С Рождеством Христовым!
31 декабря – Модест. Модест издревле почитался на Руси как покровитель скота. Русские бабеночки в сей день ставили этому святому свечечки, совершали подаяния как в церкви, так и нищим. А мужички, как говорится, избирали «благую часть»: они сей день отмечали мужскими братчинами (складчиной), вкушая ушицу и рыбные пироги, и не гнушались при этом домашнего пивка употребить во славу этого святого. Такое вот тогда было в сей день «разделение труда».
Вот и январь припожаловал. Древнерусское название – стужало и просинец (от слова «прояснять»). Как никакой другой месяц-то, велелепно-велелепно припожаловал. Даже встреча Первомая не такая радостно-гулливая. В полночь начнутся новогодние возлияния, увы, с «нежелательными последствиями».
С Новым годом вас, мои дорогие земляки – самаролукцы и насельники правобережного Ставрополья! До новых встреч на страницах нашей любимой районки – «Ставрополя-на-Волге»!
1 января – Новый год. У Владимира Даля, знатока народного обихода, объехавшего и обошедшего в поисках примет, почитай, всю Русь, включая Малую и Белую, о приметах на сей день нет ни слова.
2 января – Игнатий Богоносец. В стародавние времена этот день был не постпраздничный. А посему предки наши на Богоносца на трезвую-претрезвую голову служили молебны и обносили крестным ходом иконы вокруг села. Для предохранения крестьянского добра и домашнего скота от пожара и всяческой нечисти.
5 января – Федул. «Пришел Федул – ветерок подул». К урожаю. А ежели еще снежок повалит…
На Руси в этот день особое внимание уделяли домашней птице и животным, наводили порядок в хлевах и птичниках, пекли специальное печенье в виде животных и птиц.
6 января – Рождественский сочельник. Вот и наступает конец поста. Какой колготной день-то был! Одно слово – уборка. Она и обычная-то мужикам что кость в горле. А тут генеральная! Только и слышно, бывало: «Отнеси! Выброси! Принеси! Чего топчешься по чистому?! Посторонись! Убери ноги-то!». И у отца, и у нас с братаном в этот суматошный день голова кругом шла…
7 января – Рождество Христово. Рождество Христово в прошлогоднем обзоре я многоместно расписал. А посему в этом обзоре сосредоточусь на Святках и Васильевом вечере, что знатно-знатно отмечали наши с вами предки.
Вот исконный горожанин Карл Маркс, весьма и весьма недолюбливавший крестьянство за его якобы мелкобуржуазность и реакционность, в одной из своих работ даже посетовал на «идиотизм сельской жизни». Эх, Карл свет-Генрихович, побывал бы ты в пору своей младости в моем родном селе Аскулы на Святки – отнюдь не исключено, что во след за Александром Сергеичем тоже бы воодушевленно воскликнул: «Что за прелесть эти Святки!». Поводился бы в хороводе с аскульскими красными девицами на базарно-пожарной площади, которую к этим дням доброхотно аж чуть ли не до земли расчистили, поплясал бы там «барыню» и «трепака», пораспевал бы с ними частушки, а потом бы и в снежки играть принялся. Что, только ли ребятне этим заниматься-то?!
Молодежь в эти святочные дни, что называется, отрывалась по полной. А вот отцам семейств и на Святки до веселья ли шибко-то было? И зимой им без дела сидеть не доводилось: домашняя скотинка, она пуще родных детушек ухода-заботы требует. То и дело корми-пои ее да навоз подбирай. Так что веселились на Святки отцы семейств только по вечерам.
Святки – это благословенная пора сговоров и запоев невест. Сугубо-сугубо отмечу: запивали невест наши предки не «до положения риз»! Оно и понятно: будет еще время свою «дурь-то показать» – и свекру с тестем, и свекровке с тещей, да и зловки-золовки с шуринами в случае чего в стороне не останутся… А на запое ну ни такими ли «белыми да пушистыми» (по возможности, конечно!) пребывать-то хотелось…
И только уже где-то за полночь то в одном, то в другом конце села начинали «песняка драть». То сватья из дома невесты не иначе как с чувством глубокого удовлетворения и исполненного долга восвояси возвращались. А через недельку-другую – пирком да за свадебку! Готовьтесь, «свежеиспекающиеся» тесть с тещей и свекор со свекровушкой, пирян, ну то бишь свадебных гостей, встречать! Никого так вот уважительно на Руси пирянами-то не величали – только свадебных гостей.
Раздел ведет Анатолий Солонецкий