Robert Wyatt альбом Shleep (1997)
Заумная музыка, которую долго смогут выдержать только персонажи, выросшие на Gentle Giant, Weather Report, King Crimson и Van Der Graaf Generator. Не для средних умов напряжение между сложными гармониями и расширенными импровизациями, авангард, короче. "Sleep" - седьмой альбом ветерана кентерберийской сцены и прогрессивного рока Роберта Уайатта. В записи приняли участие самые разные музыканты из самых разных жанров. После записей Уайатта в основном в одиночку в 1980-х годах, Sleep ознаменовал возвращение к участию других артистов, как на его альбомах 1970-х годов. Издание The Wire назвало Shleep записью года в ежегодном опросе критиков.
Кентерберийская сцена (или Кентерберийский саунд) была музыкальным явлением, сосредоточенным в городе Кентербери, графство Кент, Англия, в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Ассоциируемый с прогрессивным роком, термин описывает слабо акцентированный жанрово импровизационный стиль, в котором сочетались элементы джаза, рока и психоделия. Музыканты этого направления играли вместе в группах с постоянно меняющимся и накладывающимся друг на друга составом, что создавало некоторое сходство в их музыкальной продукции. Многие выдающиеся британские музыканты-авангардисты или фьюжн-музыканты начинали свою карьеру в группах Кентербери, включая Хью Хоппера, Стива Хилледжа, Дэйва Стюарта (клавишника), Роберта Уайатта, Кевина Айерса, Дэйвида Аллена и Майка Рэтледжа. Сами музыканты свой "кентерберизм" часто отвергают и считают это журналисткой затеей и клише, так как большинство из них к Кентербери имели мало отношения .
Сам Уайатт, выпавший в 28 лет по пьянке из окна 4 этажа, повредивший позвоночник и оставшийся на всю жизнь инвалидом, парализованным до пояса, теперь всю жизнь считает себя счастливчиком, так как инвалидность отвратила его от алкоголизма, от которого он непременно бы рано помер, как его собутыльник Кейт Мун в 32 года. Уайатту сейчас 78 лет.
В 1983 году Уайатт, говоря о советской музыке, рассказывал, что песни Татьяны Анциферовой, которые он слышал по радио, помогли ему пережить депрессию; он даже записал англоязычный вариант песни «Мир без любимого» («War Without Blood»).
Широко существует термин «уайаттинг», который изначально появился в блогах и музыкальных изданиях. Это словечко описывает ситуацию, когда некоторые посетители пабов ставят на музыкальных автоматах музыку Роберта Уайатта (в частности — композиции с альбома «Dondestan»), тем самым досаждая другим посетителям. «The Guardian» однажды процитировала Уайатта: «Я думаю, это действительно забавно. Мне кажется, это почётно, когда твоё имя становится глаголом». Однако когда его спросили, делает ли он подобное сам, Уайатт ответил: «О, нет. Я не люблю беспокоить людей, однако зачастую, когда я веду себя естественно, это кого-то смущает».
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
Давайте посмотрим серьёзно правде в глаза: почти нет исполнителей, которые могли бы за 30 лет своей музыкальной карьеры записать альбом, столь же полный идей, мелодий, воображения, остроумия и того, что — за неимением лучшего слова — мы могли бы назвать "остротой", как "Сон Роберта Уайатта".
В чем секрет Уайатта? Что ж, возможно, как и другие реликты шестидесятых, которые все еще могут это делать, такие как Пип Прауд, Мэйо Томпсон или Майкл Херли, он был немного вне музыкального бизнеса.
Немногие музыканты-ветераны пользуются такой любовью и восхищением у такого широкого круга своих коллег. Кто еще мог заставить Брайана Ино и Пола Уэллера работать над своим альбомом одновременно — с экс-звездой Roxy Music Филом Манзанерой и джазовыми музыкантами Филипом Кэтрин (гитара) и Эваном Паркером (саксофон).
Современник Уайатта Роджер Уотерс спродюсировал концептуальный альбом о ночи грез одного человека; Уайатт прокомментировал, что его тексты "в основном с трудом переносились на бумагу из-за бесконечных недель лихорадочной бессонницы, которая оставила у меня почти ненасытную тягу к бездонной жиже глубокого-пребольшого сна".
Пародия/дань уважения Дилану "Blues In Bob Minor" не сработала бы нигде в мире, кроме как здесь. "Free Will And Testament", "Maryan" и "Heaps Of Shleeps" - это классика Уайатта: очаровательные мелодии, пение, которое одновременно уютно знакомо и почему-то слегка отталкивает; слова, которые точно так же вызывают в памяти нечто очень обыденное и в то же время почему-то пугающе душераздирающее.
Часто невоспетым (за исключением, пожалуй, "The Duchess") героем карьеры Уайатта является его жена, Альфреда Бенге или Бенж, которая создает здесь замечательные тексты песен, потрясающие обложки и продюсирование.
"Есть ноты, интервалы, аккорды и ритмы. Некоторые мне нравятся, некоторые - нет." Роберт Уайатт, 1996
Label - Hannibal
Producer- Alfreda Benge • Brian Eno • Robert Wyatt
Art Direction-Alfreda Benge • Phil Smee
Nationality-UK
Running Time-53:38