1630
0
ID 44756
Rózsalevél - Sárdy János énekel [nostalgia zene] RetCD (2002)
Rózsalevél - Sárdy János énekel [nostalgia zene] RetCD (2002)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (12)
20.06.2012 14:37
Вослед Заявке 350827.
Янош Шарди (Sárdy János: 1907 - 1969)
- мадьярский оперный певец (тенор).
В 1922-1927 гг. обучался в педучилище, после чего занял место кантора в городке Дунафёлдвар (Dunaföldvár).
В этом качестве молодому Шарди приходилось часто петь на свадьбах, похоронах. На одном из городских праздников
его голос был подмечен, и приглашения выступить стали множиться.
Вскоре Янош Шарди появился у коррепетитора Мадьярского Королевского Оперного театра (Magyar Királyi Operaház)
Арпада Палотаи (Palotai Árpád), который после прослушивания взялся за обучение молодого дарования.
В 1936 году Шарди становится стипендиатом Оперного театра и впервые выходит на его сцену в опере Пуччини
"Мадам Баттерфляй".
Первую же в своей жизни серьёзную роль Янош Шарди исполнил 6 октября 1936 года, в главной национальной опере
Ференца Эркеля (Erkel Ferenc)"Бан Банк" (Bánk bán), спев партию Отто. [Стоит отметить, что спектакль игрался в день
официально чтимой Мадьярским королевством годовщины казни генералов революционной армии (honvédség) в 1849 году: правительственные ложи были полны, присутствовал сам Регент королевства Миклош Хорти (Horthy Miklós )].
А вскоре Янош Шарди становится звездой Оперного театра, получает всё более значительные партии и добивается успеха.
Его трактовку роли Давида в "Нюрнбергских мейстерзингерах" Вагнера оценил и дирижироваший одним из спектаклей
немец Отто Клемперер. Папагено в "Волшебной флейте" Моцарта, Граф Альмавива в "Севильском цирюльнике" Россини,
Педрилльо в моцартовском же "Похищении из сераля"..
Ему поручают и роли классических оперетт: Фери в "Стране улыбок" (Mosolyország) Легара (Lehár), элегантного Орловского
в "Летучей мыши" (Denevér) Штраусса. Но наибольшего успеха Шарди достигает в роли Янчи Кукурузы (Kukorica Jancsi )
из "Витязя Яноша" (János vitéz) Понграца Качо (Kacsóh Pongrác).
С 1938 по 1958 год Шарди - в постоянной труппе Оперного Театра, с 1942 года выступал по приглашению и в Столичном Театре Оперетты (Fővárosi Operettszínház).
Однако залогом успеха Шарди в Оперном Театре стали не популярность собственно певческих или сценических его творений,
а кино.
В январе 1940 г. он выдержал пробы на драматическую и музыкальную роли и тотчас подписал договор на сьёмки
в главной мужской роли фильма "Ты - песня" ("Te vagy a dal").
Между 1940 и 1945 годами Янош Шарди снялся в 15 фильмах! В среднем это означало по 3 фильма в год, при одновременных оперных и опереточных ролях на театральной сцене.
По крайней мере трём из этих фильмов ["Ярмарка невест" (Leányvásár), "Песня Ракоци" (Rákóczi nótája) и "Вельможный Мишка " (Mágnás Miska)] успех обеспечил исключительно Янош Шарди - первая звезда мадьярского музыкального кино..
"Янош Шарди, в которого влюблялось так много барышень и женщин..."
[Снялся он и в главной роли поющего офицера в фильме "Весть с берега Волги" (Üzenet a Volga-partról) , рабочее название - "Воины Миклоша Хорти" (Horthy Miklós katonái)]
0
20.06.2012 15:05
Такой темп нельзя было долго выдерживать, да и сама жизнь страны резко изменилась. Война пришла на её территорию..
Сколь ни парадоксально, но уже чуть ли не в первые дни после окончания боёв в Будапеште Янош Шарди оказался "нагружен" заданием советской комендатуры столицы, срочно сыскать-организовать актёров и поставить для советских офицеров оперетту. И не какую-нибудь, а "Королеву чардаша"!!
Нужно ли говорить о степени самоотдачи певца Яноша Шарди, приступившего к выполнению этого задания.
Труппа была собрана, спектакль подготовлен и успешно сыгран 5 апреля 1945 года. Шарди исполнил партию Эдвина.
И период 1945-1950 годов стал следующей "великой эпохой" Шарди, "золотой порой" его.. Само его имя теперь обеспечивало полный зал, аншлаг. Он выступает с примадоннами будапештской сцены Каталин Каради (Karády Katalin) и Ханной Хонти (Honthy Hanna). На Открытой сцене острова Маргит при поддержке Оперного театра организуются его концерты:
звучит "Севильский цирюльник" Россини.
Публике (ощутимо погрубевшей) теперь уже даже и не важно качество пения.. Дирекция театра охотно пользуется моментом: именем Шарди можно завлечь даже и на малоинтересные, малоудачные спектакли, концерты..
Оперный артист начинает записываться на Радио: именно там в феврале 1950 г. происходит премьера оперетты
Ференца Фаркаша (Farkas Ferenc) "Милый Палко"(Csínom Palkó - на советской сцене: "Орлиные перья").
Лишь затем её переносят на сцену Оперного театра, а потом - на Открытую сцену острова Маргит.
И везде в главной роли царит Шарди. Оперетту немедленно же записывают и на бакелитовую пластинку.
Однако после 1951 года [сыграна роль Жигмонда Сентпетери (Szentpétery Zsigmond) в фильме "Мадам Дери" (Déryné)] происходит ощутимое отчуждение властей от Шарди. Прямого запрета нет, просто любимец хортистской поры
не "вписывается" в идеальный ряд "социалистического реализма", и его теперь попросту "обходят" деятели кино.
А вот новорожденное телевидение продолжает многочисленные съёмки Яноша Шарди для вечерних концертов, рождественских представлений..
В 1958 году Шарди прощается со сценой Оперного театра и переходит в постоянную труппу Столичного театра Оперетты
(оставаясь в ней до самой смерти).
Неоднократно концертировал за рубежом, преимущественно для заокеанской мадьярской диаспоры (Канада, США).
В 1963 году Янош Шарди был удостоен звания "Заслуженного артиста" ВНР.
В стране издано несколько биографических книг о певце.
0
20.06.2012 15:24
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.