Редом Норво (Red Norvo), и британским гитаристом Джоном Маклофлином (John McLaughlin) или, скажем, кларнетистом Пи Ви Расселлом (Pee Wee Russell), музыкантом, казалось бы, перепробовавшем себя во всех мыслимых джазовых стилях.
Всё это происходило уже в 80-е годы. И в этот период Чарли Хейден ярко стал проявлять себя и как лидер собственных проектов. Достаточно сказать, что в 1969 году под его именем вышел альбом "Liberation Music Orchestra", который заслужил очень высокую оценку джазовой критики и награды таких авторитетных музыкальных изданий, как британский журнал "Melody Maker" и японский журнал "Swing Journal".
А сейчас вновь альбом Чарли Хейдена 1996 года и композиция, в основе которой лежит народная мелодия маори под названием "Now Is The Hour (Haere Ra)" или "Настал час".
В исполнении квартета "West" американского контрабасиста× Хейдена звучит композиция из альбома 1996 года "Now Is The Hour":
5. "Now Is The Hour (Haere Ra)" (Maewa Kaihau – Clement Scott – Dorothy Stewart).
Музыкантов, отличающихся неординарностью мышления и глубиной музыкальных идей, совсем немного на современной джазовой сцене. И к искусству× Хейдена мы будем возвращаться вновь и вновь.
• А сейчас вновь будет звучать джазовый вокал, причём в довольно неожиданном преломлении, потому что петь будет очень популярный современный джазовый тромбонист. Речь идёт о шведском музыканте Нильсе Ландгрене (Nils Landgren) и его совместном альбоме со знаменитым американским клавишником и композитором Джо Сэмплом (Joe Sample). Диск этот был записан в 2006 году, и называется он "Creole Love Сall".
Нильс Ландгрен, родившийся в 1956 году, в молодые годы, в сущности, не готовил себя к карьере джазмена, но поворотным пунктом стала встреча с несколькими выдающимися шведскими джазменами, в первую очередь с уникальным тромбонистом Эйе Телином (Eje Thelin). Н. Ландгрен перебрался в Стокгольм (до этого он жил в провинции) и там стал работать со шведской поп-звездой Бьёрном Скифсом (Björn Skifs).
Но параллельно у него началась и джазовая карьера. И вскоре он уже сотрудничал с такими выдающимися мастерами, как пианист Херби Хэнкок (Herbie Hancock), группа "Крузейдерс" ("The Crusaders"). Он оказался востребован и прославленной поп-группой "АББА" ("ABBA"). Тромбонист записал огромное количество альбомов с другими музыкантами, а с 1983 года начали выходить диски уже под его именем. Девятью годами позже появилось группа, ставшая очень популярной, под названием "Нильс Ландгрен Фанк Юнит" ("Nils Landgren Funk Unit").
Итак, совместный альбом Нильса Ландгрена и Джо Сэмпла, вышедший в 2006 году. Джо Сэмпл – за фортепиано, Нильс Ландгрен играет на тромбоне и поёт. Для начала прозвучит композиция Аллена Тусонта (Allen Toussaint) под названием "Get Out Of My Life Woman" ("Ступай прочь из моей жизни, женщина").
В исполнении шведского тромбониста и вокалиста Нильса Ландгрена и американского пианиста× Сэмпла звучит композиция из альбома 2006 года "Creole Love Сall":
6. "Get Out Of My Life Woman" (Allen Toussaint).
Об американском пианисте Джо Сэмпле (Joe Sample) уже рассказывалось много раз. Это музыкант со стопроцентной джазовой закваской, но в глазах многих своих почитателей он предстаёт, прежде всего, как лидер невероятно популярной во всём мире группы "The Crusaders". Этот коллектив появился в 1972 году и стал играть сплав самых разнообразных музыкальных стилей – джаза, рока, ритм-энд-блюза. Там были элементы латиноамериканской музыки. Одним словом, это был стиль "фьюжн", причём в его весьма доступной и элегантной версии. Многочисленные поклонники Джо Сэмпла даже не представляют себе, что это музыкант, который по-прежнему всем сердцем привержен джазу, и это он старается подчёркивать практически на всех своих сольных альбомах.
А сейчас имена музыкантов, записавших альбом, который мы слушаем: Нильс Ландгрен (тромбон и вокал), Джо Сэмпл (фортепиано и электропиано), Рэй Паркер младший (Ray Parker Jr., гитара и вокал), Крис Северин (Chris Severin, контрабас), Раймонд Вебер (Raymond Weber, барабаны), Ленни Кастро (Lenny Castro, перкуссия). Не обошлось на этом диске, между прочим, без одного из главных хитов группы "The Crusaders". Имеется в виду знаменитая песня Джо Сэмпла и Уилла Дженнингса (Will Jennings) "Soul Shadows" ("Душевные следы"). Её-то мы сейчас и услышим.
В исполнении шведского тромбониста и вокалиста Нильса Ландгрена и американского пианиста× Сэмпла звучит композиция из альбома 2006 года "Creole Love Сall":
7. "Soul Shadows" (Joe Sample – Will Jennings).
Как всегда, жду ваших писем по адресу: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Когда не хватает джаза". Алексею Колосову.
Над программой работали: режиссёр Геннадий Макаров, автор и ведущий Алексей Колосов.
13 сентября 2014
Дейв Брубек: с квартетом и в одиночкуУ микрофона – ведущий программы "Когда не хватает джаза" Алексей Колосов.
• Американский джазовый пианист и композитор Дейв Брубек (Dave Brubeck) прожил долгую и на редкость яркую жизнь. В сущности, его творческая судьба является доказательством того, что новаторство вполне совместимо с успехом. Казалось бы, это невозможно, и, тем не менее, Дейву Брубеку удалось это доказать. Он был новатором с самого начала, и проявлялось это очень во многом. Его квартет, появившийся в первой половине 50-х годов, стал одним из самых популярных джазовых ансамблей XX века.
Любые записи Д. Брубека, когда бы они ни были сделаны, поражают своей свежестью и неожиданностью. Этот музыкант настолько опередил своё время, что они и сейчас, по прошествии стольких лет после того, как были сделаны, звучат невероятно современно.
В этом сегодня мы ещё раз убедимся, потому что будем слушать знаменитый альбом квартета Дейва Брубека (The Dave Brubeck Quartet) под названием "Квартет Дейва Брубека в Карнеги-холле" (“DBQ At Carnegie Hall”). Концерт этот состоялся 21 февраля 1963 года в самом престижном зале США. На том выступлении квартет Д. Брубека предстал в своём классическом составе: Дейв Брубек – фортепиано, Пол Дезмонд (Paul Desmond) – альт-саксофон, Юджин Райт (Eugene Wright) – контрабас и Джо Морелло (Joe Morello) – барабаны. Этот двойной альбом квартета Дейва Брубека входит в "золотой" фонд джаза XX века.
В исполнении квартета американского пианиста× Брубека звучит знаменитая композиция× Хэнди из двойного альбома 1963 года "DBQ At Carnegie Hall”:
1. "St. Louis Blues" (William C. Handy).
Совершенно неожиданная трактовка квартетом× Брубека знаменитой композиции.
Американский джазовый пианист и композитор Дейв Брубек родился 6 декабря 1920 года в городке Конкорд в Калифорнии. Его мать – пианистка, а братья – учителя музыки. Занятия на фортепиано для Дейва начались в четырёхлетнем возрасте. Его первым педагогом была мать. А в 13 лет, как это ни удивительно, он уже играл в местном диксиленде. Биография поистине удивительная.
В годы учёбы в колледже Д. Брубек занимался композицией у известного французского композитора Дариуса Мийо (Darius Milhaud). И вот тут обнаружилась поразительная вещь. Выяснилось, что одарённый молодой композитор и пианист не знаком с нотной грамотой. Всё этот молодой музыкант играл на слух, обладая феноменальной музыкальной памятью.
В исполнении квартета американского пианиста× Брубека звучит композиция из двойного альбома 1963 года "DBQ At Carnegie Hall”:
2. “Bossa Nova U.S.A” ("Босса нова США", Dave Brubeck).
Французский композитор Дариус Мийо, у которого занимался по композиции Дейв Брубек, как это ни удивительно, поощрял своих студентов играть джаз. Но всерьёз джазовая карьера началась для Д. Брубека уже в послевоенные годы. А во время войны он находился в знаменитой армии генерала Паттона в Европе, руководил там духовым оркестром.
В послевоенные годы сначала молодой композитор и пианист создал довольно необычный ансамбль – октет. Если послушать записи, сделанные более 60 лет назад этим ансамблем, то просто диву даёшься, насколько современно они звучат и сейчас благодаря тому, что уже тогда Д. Брубек начал экспериментировать с полиритмией и политональностью.
Затем у Д. Брубека было собственное трио. И он продолжал экспериментировать в этом же направлении. Наконец, в 1952 году у него появился квартет, где идеальным партнёром для Дейва Брубека стал альт-саксофонист Пол Дезмонд, музыкант, мысливший удивительно изысканно, игравший на альт-саксофоне невероятно лёгким, прозрачным звуком, который, казалось бы, в принципе невозможен на этом инструменте.
А сейчас обратимся к альбому Дейва Брубека, который был записан в 2000 году. Называется он "One Alone". Его название, которое переводится "В одиночку", очень точно отражает суть происходящего в музыке. Диск этот Дейв Брубек действительно записал в одиночку, без ритм-секции и каких бы то ни было других партнёров. Это камерное джазовое музицирование, раздумья за фортепиано необычайно изобретательного и утончённого композитора и импровизатора, умудрённого огромным профессиональным опытом.
В исполнении американского джазового пианиста и композитора× Брубека звучит композиция из альбома 2000 года "One Alone":
3. "Summer Song" ("Летняя песня", Dave Brubeck).
Квартет Дейва Брубека достиг невероятной популярности буквально через два года после своего появления. Именно поэтому в 1954 году на обложке очень престижного американского журнала "Тайм" ("Time") появилась фотография лидера этого квартета – Дейва Брубека.
