- Рубенс Петер Пауль Дата рождения: 28 июня 1577 года Дата смерти: 30 мая 1640 года
Биография Петера Пауля Рубенса
Рубенс Питер Пауль - фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко.Родился Рубенс в семье юриста. В 1889 году поселился в Антверпене, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано начал заниматься живописью, Учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591 - 94), О. Венуса (ван Вена; ок. 1594 - 98).
С 1600 по 1608 гг. жил в Италии ( Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже в первых произведениях Рубенса, выполненных после возвращения на родину, появилось стремление переработать впечатления от итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданный Рубенсом в начале 1610 - х гг. монумент религиозной композиции, идущие стилистически в русле барокко в соборе Онзе - ливе - Врауэкерк, Антверпен, отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника.
В начале своего творческого пути Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ( "Автопортрет с Изабеллой Брант" 1609, отличающихся интимной простотой композиции, тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды. Серия 1610 -х гг. отмечена обращения Рубенса к классическим мотивам и традиционного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции.
Автопортрет 1623 года
В 1612 - 20 гг. складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античности и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Картины этого периода отличаются многообразием композиции, светлостью колорита. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно - розовые, жемчужно - серые, красно - коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615 - 20 гг. Рубенс получил широкое признание и известность.
Обширная мастерская художника ( в которой работали и крупные живописцы - А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс ) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально - декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи ("История Марии Медичи" , ок.1622 - 25.Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифические фигуры и иносказание с реалистическими элементами. что являлось новым словом в развитии исторической живописи. Он вып олнил много парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели ( портреты Марии Медичи, ок. 1622 - 25, Прадо и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620.Ст. пинакотека, Мюнхен).
Рубенс. Портрет мужчины 26 лет[22]. 1597. Масло на меди, 22 × 15 см. Метрополитен-музей
Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в т. ч. " Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (ок.1825.ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Около 1611- 18 гг. Рубенс выступил и в качестве архитектора ( отмеченный пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы "идеального" европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе национальной пейзажной школы. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, мягкостью красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы.
В 1626 году, потеряв свою жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630 -х гг. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевайте (Брабант). Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника Елены Фаурмент ( "Шубка" , ок. 1638 - 40, М. истории истории искусств, Вена), иногда изображённой в виде мифических персонажей ("Вирсавия", ок. 1635. Картинная галерея, Дрезден).
Положение во гроб. 1602, масло, холст. 180 × 137 см. Рим, Галерея Боргезе
Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и захватывающей жизнерадостности. В "стеновский" период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость ("Елена Фаурмент с детьми", ок. 16638 - 40, Прадо; "Вакх", около 1638 - 40, ГЭ). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки. зарисовки голов и фигур, изображения животных. эскизы композиций, другое.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники 18 - 19 веков ( А. Ватто, Ж.О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и другие).
Геркулес и Омфала. Около 1602—1605, 278 × 215 см. Париж, Лувр
История жизни Петера Пауля Рубенса
За свою жизнь в искусстве Рубенс создал более 3000 произведений живописи. На многих из них изображены женщины, при описании которых можно смело употреблять выражение "кровь с молоком". Изображение цветущего женского тела удавалось Рубенсу лучше, чем многим другим художникам. Эти цветущие пышные женщины были идеалом красоты для своего времени. Их было, вероятно, и просто приятно рисовать: в их телах было столько впадинок, бугорков, ямочек и холмиков. Уже в самом начале своей карьеры Рубенс стал любимцем при большинстве королевских дворов Европы, что позволило ему стать необычайно богатым человеком.
Несмотря на то, что Рубенс изображал на своих полотнах обнаженных вакханок, у него была внешность банкира и манеры дипломата. Его родители в свое время с трудом сумели спастись от приближающихся войск герцога Альбы, которые несли с собой смерть, насилие, пожары и разрушения, преследуя кальвинистов, интеллектуалов и купцов в Голландии. Семья поселилась недалеко от Кельна. Его отец Ян Рубенс сумел получить должность советника по финансовым и юридическим вопросам при дворе 26- летней принцессы Анны Саксонской, прекрасной голубоглазой блондинки, чей муж Вильгельм Оранский оставил ее в их замке на несколько лет, а сам отправился освобождать Голландию от испанского владычества. Между Яном и Анной вспыхнула любовь, о которой стало широко известно, поскольку они особенно и не старались ее скрывать.
