Российский броневик "ТИГР"
Российский броневик "ТИГР"
надо было Мишкой назвать. Тигр ассоциация с танком немецким Непатриотично ИМХО
burulicon1944 пишет:
надо было Мишкой назвать. Тигр ассоциация с танком немецким Непатриотично ИМХО
Наверно не стали менять первое имя образца, который был сделан за деньги Заказчика.
Извлечение из текста:
".......Первые произведенные образцы российского производства, названные Tiger MHTV, предстали перед заказчиками из солнечной нефтяной страны в 2001 году на выставке вооружения IDEX-2001."
Хорошая машина.
Кстати говоря, двигатели Cummins, которые поставляются в РФ, на самом деле производятся в Китае по американской лицензии. Большинство агрегатов там сделано в "поднебесной". Технари на СТО именно этим фактом и объясняют низкую надежность "американских" дизелей - "американские" они только в рекламе.
Oleg_1 пишет:
А рррычать он умеет?
Он всё умеет (если понадобится)
Российский броневик "ТИГР"
Разработанный в начале 2000-х годов бронеавтомобиль «Тигр» успел стать легендой: маневренность, бронирование, управляемость, огневая мощь. Внешне российская машина похожа на американский Hummer, но это лишь кажущееся сходство – эксперт объяснил, в чем «Тигр» превосходит заокеанский броневик.
Заказали, но не купили
Заказ на универсальный бронеавтомобиль поступил фактически оттуда, откуда его совсем не ждали - из Объединенных Арабских Эмиратов. Военным этой понадобилась надежная многоцелевая машина, которая бы смогла заменить в армии ОАЭ американскую HMMWV «Хаммер», с которой на Аравийском полуострове возникла масса проблем. Выделив средства на разработку и производство опытной партии 60 миллионов долларов, заказчики дали проекту старт. Первые произведенные образцы российского производства, названные Tiger MHTV, предстали перед заказчиками из солнечной нефтяной страны в 2001 году на выставке вооружения IDEX-2001. Первые «Тигры» – тогда еще без брони - заказчикам понравились, но в ходе серьезных противоречий в компании Bin Jabr Group Ltd - опытная партия так и осталась опытной. Контракт на серийное производство «Тигров» не подписали. Несмотря на это, в ГаЗе не расстроились, ведь в руках российских инженеров оказался проект уникальной машины - полностью разработанной с нуля и готовой к серийному производству. После небольших приготовлений и некоторого количества изменений в конструкции на мощностях ГАЗа собрали автомобили так называемой «второй партии» - с совершенно иной внешностью и внутренним убранством. Именно эта «вторая партия» и предстала на выставке MIMS-2002 под названием ГАЗ-2330 «Тигр».
Путевка в жизнь
Новый автомобиль на несколько лет «завис» - силовые ведомства не знали, где и как подобную машину использовать. Как это часто бывает, помог Его Величество Случай. На показе военной автомобильной техники в подмосковных Бронницах на бронированный вариант «Тигра» обратил внимание Герой России полковник Евгений Кукарин, в то время занимавший должность заместителя командира СОБРа. Дальше прошли переговоры, выделение двух образцов в опытную эксплуатацию в СОБР, решение МВД РФ о закупке опытной партии, испытания, доработка и принятие на снабжение в МВД РФ специальной полицейской машины СПМ-1 ГАЗ-233034 «Тигр». Уже когда «Тигры» осваивались в структурах МВД, на нее обратили внимание и военные. Новый автомобиль пришелся как нельзя кстати. Эпоха широкомасштабных войн стремительно ушла, приведя себе на смену локальные боестолкновения. Именно для такой жизни и был задуман «Тигр». Создатели этой машины предвидели будущее этого проекта еще на стадии обсуждения. «Тигр» мог участвовать как в непосредственной поддержке войск - в силу хорошего бронирования, так и в мероприятиях по разведке местности. Маневренная, в меру легкая и защищенная машина явилась своеобразным долгожданным подарком практически для всех родов войск российской армии. Особенно актуальным применение этого автомобиля делало участие в боевых и специальных операциях силами войск специального назначения - чьей основной задачей (в условиях Северного Кавказа, например) являлось скрытное передвижение к месту операции и в случае необходимости такой же быстрый отход. Тут то «Тигр» и показал себя во всей красе.
Американское подводит
Компоновка машины существенно отличалась от большинства армейской техники. Назначением автомобиля стала не огневая мощь, а максимально быстрая доставка бойцов до нужного места по любому виду покрытия - будь то асфальт или полное его отсутствие. Рамная конструкция, которая несет на себе основную часть агрегатов и узлов, вкупе с мощным ярославским дизельным мотором, дают чудовищную проходимость по любой дороге или бездорожью. При конструировании автомобиля было решено заложить минимум три варианта силовой установки. Для того, чтобы разогнать семитонную махину, были выбраны агрегаты ГАЗ-562 и американские Cummins B-180 и Cummins B-205. Стоит отметить, что впоследствии, на автомобили с американскими двигателями из войск стала поступать масса жалоб на их крайнюю неподготовленность к российским реалиям, а именно - режимам эксплуатации и качеству топлива. В условиях серьезной работы и боевой обстановки американский двигатель имел все шансы выйти из строя, тем самым подставив под верную гибель бойцов, находящихся внутри машины. Комплектация «Тигра» американским дизелем было временной и вынужденной мерой, по различным причинам затягивалось начало российского мотора на ярославском «Автодизеле».
Похож на «Хаммер»?
