Радио России-Когда не хватает джаза.Джазовые моменты Дж.Ширинга и Дж.Уилсона
Радио России-Когда не хватает джаза.Джазовые моменты Дж.Ширинга и Дж.Уилсона
У микрофона – автор и ведущий программы "Когда не хватает джаза" Алексей Колосов.
• Диск, с которого мы начнём сегодня, мог бы замечательно выполнить свою миссию в какой-нибудь джазовой викторине, направленной на выявление эрудитов в области джаза.
На его обложке изображены очаровательные собачки, некоторые из которых, впрочем, в непроницаемых тёмных очках, в которых нам обычно доводится видеть слепых людей. Так и возникает вопрос, на кого же здесь намёк? Кто же записал этот диск с такой милой и симпатичной обложкой?
В сущности, угадать совсем несложно, потому что в XX веке среди именитых джазменов людей в таких непроницаемых тёмных очках было буквально два-три человека. В данном случае это прославленный английский пианист Джордж Ширинг (George Shearing). Его квинтет с ярко индивидуальным характерным звучанием существовал долго: с конца 40-х и до почти конца 70-х годов.
Альбом, который будет представлен сегодня, был записан позже. Это своего рода эпизодическое воссоединение квинтета. Но этого требовала публика, и, безусловно, она была в восторге оттого, что на сцене вновь, пусть хоть и ненадолго, появился один из самых любимых её ансамблей. Дело в том, что квинтет Джорджа Ширинга в 50-е и в начале 60-х годов был одним из самых популярных джазовых ансамблей на планете.
В исполнении джазового квинтета английского пианиста Джорджа Ширинга образца 1994 года звучит самая знаменитая композиция этого музыканта из альбома "That Shearing Sound":
1. "Lullaby Of Birdland" ("Колыбельная для "Бёрдлэнд", George Shearing).
"Бёрлэнд" ("Birdland") – это, как известно всем любителям джаза, самый знаменитый джазовый клуб в Нью-Йорке.
Британский джазовый пианист Джордж Ширинг родился в 1919 году в Лондоне в многодетной семье. Он родился слепым и очень рано проявил поистине незаурядные способности к музыке. Его занятия на фортепиано начались в трёхлетнем возрасте. Дж. Ширинг учился в специальной лондонской школе для слепых детей, и там он довольно рано увлёкся джазом. Нетрудно догадаться, что главным объектом его увлечения были джазовые пианисты Фэтс Уоллер (Fats Waller) и Тедди Уилсон (Teddy Wilson), Эрл Хайнз (Earl Hines) и Арт Тэйтум (Art Tatum).
Человеку творческому всегда очень важно найти опору в лице какого-то более опытного коллеги, который может и посоветовать, и порекомендовать, и познакомить с людьми, от которых зависит карьера музыканта. К счастью, в жизни молодого лондонского пианиста такой человек нашёлся. Это был уже весьма авторитетный, несмотря на свой молодой возраст, джазовый критик Леонард Фэзер (Leonard Feather). Он высоко оценил способности молодого пианиста по имени Джордж Ширинг. Первая запись этого музыканта была сделана по рекомендации Леонарда Фэзера с неким танцевальным оркестром. Было это в 1937 году. С этого, собственно, и началась джазовая карьера Джорджа Ширинга.
Впрочем, настоящей джазовой звездой у себя родине в Великобритании Дж. Ширинг стал уже в 40-е годы, прежде всего, благодаря сотрудничеству с бежавшим от нацистов выдающимся французским джазовым скрипачом Стефаном Граппелли (Stéphane Grappelli). Тот оказался в Лондоне в 1940 году и стал тесно сотрудничать с талантливым молодым пианистом.
В 1947 году по совету всё того же Леонарда Фэзера Дж. Ширинг перебирается в мировую джазовую столицу Нью-Йорк. А двумя годами позже появляется его квинтет (George Shearing Quintet), которому суждено было так быстро покорить сердца любителей джазового искусства.
