- Сартр Жан-Поль Дата рождения: 21 июля 1905 года Дата смерти: 15 апреля 1980 года
Биография Жан-Поля Сартра
Французский романист, драматург, философ-экзистенциалист, и литературный критик. В 1964 году, Сартр получил Нобелевскую премию по литературе, но не принял награду в протесте адресованном буржуазному обществу. Его женой и товарищем была Симона де Бовуар, с которой он познакомился в 1929 году в Ecole Normale Superieure .
Жан-Поль-Шарль-Эмар Сартр был рожден в Париже. Его отец был военно-морской офицер, который умер, когда Жан-Поль был совсем маленьким. По матери - Анне-Мари Швейцер, он был внучатый племянник Альберта Швейцера. Сартр жил после ранней смерти его отца с дедом - Шарлем Швейцером и своей матерью в Париже. Когда Анн-Мари вышла замуж повторно в 1917 семья переехала в Ля-Рошель. Сартр учился в лицее Луи-Ле-Гран. В 1929 ре закончил Ecole Normale Superieure. С 1931 по 1945 он работал как преподаватель и побывал в Египте, Греции, и Италии. В 1933-34 он был в Берлине, где изучал труды Немецких философов Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера.
Во Вторую Мировую, Сартр призван в армию в 1939, но попал в плен годом позже и был выпущен (или сбежал сам) в 1941. В Париже он присоединился к движению сопротивления, пишущему для таких журналов как Les Lettres Francaise и Combat. После войны он основал ежемесячный литературный и политический обзор - Новое Время (Les Temps modernes), и посвятил всё своё время творчеству и политической деятельности.
Жан-Поль Сартр в 1965 г.
Сартр никогда не был членом Коммунистической партии, хотя и пробовал смешать экзистенциализм и Марксизм и сотрудничал с французской Компартией как единственной надеждой на улучшение жизни рабочего класса. Однако, когда Альбер Камю, с которым Сартр был близко связан в 1940, открыто критиковал Сталинизм, Сартр его в этом не поддержал. Публикация романа Камю "Взбунтовавшийся человек" (The Rebel) в 1951 году, довершила разрыв между двумя друзьями .
Первый роман Сартра "Тошнота" (La Nausee), появился в 1938, где Сартр, под влиянием идей Хассерла, сформулировал идею бессмысленности существования. Главный герой, Антуан Рокентен, обнаруживает неприлично огромное изобилие мира вокруг него, и его собственное одиночество вызывает психологическую тошноту. Он не только увлечен основательностью камней на морском берегу, но чувствует ужас, когда он рассматривает мир буржуазной банальности. "Никто не может успешнее вон того коммивояжера распродать зубную пасту "Сван".
Никто не может успешнее этого интересного молодого человека шарить под юбкой своей соседки. Я тоже один из них, и, глядя на меня, они, должно быть, думают, что никто успешнее меня не сделает то, что я делаю. Но я-то ЗНАЮ. Я держусь как ни в чем не бывало, но я знаю, что существую и что они существуют. И если бы я владел искусством убеждать, я подсел бы к этому седовласому красавцу и объяснил бы ему, что такое существование. Представив, какое у него сделалось бы при этом лицо, я разражаюсь хохотом" Рокентен думает, что рациональность и основательность этого мира - фанера.
Жан-Поль Сартр и Симона Бовуар беседуют с Че Геварой. Гавана, февраль 1960 года
"Стена" (Le Mur) (1938) была сборником пяти историй и одной новеллы. В "Детстве Хозяина" главный герой - Люсьен, убеждён, что весь мир подделка. Он ищет себя через гомосексуализм. В дальнейшем он присоединяется к националистической организации Молодёжь Франции. "Бержер часто говорил с ним о Рембо и о "систематическом расстройстве всех чувств" "Когда вы, проходя по площади Согласия, сможете усилием воли увидеть негритянку, которая стоит на коленях и сосет обелиск, тогда вы сможете сказать себе, что вы прорвали декорацию и что вы спасены."
В его философском труде "L'etre et le Neant" (1943, Бытие и Ничто) "Сартр конструирует онтологическую систему: "бытие-в-себе" - "бытие-для-себя" и объединяющее их "ничто". Сознание, описанное в терминах "ничто", оказывается специфической реальностью, которую нельзя рассматривать в качестве объекта мира, т.е. "бытия-в-себе". В отличие от "бытия-в-себе", всегда "полного собой" и не имеющего возможности выхода за собственные пределы, сознание всегда интенционально и экстатично, есть сознание не об объектах мира, но о себе самом ("сознание сознания"). Это "само" сознания и определяет его онтологический статус "бытия-для себя" в качестве "идеальной дистанции", способа "не быть совпадением с самим собой и избегать идентичности".
Роль "ничто" заключается здесь в том, что именно оно предохраняет нас от возможных натуралистических трактовок "само" сознания; это то, что отделяет сознание от самого себя, "дыра в бытии", делающая возможным появление особой реальности, отличительной чертой которой оказывается существование только благодаря себе, постоянное творчество себя, вечный проект, трансценденция." (Краткий Философский Словарт, изд. "Проспект" Москва, 2001). Сартр развивал свои идеи далее в L'Existentialisme Est Un Humanisme ("Экзистенциализм - это гуманизм" 1946), и Criticque De La Raison Dialectique ("Критика Диалектического Разума" 1960). Согласно Сартру, человек абсолютно свободен, и ответствен за выбор на своём пути. Во Вселенной без Бога, жизнь не имеет никакого значения или цели вне целей, которые каждый человек устанавливает для себя.
История жизни Жан-Поля Сартра
Первая пьеса Сартра, Les Mouches ("Мухи" 1943), исследовал темы обязательств и ответственности. В истории, происходящей в древней, мифической Греции, Орест убивает убийц Агамемна, таким образом освобождая горожан от бремени вины. Согласно экзистенциальным представлениям Сартра, только тот, кто может принять ответственность за действия в специфической ситуации, подобно Оресту, по-настоящему свободен. Вторая его пьеса - Huis Clos ("За запертой дверью"1944), представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, "экзистенциальный" момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: 'Ад - это другие люди'.
В 1947 году выходит книга литературной книги Сартра Qu'est Ce Que La Litterature ("Что есть литература")
В 1956-м, Сартр резко осуждает ввод советских войск в Венгрию (в 1968 он будет резко осуждать ввод советских войск в Чехословакию). После смерти Сталина в 1953, Сартр активно принимается критиковать советскую систему управления, однако он защищает сам Советский Союз. Он посетил СССР в следующем году и был госпитализирован в течение десяти дней по причине истощения. В 1961 году, террористы из ОАС (Организация Тайной Армии, "Ультраколониалисты"), боровшиеся против Алжирской независимости, взрывают бомбу в квартире у Сартра на улице Бонапарта; в следующем году это произошло снова и Сартр, переезжает на набережную Louis-Bleriot, напротив Эйфелевой башни.
В 1965 Сартр принимает Arlette Elkaim, его любовницу, которая получила права на литературное наследие Сартра после его смерти. В 1967 Сартр возглавляет Международный Военный Трибунал, основанный Бертраном Расселлом, чтобы судить Американское военное вмешательство в Индокитай. Он стал близко вовлеченным в движение против Вьетнамской Войны и поддержал студенческое восстание в 1968. В 1970 Сартр был арестован из-за продажи на улицах запрещенных Маоистских листовок La cause du peuple.
С 1960 до 1971 Sartre работал над четырёх-томником под названием L'idiot La Famille ("Идиот в семье"), обширная биография Гюстава Флобера, используя Фрейдистские и Марксистские интерпретации, близкие к его философским трудам. Сартр интересовался Флобером начиная с детства. В этой работе Сартр показывал, как Флобер стал человеком, его семью и общество определяющее его бытие. При написании четырёх-томника, Сартр использовал Corydrane, наркотик, который в 60-х принимали велосипедисты. В 1974 Сартр посетил террориста Андреаса Баадера в тюрьме Штаммхайм в Германии.
L'idiot был последней большой работой Сартра; и то осталась незаконченной. Согласно Сартру, факт, что он никогда не будет заканчивать, это "не делает меня настолько несчастным, потому что я думаю, что я сказал наиболее важные вещи в первых трех частях." С 1975 философ страдал от падающего зрений и около конца его жизни, Сартр ослеп. Он умер в Париже от болезни лёгких 15 апреля 1980, около месяца боровшись за жизнь, и два дня пролежав в коме.
Жан-Поль Сартр был в значительной степени ответствен за образ послевоенного французского интеллектуала - и как активист и автор, он рассматривался главным интерпретатором видения мира послевоенным поколением. В его эссе Сартр имел дело с широким диапазоном объектов, иногда в провокационной манере. "Республика Тишины" начинается "мы никогда не были свободны больше, чем были свободны во время Немецкой оккупации" как Сартр объяснял это позже, что тогда каждый жест имел вес обязательства.
Могила Сартра на кладбище Монпарнас
В "Экзистенциализм - это гуманизм" он сформулировал главную тему экзистенциальной философии просто "прежде всего, человек существует, появляется, выходит на сцену, и, только впоследствии, понимает себя".