Внешность «Тигра», как и внешность кошки с непростым характером - обманчива. Обыватели, не знакомые с машиной близко, очень часто путают ее с печально знаменитым из-за низкой надежности и проходимости армейским автомобилем «Хаммер» американского производства. Однако, общие внешние черты в виде массивной решетки радиатора и огромных передних фонарей – пожалуй, единственное, что роднит «Тигра» с «Хаммером». Что внешне, что конструктивно - детище российских конструкторов выглядит куда изящнее. Основные отличия «Тигра» кроются не в агрессивной, но изящной внешности, а в тех принципах, по которым он был построен. Бронирование в виде цельной бронекапсулы, аналогично бронированию, скажем, БТР-80 или принципа бронирования танков, создает «Тигру» превосходную защиту от пуль и осколков, в отличии от принципов отдельного, так называемого «навесного» бронирования, из-за которых в «Хаммерах» погибла целая уйма американских солдат. В зависимости от назначения и пожеланий заказчика машина выпускается в двух вариантах защищенности: по третьему или пятому классу баллистической защиты по ГОСТ - чего для разведывательных действий, скоротечных боев и специальных операций вполне достаточно. Учитывая, что «Тигр» может доставлять в зону проведения операции сразу девять человек, включая водителя, можно сделать вывод, что эта машина - пожалуй, самая удачная техника для использования в скоротечных боях или в специальных операциях.
Эксперт в области бронетанкового вооружения и военной техники, долгое время работавший в «Военно-промышленной компании», которая производит и поставляет автомобили семейства «Тигр», Сергей Суворов в интервью телеканалу «Звезда» пояснил некоторые технические тонкости этого автомобиля:
«Прежде всего, это конечно бронирование. Ему при проектировании уделялось особое внимание. Еще один большой плюс этой машины - в ее маневренности, которая позволяет ездить... ну практически везде. Что касается солдата, который этой машиной управляет, то здесь все просто - ей может управлять практически любой, даже необученный солдат. Машина сконструирована такими образом, что просто не даст себя сломать, и будет сигналить и показывать водителю, что именно он делает не так. В качестве автомобиля для специальных мероприятий - я не могу припомнить автомобиля лучше. А если учесть, что уже на данном этапе есть около двадцати модификаций этого автомобиля, то можно смело сказать, что машина кроме надежной и защищенной получилась еще универсальной. Это как раз та совокупность свойств, которая отличает «Тигр» от западных конкурентов», - заявил эксперт.
Крещение огнем
Естественно, что первые партии многоцелевых броневиков «Тигр» стали поступать в подразделения, выполнявшие боевые задачи на Северном Кавказе. В 2008 году «Тигр» и управлявшие им бойцы спецподразделения МО попали в довольно неприятную ситуацию, из которой вышли живыми только из-за добротно построенной машины. В то время новые броневики наводили ужас на весь местный криминалитет одним своим видом. У террористов, оказывающих сопротивление российским силам на Северном Кавказе, по слухам, появилось даже негласное соревнование - попасть по «Тигру» из РПГ. За уничтоженную машину боевику полагалась награда сначала в полторы, а затем и в две тысячи долларов. 9 августа 2008 года в Ачхой-Мартановском районе в ходе спланированного нападения боевики умудрились попасть по «Тигру» двумя выстрелами из РПГ, попутно поливая машину огнём из ПКМ, автоматов АКМ калибра 7,62мм и из подствольных гранатометов. В итоге, по свидетельству участников событий, весь обстрел и повреждения машины закончились следующим: бронезащита автомобиля повреждена, но никого из бойцов не задело. Не были повреждены или выведены из строя и никакие системы и агрегаты автомобиля. Поцарапана краска от попаданий пуль и гранат подствольных гранатометов. Вырвано сиденье переднего пассажира от второго выстрела из РПГ (после покидания машины боец оставил дверь открытой. Загорелась обшивка сидений водителя и десантников, но своевременно потушена огнетушителем, находящимся в салоне машины. Краска по всему корпусу расцарапана, но броня пулями пробита не была. Бронестекла автомобиля все попадания пуль калибра 7,62 выдержали без единого намека на пробитие. После отражения нападения бойцы решили завести обстрелянный автомобиль и тот, без каких либо-проблем издал грозный дизельный «рык» и благополучно тронулся с места. Офицеры армейской разведки, находившиеся в тот момент внутри машины, позднее признались, что «Тигра» не променяли бы ни на одну другую машину такого класса.
Универсальность как залог успеха
Однако защитные свойства «Тигра» - не единственный козырь в рукаве российских конструкторов. Универсальность - главный ключ в превосходстве над любым противником в современном бою. Семейство бронеавтомобилей «Тигр» только на данном этапе разработки и эксплуатации насчитывает двадцать с лишним модификаций и здесь речь идет не только о машинах для перевозки десанта. Совсем недавно на базе «Тигра» представили универсальный комплекс, состоящий из самой машины и ПТРК «Корнет-М», размещенного внутри бронированного корпуса автомобиля.
Имея высокую степень защищенности и высочайшую мобильность, один такой автомобиль по сути, может уничтожить 16 танков, то есть в состоянии эффективно бороться сразу с целой танковой ротой, а восемь таких машин, имеющих по 16 управляемых ракет, могут заменить по своей эффективности артиллерийский дивизион противотанковых пушек МТ-12. На базе этого автомобиля активно внедряются командно-штабные машины (мобильные пункты управления), а также средства радиоэлектронной борьбы и самоходные зенитно-ракетные комплексы противовоздушной обороны ближнего радиуса действия. Ввиду меньших габаритов и куда более высокой подвижности, «Тигр» способен выполнять типовые для любых родов войск задачи в два, а то и в три раза быстрее аналогов. Не исключено, что в ближайшее время на испытания в армию поступят новые версии этого броневика, и он с честью продолжит выполнять возложенные на него задачи.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: Министерство обороны России