Чего только не было в биографии этого легендарного ансамбля! Он выступал и в Белом доме. А в 1959 году состоялось чрезвычайно успешное турне квартета Дейва Брубека по целому ряду европейских стран. В том числе они выступали в Польше. Думаю, это сыграло немаловажную роль в развитии польского джаза, который, как известно, через несколько лет стал чрезвычайно ярким явлением на европейской джазовой карте. В рамках этого же турне квартет выступал и в странах Ближнего Востока.
Квартет Дейва Брубека просуществовал до 1967 года, после чего в джазовой деятельности Д. Брубека наступила пауза. Он стал сочинять религиозную музыку, а годом позже у него появился уже новый ансамбль с участием выдающегося баритон-саксофониста Джерри Маллигана (Gerry Mulligan).
Хочется заметить, что× Брубек не похож на большинство своих джазовых коллег ещё и тем, что работал он на протяжении своей долгой жизни во многих жанрах. Много работал в области академической музыки. У него были здесь самые разные сочинения. Например, на его музыку был поставлен балет прославленной труппой "Американский театр балета". Дейв Брубек издал серию из 11 сборников своих пьес: 10 из них – фортепианные и 1 сборник вобрал в себя его органные сочинения. У Д. Брубека немало симфонической музыки.
Наряду с этим Д. Брубек работал и в совершенно иных жанрах. Так, например, в 1962 году вместе со своей женой Йолой (Iola), которая выступила в качестве либреттиста, он сочинил антироссийский мюзикл под названием "Настоящие послы" ("The Real Ambassadors"). Мюзикл этот, к сожалению, был исполнен только один раз на Монтеррейском джазовом фестивале, но зато он был записан с участием выдающихся представителей американского джаза. В этой записи принимали участие трубач Луи Армстронг (Louis Armstrong), певица Кармен МакРей (Carmen McRae) и прославленный вокальный ансамбль "Ламберт, Хендрикс и Росс" ("Lambert, Hendricks & Ross").
В исполнении американского джазового пианиста и композитора× Брубека звучит композиция из альбома 2000 года "One Alone":
4. "Over The Rainbow" ("Над радугой", Harold Arlen – E.Y. "Yip" Harburg).
Неудивительно, что, живя именно в такой атмосфере, глядя на своего отца, джазменами стали и сыновья Дейва. Был период в долгой карьере Дейва Брубека, когда он работал с ансамблем под названием "Two Generations Of Brubeck" ("Два поколения Брубеков"). Ансамбль этот, как можно догадаться, состоял из него самого и трёх сыновей: Дариуса (Darius Brubeck), который играл на клавишных инструментах, Криса (Chris Brubeck) – басиста и Дэна (Dan Brubeck) – барабанщика.
И, тем не менее, какие бы новые составы ни появлялись у Дейва Брубека, при каждой возможности он старался вновь на сцене соединиться со своим великим партнёром – альт-саксофонистом Полом Дезмондом. Так происходило до самой смерти этого музыканта, который ушёл из жизни в 1977 году. Именно Пол Дезмонд стал автором самой популярной композиции во всём репертуаре квартета Дейва Брубека – композиции, которая, помимо всего прочего, стала музыкальной заставкой передачи "Когда не хватает джаза". Имеется в виду знаменитая пьеса П. Дезмонда "Take 5", которая написана в размере пять четвертей, что было очень необычно для джаза того времени. В квартете Дейва Брубека очень серьёзно экспериментировали в этом направлении, и у самого Дейва был целый ряд композиций, написанных в таких странных или, лучше сказать, неожиданных размерах – семь четвертей или девять восьмых.
В заключении передачи мы послушаем, как звучит композиция Пола Дезмонда "Take 5" ("Держи пять") на концерте в Карнеги-холл. Она завершала тот концерт, что вполне закономерно.
В исполнении классического состава джазового квартета× Брубека звучит композиция Пола Дезмонда из альбома 1963 года "DBQ At Carnegie Hall”:
5. "Take 5" (Paul Desmond).
В моей памяти американский джазовый пианист и композитор Дейв Брубек навсегда останется символом очень мощного созидательного начала. Таким он был на своём московском концерте в середине 80-х годов, когда он выступил со своим квартетом. Дело, конечно же, в первую очередь в его музыке, но и не только в ней, а в том, что до этого очень долго никто из выдающихся американских джазменов, да и просто из западных джазменов к нам не приезжал. Наша страна в этом смысле была не избалована. Дейв Брубек со своими замечательными партнёрами оказался мастером американского джаза, который пробил "железный занавес".
В заключение передачи звучит ещё один фрагмент сольного фортепианного альбома Дейва Брубека 2000 года.
В исполнении американского джазового пианиста и композитора× Брубека звучит фрагмент композиции из альбома 2000 года "One Alone":
6. "You've Got Me Crying Again" (Isham Jones – Charles Newman).
Как всегда, жду ваших писем по адресу: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Когда не хватает джаза". Алексею Колосову.
Над программой работали: режиссёр Анна Русакова, автор и ведущий Алексей Колосов.
Дейв Брубек: с квартетом и в одиночку (30.09.2013, 01.03.2014)