Rock'n'Roll из Восточной Европы
Когда речь заходит о рок-н-ролле из соцстран, обычно вспоминают рок-группы - венгерскую Omega, немецкую Puhdys, польские Czerwone Gitary и прочие - их великое множество. Этот пост будет не о них: предлагаю вспомнить о тех, кто играл и пел "чистый" рок в том виде, каким он был у Элвиса, Чака Берри или Челентано в 50-х годах. То есть о тех, кто хоть и неизбежно копировал манеру Королей, вносил что-то своё - не обязательно "национальный колорит", о котором любят говорить в рецензиях, но - что-то личное, характерное именно для даного исполнителя. Итак:
БОЛГАРИЯ.
Любимый наш Арлекин - Эмил Димитров - не то, чтобы был болгарским Элвисом, но рок-н-ролл любил и знал. Так любил, что на его основе выдумал собственный танец "хопа-хоп". Однако Европа его не признала, и в 1965-м певец - вслед за Битлз - решил увековечить на болгарском языке вечнозеленый хит Чака Берри.
Емил Димитров - Рок Енд Рол (Rock'n'Roll Music)
Рок-н-ролл входил в "ассортимент" песен, предлагаемых к записи джазовой певицей Леа Ивановой. Ориентированная на западную музыку и гастроли (и даже была за это репрессирована и посажена в лагерь), артистка успела записать альбом модных танцевальных хитов с оркестром Эдди Казасяна, считавшимся на тот момент лучшим джазовым составом Болгарии.
Lea Ivanova & Edi Kazasyan - Madame
Однако "Королем" рок-н-ролла в Болгарии, всё же, назвали одного музыканта - это был Георги Минчев. Википедия даже именует его "отцом-основателем болгарской рок-музыки". Начав с каверов оригинальных рок-н-роллов, он в скором времени собирает и уже после демократических перемен записывает альбом "Пиво, секс и рок-н-ролл", где возрождает к жизни символику добрых 50-х.
Георги Минчев - Бира, секс и рокендрол
ВЕНГРИЯ.
Будущий основатель группы "Hungaria" Миклош Феньё провел детство в США, находясь под влиянием местной музыки, и вернувшись в Венгрию после зарубежных музыкальных опытов, основал ансамбль, ориентированный на рок-н-ролл образца 50-60-х годов. Пройдя несколько этапов в творчестве, Миклош еще вернется к этому стилю в "Хангерии".
Шаролта Залатнаи впервые появилась на сцене в 1963 году. Первый ансамбль, в составе которой она выступала, был «Scampolo». В группу Шаролту привёл её школьный приятель Ласло Комар. В последующие годы певица выступала с лучшими венгерскими группами; в ее послужном списке - выступление с английской группой Bee Gees.
А вот и венгерский Элвис: Ласло Комар, получивший этот титул как от поклонников, так и от фирмы "Hungaroton", вручившей ему премию за пластинку с рок-н-роллами в стиле Пресли. Он был певцом группы Scampolo с 1962 по 1965 год, которая считается первой рок-н-ролльной группой в Венгрии. За свою карьеру он продал в общей сложности 3 миллиона пластинок.
ГДР.
Фирма грамзаписи Amiga со своего основания в 1947 году стала выпускать записи восточногерманских оркестров, исполняющих джазовые стандарты; при "попустительстве" цензуры, которая, как могла, ограничивала западное влияние в музыке, эти же коллективы стали играть рок-н-ролл, обозначая произведения скрывающими суть названиями (боунс, свинг и пр.) Редко, но всё же "прорывались" к слушателям того периода и вокальные исполнения, не оставляющие сомнений в принадлежности к жанру.
Werner Hass - Mister Patton aus Manhattan
Rundfunk Tanzorchester Leipzig - Rock and Roll Again
ПОЛЬША.
Певец и пианист Войцех Сковронский начинал в 1950-х годах в ансамбле Czerwono-Czarni, который играл неподцензурный рок-н-ролл, применив к нему нейтральное название "биг-бит". позже образовал коллектив Blues & Rock grupa, с которым концертировал по странам Европы, в том числе и в СССР. В 1970-х годах возглавлял список "Лица польского рок-н-ролла".
С группой Czerwono-Czarni связаны и другие символы польской рок-музыки - Карин Станек была известна своими харизматичными выступлениями и выразительным сценическим образом "девушки с гитарой", появившейся на сцене намного раньше Джанис Джоплин или Сузи Куаттро... В 1968 году выступала в СССР, в то время как от приглашений в США и Англию власти её заставили отказаться.