Квинтет этот был весьма необычен по составу. Он состоял из вибрафона, электрогитары, фортепиано, контрабаса и барабанов. Думая над его будущим стилем, Дж. Ширинг очень внимательно анализировал игру пианиста Милта Бакнера (Milt Buckner) с оркестром Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton) и даже то, как играла когда-то секция саксофонов в оркестре Гленна Миллера (Glenn Miller Orchestra). Всё это ему, как выяснилось, очень пригодилось.
Дж. Ширинг был, несомненно, новатором ещё в одной области. Он стал одним из первых играть музыку, которую тогда было принято называть "афро-кубинским джазом". Через какое-то время то же самое стали называть "латино джазом". И это направление также стало пользоваться огромной популярностью. Композиция в этом стиле как раз сейчас и прозвучит. Её написали Питер Де Роуз (Peter DeRose) и Сэмми Гэллоп (Sammy Gallop). Называется она "Autumn Serenade" ("Осенняя серенада").
Мне же осталось лишь представить музыкантов, играющих в квинтете британского джазового пианиста Джорджа Ширинга образца 1994 года. Лидер группы Джордж Ширинг играет на фортепиано, Луис Стюарт (Louis Stewart) – на гитаре, Стив Нельсон (Steve Nelson) – на вибрафоне, Нил Свейнсон (Neil Swainson) – на контрабасе и Деннис Мэкрел (Dennis Mackrel) – на барабанах.
В исполнении джазового квинтета английского пианиста Джорджа Ширинга образца 1994 года звучит самая композиция в стиле "латино джаз" из альбома "That Shearing Sound":
2. "Autumn Serenade" (George Shearing).
Всемирно известный джазовый квинтет британского пианиста Джорджа Ширинга прекратил своё существование в 1978 году. И после этого у музыканта наступил определённый творческий кризис. Ну, это вполне закономерно, потому что в творчестве всё не может быть одинаково ровно и успешно.
В конце 70-х годов у Дж. Ширинга появилась своя звукозаписывающая компания под названием Sheba. Она просуществовала несколько лет, но собственная звукозаписывающая компания не может быть заменой творческих взлётов.
Впрочем, они вновь наступили в жизни Джорджа Ширинга уже в 80-е годы. И проявилось это в его сотрудничестве со знаменитыми коллегами-пианистами Мэриэн МакПартленд (Marian McPartland) и Хэнком Джонсом (Hank Jones), гитаристом Джимом Холлом (Jim Hall) и классическим валторнистом Барри Такуэллом (Barry Tuckwell).
Мы же для того, чтобы сделать попытку нарисовать более объёмный и многогранный портрет Джорджа Ширинга, вспомним его альбом начала 60-х годов, где он играет в трио с контрабасистом Израэлем Кросби (Israel Crosby) и барабанщиком Вернелом Форнье (Vernel Fournier). Альбом называется "Jazz Moments", и вышел он в 1962 году.
В исполнении джазового трио британского пианиста Джорджа Ширинга звучит джазовый стандарт из альбома 1962 года "Jazz Moments":
3. "It Could Happen To You" ("Это могло бы случиться с тобой", Jimmy Van Heusen – Johnny Burke).
Только что прозвучавшая композиция говорит о том, что Джордж Ширинг испытывал на себе несомненное влияние классической музыки. И хотя он испытывал на себе множество влияний в молодые годы, тем не менее, сумел стать одной из самых ярких и привлекательных индивидуальностей на джазовой сцене XX века. В этом урок, который мы можем извлечь из его судьбы и долгой жизни, а музыкант прожил 91 год. В последние годы он, впрочем, уже не выступал и не записывался. Однако нельзя не признать, что Джордж Ширинг прожил жизнь долгую, удивительно яркую и насыщенную.
Звучит ещё одна из наиболее знаменитых композиций Джорджа Ширинга, которая называется "Conception". И это вновь его квинтет. Диск записан в 1994 году. Называется он "That Shearing Sound".
В исполнении джазового квинтета английского пианиста Джорджа Ширинга образца 1994 года звучит самая композиция в стиле "латино джаз" из альбома "That Shearing Sound":
4. "Conception".
В заключение рассказа о британском джазовом пианисте Джордже Ширинге послушаем ещё один фрагмент альбома, который он записал в трио в 1962 году. Диск этот назывался "Jazz Moments".
В исполнении джазового трио британского пианиста Джорджа Ширинга звучит джазовый стандарт из альбома 1962 года "Jazz Moments":
5. "Makin' Whoopee".
• Биг-бенды, к сожалению, не так часто звучат в нашей передаче, и поэтому я думаю, что следующая часть этой программы доставит особое удовольствие любителям именно таких джазовых составов.
Тем более что в данном случае речь пойдёт о музыканте с очень интересной судьбой. Он и трубач, и композитор, и аранжировщик, и бенд-лидер. А коллеги считают его просто-напросто наиболее активным джазовым деятелем на Западном побережье США на протяжении многих-многих лет.
Речь идёт о Джеральде Уилсоне (Gerald Wilson), музыканте, родившемся в штате Миссисипи в 1918 году. Начинал он своё серьёзное музыкальное образование с фортепиано, занимался в колледже на этом инструменте, но затем перешёл на трубу, и уже в качестве трубача он делал свою джазовую карьеру. Причём довольно быстро завоевал авторитет благодаря чему в 1939 году, когда музыканту было всего лишь 21 год, он оказался в одном из лучших американских джазовых биг-бендов – оркестре Джимми Лансифорда (Jimmie Lunceford), где Джеральд Уилсон сменил ушедшего трубача и аранжировщика Сая Оливера (Sy Oliver).
Казалось бы, всё складывалось достаточно успешно. Джеральд Уилсон работал в начале 40-х годов в оркестрах Бенни Картера (Benny Carter) и Леса Хайта (Les Hite). Но заветной мечтой Джеральда Уилсона было создание своего собственного биг-бенда. И первый свой оркестр он создал в 1944 году. Впрочем, первая попытка оказалась не слишком успешной. Биг-бенд просуществовал всего лишь два года.
А сейчас мы обратимся к записям оркестра трубача Джеральда Уилсона уже XXI века. Это альбом под названием "In My Time". Диск вышел в 2005 году. Сейчас прозвучит, вероятно, самая знаменитая композиция Джеральда Уилсона под названием "Jeri".
В исполнении джазового биг-бенда под руководством американского трубача Джеральда Уилсона звучит композиция из альбома 2005 года "In My Time":
6. "Jeri" (Gerald Wilson).
В конце 40-х годов Джеральд Уилсон работал в оркестре выдающегося джазового трубача, одного из основоположников стиля "би-боп" Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и даже написал несколько композиций для этого коллектива.
В начале 50-х годов он предпринял новую попытку создать собственный биг-бенд. Оркестр также просуществовал недолго. Успехом завершилась лишь третья попытка, которую Дж. Уилсон сделал в 1957 году. Этот оркестр просуществовал очень долго и добился большого успеха.
Впрочем, Джеральд Уилсон отличается необычайной профессиональной активностью, поэтому, помимо руководства своим оркестром, он на протяжении многих лет ведёт собственное радиошоу, преподаёт в Калифорнийском университете, руководит военным оркестром и даже является художественным руководителем джазового фестиваля в Монтерее (The Monterey Jazz Festival).
В исполнении джазового биг-бенда под руководством американского трубача Джеральда Уилсона звучит композиция из альбома 2005 года "In My Time":
7. "Blue's For Manhattan" ("Блюз для Манхэттена", Gerald Wilson).
Как всегда, жду ваших писем по адресу: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Когда не хватает джаза". Алексею Колосову.
Над программой работали: режиссёр Геннадий Макаров, автор и ведущий Алексей Колосов.
Джазовые моменты Дж. Ширинга и Дж. Уилсона
http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57108/episode_id/984653/