Роковые картины русских живописцев (Мистика). - Изобразительное искусство всегда считали тесно связанным с мистической сферой. Ведь любое изображение является энергетическим отпечатком оригинала, особенно если речь идет о портретах. Считается, что они спо
Роковые картины русских живописцев (Мистика). - Изобразительное искусство всегда считали тесно связанным с мистической сферой. Ведь любое изображение является энергетическим отпечатком оригинала, особенно если речь идет о портретах. Считается, что они способны влиять не только на тех, с кого написаны, но и на других людей. За примерами далеко ходить не надо: обратимся к русской живописи XIX - начала ХХ столетия.
В.Серов. "Портрет художника И.Репина"
Илья Репин - гроза натурщиков?
Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья Ефимович Репин - один из величайших русских живописцев. Но существует одно странное и трагическое обстоятельство: многие, кому выпала честь быть его натурщиками, вскоре умирали.
И.Репин "Портрет М.П.Мусоргского"
Среди них Мусоргский, Писемекий, Пирогов, Мерси д' Држанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже сканчался.
И.Репин "Портрет писателя А.Ф.Писемского"
И.Репин "Портрет Н.И.Пирогова"
Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, - но вот совпадения…
И.Репин "Бурлаки на Волге"
И.Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Однако самая жуткая история приключилась с картиной "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", которая в наше время больше известна под названием "Иван Грозный убивает своего сына". Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей. Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать.
Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна "Бурлаки на волге", говорят, преждевременно отдали Богу душу.
Г.Мясоедов. "Автопортрет"
Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был на писан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича.
И.Репин "Портрет В.Гаршина"
Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет ...
Царь Иоанн Грозный
Убийство, которого не было
История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей - всего лишь миф. Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом!
В "Пискаревском летописце" сказано: "В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день ... преставление царевича Иоанна Иоанновича". Новгородская четвертая летопись сообщает: "Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе".
Причина смерти не называется. В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характер- ные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?!
Ян Матейко «Баторий под Псковом». 1872 г.
Но откуда тогда взялась легенда о нем? Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана.
Антонио Поссевино (фрагмент картины Ян Матейко «Баторий под Псковом».)
Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана , за "непристойный вид" - не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом . Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Иоанн - младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью - отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако. кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее ее охотно подхватили и другие историки - Штаден и Карамзин.
Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору несолоно хлебавши. При эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов. Это может указывать на то, что Иоанн -младший скончался от отравления (что не редкость для тех времен ), а вовсе не от удара твердым предметом!
Тем не менее на картине Репина мы видим именно версию сыноубийства. Исполнена она с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь: все так и происходило на самом деле. Отсюда, конечно, и .убийственная энергетика
И. Репин. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения.
Кошмар министров
Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно "Торжественное заседание Государственного совета". Картина была завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников.
Главнокомандующий войсками гвардии, президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович (1847-1909).
Министр финансов С. Ю. Витте (1849-1915).
Обер-гофмейстер князь М. С. Волконский (1832-1907).
Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев (1827-1907)
Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В. К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.
И.Репин Портрет П.А. Столыпина
В 1909 году художник по заказу Саратовской городской думы написал портрет премьер-министра Столыпина. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве. Кто знает - может, не будь Илья Репин так талантлив, трагедий могло и не случиться.
Агриппа Неттесгеймский (Agrippa von Nettesheim), Генрих Корнелий (14.09.1486, Кёльн, Германия – 18.02.1535, Гренобль, Франция) – немецкий врач, богослов, писатель, алхимик, философ-оккультист
Еще в XV столетии ученый, философ, алхимик и маг Корнелий Агриппа Неттесгеймский писал: "Бойтесь кисти живописца - его портрет может оказаться более живым, чем оригинал".
И.Крамской. "Незнакомка"
Гибельная "Незнакомка"
"Незнакомка" Ивана Крамского (оригинальное название - "Неизвестная") - один из самых загадочных шедевров русской живописи. На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске.
Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное. отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека. Однако когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал.
Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи - может быть, опасался поверья о том, что портреты красавиц "высасывают силы" из живых людей. "Незнакомка" начала путешествовать по частным собраниям. и очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.
И.Крамской. "Автопортрет"
Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания "Неизвестной" один за другим умерли два его сына. "Проклятая" же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 году "Незнакомка" вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковекой галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило. Может, все дело в том, что портрет с самого начала должен был занять подобающее ему место?
(Мария Подолецкая)
Спасибо за статью, Татьяна! Еще с детства был впечатлен уайлдовским Портретом Дориана Грея. Уверен, что портреты, писанные с живых людей, равно, как и фотографии, часто обладают своей собственной энергетикой, способной оказывать влияние на существующий материальный мир.
Эдик, пожалуйста!)) Согласна с Вами. Вчера купила журнал. Понравилась статья, вот и решила сделать пост. До этого читала о других картинах, которые влияют на людей. Где-то есть этот журнал, надо будет поискать.
Владимир Лукич Боровиковский(1757-1825)
Забирающая души
О портрете Марии Лопухиной работы Владимира Боровиковского рассказывали страшные истории еще во времена Пушкина. Писан он был с рано умершей от чахотки дочери дворянина Ивана Толстого, мистика и магистра масонской ложи.
В.Боровиковский "Портрет Лопухиной"
Ходили слухи, что если молодая девушка взглянет на картину, то вскоре отдаст Богу душу. В салонах шептались, что жертвами дьявольского портрета стало не менее десятка дворянских девиц на выданье. Мол, там живет душа покойницы Лопухиной, она и забирает души.
И.Репин "Портрет П.М.Третьякова"
В 1880 году полотно приобрел известный меценат Третьяков. После того, как оно было выставлено в галерее на всеобщее обозрение, разговоры о проклятии несколько поутихли. Хотя, по традиции, портрет все еще считается "несчастливым".