Наконец, говоря о польском рок-н-ролле, нельзя не упомянуть замечательного цыгана Михая Бурано (о нем я рассказывал здесь - https://tunnel.ru/post-eastalgia-michaj-burano-polsha#prettyPhoto), предварившего появление на сцене Короля польской соул-музыки Чеслава Немена.
Wojciech Skowroński - Rock and rolla każdy zna
Karin Stanek - Sobota to moj dzien
РУМЫНИЯ
В этой стране, как и в остальных странах Восточного блока, в 1950-60 годах для названия рок-н-ролла использовались различные эвфемизмы, к примеру "Electric guitar bands". Пение на иностранных языках было ограничено другими романскими языками. Но, как и везде, цензура не была слишком жесткой, и пластинки с западными ритмами всё же изредка появлялись.
Многоплановый артист - исполнитель произведений стилей блюз / рок / джаз / фолк, а также архитектор, писатель, поэт, переводчик, живописец и график Алекса́ндру А́ндрьеш стал культовым музыкантом в Румынии после выступления на Фестивале джаза и рока в г. Брашов. Признание его заслуг выразилось во вручении государственной награды "Ordinul Meritul Cultural" - конечно, уже в наши дни.
Группа "Синхрон", копирующая стиль гитарного рок-н-ролла The Ventures и The Shadows - подобно тому, как в СССР играли "Поющие Гитары", в ЧССР - Olympic, в ГДР - Die Sputniks и т.д. - в отличие от перечисленных коллег вначале делала акцент не на биг-бит, а на рок-н-ролл, исполняя как классику жанра, так и свои композиции. Потом, всё же, перешли к исполнению бит- и сёрф-музыки, почувствовав перемену моды.
Рок-тенденция началась в Румынии с демонстрации на экранах The Young Ones (1961), полнометражного фильма с участием певца Клиффа Ричарда. С учетом моды определилось специфическое звучание популярной музыки, отчасти благоприятное для ее оригинальности. Одна из песен, написанных популярным композитором Сержиу Малагамба и исполненная Даном Георгеску, характерна для румынского "мягкого рока".
Alexandru Andries - Lung,lung,lung
Sincron - Swanee River Rock (Rock-ul De Pe Swanee River)
Dan Georgescu - Cu Tine Nu Pot Sa Ma Cert
ЧЕХОСЛОВАКИЯ.
В самый известный в ЧССР музыкальный театр "Семафор", существующий и поныне, артистов объединил автор песен, певец, поэт, композитор, писатель, кинорежиссер, дизайнер, художник, театральный режиссер и коллекционер Иржи Сухи - играл для своих коллег песни, услышанные по западному радио (например, Джонни Рэй, Элвис Пресли), которые и прозвучали в их первых представлениях.
Jiri Suchy, Karel Vlach — Tak Jak Plyne Řeky Proud (Rock Around The Clock)
К 1963 году, когда в труппу театра "Семафор" вошла новоиспеченная звезда чешской поп-музыки Карел Готт, на счету этого певца был всего один рок-н-ролл - "Hali-Gali-Blues" (ничего, к слову, не имеющего общего ни с блюзом, ни с хали-гали). Впоследствии он запишет их великое множество - как каверов, так и отечественных. "Венцом" этих творений станет сингл Rock'n'Roll Party, вышедший перед самым распадом ЧССР на две республики.
"Первый Чех, который играл на электрогитаре" - Карел Дуба - аккомпанировал популярным чешским певцам, одновременно выпуская записи собственного оркестра, по стилю тяготеющие к экспериментам в духе американского рок-гитариста Дуэйна Эдди. Развития стиль музыканта не получил - он погиб в 1968 году во время гастролей в Монголии.
Karel Duba Se Svou Skupinou — R-40
Й-эх! Где мои 15 лет! "Та-ра та -та -та-та -та - Рок-н-ролл танцувать!" Какой вкусный набор звуков! Извините меня, знающие болгарский язык, но именно так это мне слышалось тогда, да и сейчас, увы, я в болгарском не сильна. И абсолютно не мешало нам тогда отплясывать до упаду, пусть не под Чака Бэрри (где ж его было взять в мои 15 лет?) или кого другого великого, выкрикивая время от времени еще одну абракадабру "изо пост на любовта". Замечательный Эмил! Спасибо, Толя!