Конный портрет герцога Лерма. 1603, масло, холст. 290,5 × 207,5 см. Мадрид, Музей Прадо
Когда Анна забеременела, ее изгнали из замка, а Ян оказался в заключении. Принцесса родила дочь, и ей разрешили уехать с ребенком к своим родителям в Саксонию, где она и умерла через 5 лет. Яна Рубенса вскоре выпустили из тюрьмы, но ему и его семье запретили жить в Кельне. Именно в это время и родился Петер Пауль Рубенс. Когда он был еще юношей, его отец умер, и Петер со своей матерью вернулись в родную Фландрию. В юности Рубенс вынужден был рано оставить учебу, поскольку его мать не могла платить за нее, собирая деньги на приданое к свадьбе его сестры. Рубенс стал служить пажем при дворе графини де Лялен. Именно там он приобрел умение великолепно держаться в обществе и прекрасные манеры.
Служба Рубенса была нелегкой, поскольку графиня обожала жестокие игры и розыгрыши. Она, например, заставляла своих мальчиков-пажей переодеваться в женскую одежду и развлекать своих гостей-мужчин. Рубенс, в конце концов, сумел убедить свою мать, чтобы она забрала его с этой службы при дворе, и стал учиться живописи. Вскоре он превзошел всех своих учителей и стал одним из самых выдающихся художников Европы. Ребенс дважды был женат. У него было в общей сложности восемь детей, к которым он относился с гораздо большей любовью, чем большинство отцов того времени. Он был другом римского папы Павла V и Марии Медичи. Чарльз I произвел его в рыцарское звание. Став богатым человеком, Рубенс построил такое огромное поместье, что опись имущества в нем заняла позже 5 лет. В последние годы жизни Рубенс из-за подагры стал практически инвалидом. Он умер за месяц до своего 63-летия.
Гераклит и Демокрит. 1603, масло по дереву. 95 × 125,5 см. Вальядолид, Национальный музей искусств
Во время учебы и работы в Италии (1600—1608 г.г.) у Рубенса было много любовных связей с итальянскими актрисами. Он также часто пользовался услугами проституток. Первой его серьезной любовной связью стал роман с римской аристократкой, имя которой осталось неизвестным. Она, по всей вероятности, тоже полюбила его, но ее родители прекратили этот роман своей дочери с неизвестным художником-иностранцем. В 32-летнем возрасте Рубенс женился в первый раз.
Его женой стала 18-летняя Изабелла Брандт из Антверпена. Изабелла была красивой высокой темноволосой девушкой. В отличие от большинства других художников Рубенс не был донжуаном. В семье родилось трое детей, а позже супруги усыновили и обоих детей брата Рубенса, оставшихся сиротами после его смерти. Изабелла, по всей вероятности, была моделью для рубенсовских мадонн. Она умерла в возрасте 35 лет. Рубенс тяжело переживал ее смерть.
Мадонна делла Валичелла. 1608, масло, холст. 425 × 250 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла
После смерти Изабеллы у Рубенса была любовная связь с красавицей Сюзан Фурман, которая послужила моделью для его знаменитой картины "Соломенная шляпка ". Их роман продолжался год и закончился после того, как Сюзан вышла замуж за другого. Через два года 53-летний Рубенс женился на 16-летней сестре Сюзан Елене, ослепительной красавице, которая стала его любимой натурщицей. Рубенс обожал рисовать ее обнаженной. С помощью целой армии учеников и помощников Рубенс рисовал свою Елену, у которой были цветущее здоровье и великолепное тело.
Елена изображена на многих работах художника и является прототипом того, что называют "рубенсовская женщина". Кеннет Кларк написал: "Рубенсовские женщины одновременно и чутки, и бесстрастны... Они счастливы и совершенно не застенчивы". Семейная жизнь Рубенса и Елены тоже сложилась счастливо. У них родилось 5 детей. Последний их ребенок родился почти через девять месяцев после смерти Рубенса.
Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским. 1608, масло, холст. 425 × 280 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла