R.E.M. альбом Murmur (1983)
"Мурмур" привлек внимание критиков после своего выхода своим необычным звучанием, определяемым загадочными текстами вокалиста Майкла Стайпа, резким гитарным стилем гитариста Питера Бака и мелодичными басовыми линиями Майка Миллса.
Murmur-дебютный студийный альбом американской альтернативной рок-группы R. E. M., выпущенный 12 апреля 1983 года лейблом I. R. S. Records.
Они начали записывать его в декабре 1982 года. Поначалу компания звукозаписи I. R. S. объединила их с продюсером Стивеном Хейгом, который был более известен и знаменит, чем первоначально планировавшийся Митч Истер. Акцент Хейга на техническом совершенстве огорчал группу; продюсер заставил их сделать несколько дублей песни "Catapult", что деморализовало барабанщика Билла Берри. Кроме того, Хейг взял готовый трек в Synchro Sound studios в Бостоне и добавил к нему клавишные партии без разрешения группы и к их ужасу.
Сердитые и злые, участники группы попросили лейбл разрешить им записаться вместе с Митчем Истером.
I. R. S. согласилась на "пробную" сессию, позволив бунтарям поехать в Северную Каролину и записать песню "Pilgrimage" с Истером и его помошником Доном Диксоном. В итоге смена продюсера произошла.
Большая часть материала для альбома была протестирована на предыдущих турах. Из-за неудачного опыта работы с Хейгом группа записала альбом "на волне отрицания", принципиально отказываясь включать рок-клише, такие как гитарные соло или популярные тогда синтезаторы, чтобы придать своей музыке вневременное ощущение.
Диксон и Истер взяли на себя ответственность за большую часть процесса записи, то есть не особенно вмешивались. Пара исправляла вокальный трек или просила солиста Майкла Стайпа перезаписать вокал, только в том случае, если он был очень некачественным.
Звуки "мурмура" представляют спокойную, интровертную часть первой волны альтернативного рока в Соединенных Штатах. В то время такой звук был новым, хотя и не выходил за рамки традиционной рок-музыки. У гитар - яркий, похожий на колокольчики перезвон, который вызывал в памяти сравнения с Byrds, а у бас-гитары - яркий пробивной звук гитар фирмы Rickenbacker, любимый Майком Миллзом. Миллс отвечает за большую часть мелодического элемента музыки на басу, способствуя грустноватому звучанию ранних альбомов R. E. M.
Этому характерному звучанию способствует и отстраненное пение Майкла Стайпа, чьи неясные тексты, спетые невнятно, придают таинственность и глубину музыке.
На лицевой стороне обложки изображена победа сорняка над культурными растениями, знаменитого "структурного паразита" - кудзу, который растет так быстро, что изменяет ландшафт и убивает другие виды, полностью затеняя их. Этот несгибаемый борец с гербицидами и выкашиваниями огорчает южан-американцев и заставляет их серьёзно раскошелиться.
Высокая деревянная эстакада, изображенная на задней обложке оригинального винилового альбома, являлась частью железной дороги в штате Джорджия по пути к Атенсу (городок "Афины"в штате Огайо, родина музыкантов) и стала после выхода альбома чем-то вроде местной достопримечательности. Спустя годы планы по сносу эстакады, ныне обычно именуемой "мурмурной эстакадой", даже вызвали общественный резонанс и протесты.
Пластинка достигла 36-го места в чарте альбомов Billboard. Несмотря на позитив критиков, к концу 1983 года "Мурмуров" было продано всего около 200 000 копий, что, по мнению Джея Боберга из I. R. S., было ниже ожиданий.
Murmur был в конечном итоге сертифицирован золотым (500 000 единиц) Ассоциацией звукозаписывающей индустрии Америки в 1991 году.
Журнал Rolling Stone дал альбому четыре из пяти звезд. Рецензент Стив Понд посчитал, что это...интеллектуальный, загадочный, глубокий альбом, он раскрывает глубину и связность для R. E. M."
Джонатан Грегг из Record описал Murmur как " великолепный маленький фильм-нуар, строгий, но богатый подтекстом." Он особенно высоко оценил характерный для группы "дерганый, беспокойный танцевальный ритм" и непостижимость смысла альбома, отметив, что и без того загадочные тексты Стайпа часто трудно разобрать из-за того, что они поются с намеренным невнятным звуком, теряются в мутном миксе и/или заглушаются инструментальной работой, в результате возникает впечатляющее ощущение смысла, даже если сам смысл не понимается.
рецензия Гарета Томпсона, обозревателя, работавшего для многих музыкальных изданий , в их числе Music Week, Video Week, Kerrang!:
"Дилан Томас однажды пошутил, что его ранние поэмы были настолько сложными, что он со временем сам перестал их понимать. Майкл Стайп также вынужден был признать спустя три года после написания гимновой композиции «Pilgrimage» в альбом «Murmur» («Бормотание»): «Она до сих пор меня озадачивает». Таким образом, дебютный альбом группы, полный невнятного бормотания, получил соответствующее название. Однако Стайп никогда не стремился к классической поэзии. Он признавал, что подтекст и загадочная образность могут многое передать.
По правде говоря, мистические трели Стайпа помогли раннему «R.E.M.» выделиться. В музыкальном отношении «Murmur» построен на резких аккордах Питера Бака на «Рикенбэкере» и надоедливых мелодиях Стайпа. Сформировавшись среди альтернативных групп города Афины (Атенс), штат Джорджия, «R.E.M» неизменно привлекала поклонников на джаз-вечеринка колледжей и радиоканалах. Альбом «Murmur» был создан в госпел-студии Каролины, лэйбл которой требовал от продюсеров хитов. Классический виолончелист играл в композиции «Talk about the Passion» и был ошеломлен, когда не обнаружил нот для исполнения.
«Murmur» вызвал сенсацию в мире музыкальных критиков. Журнал «Rolling Stone» назвал его «Альбомом года» и пластинка пробралась в американский топ-30. За этим последовала массовая популярность и «R.E.M.» стали доморощенными талантами с музыкой более изысканной, нежели, скажем, у «Husker Du» или «Green on Red».
«New York Times» утверждало, что «Murmur» будет звучать также свежо через десять лет, как и сегодня».
С момента своего выхода Murmur активно фигурирует в различных списках "must have", составленных музыкальными СМИ. В 1989 году он занял восьмое место в списке 100 величайших альбомов 1980-х годов журнала Rolling Stone.
В 2003 году телевизионная сеть VH1 назвала Murmur 92-м в списке из величайших альбомов всех времен.
Лэйбл IRS Продюсер Don Dixon и Mitch Easter
Арт-директор Несколько Страна США
Продолжительность 44:01