16 февраля 2016 года в концертном зале отдела нотных изданий и звукозаписей состоялась презентация книги Василия Сергеевича Цицанкина «Судьба музыканта», посвященная 135-летию со дня рождения выдающегося военного дирижера, композитора, генерал-майора Семёна Александровича Чернецкого. На презентации прозвучали произведения композитора в исполнении ведущих концертмейстеров кафедры военно-оркестровой службы Военного института (военных дирижеров) Военного университета и Московской городской музыкальной школы им. В. М. Блажевича.
Спасибо Кирилл. Довелось мне поиграть марши Чернецкого.
Оркестр штаба ЛВО, дир. Н. Ущаповский - Парадный марш Слава Родине (С. Чернецкий)
Имя Семёна Александровича Чернецкого навечно вписано в книгу музыкальной истории нашей страны. Вряд ли среди нас найдется человек, не слышавший марш «Парад» (1940 год) или «Праздник Победы» (1945 год). И, между тем, имя автора этих знаменитейших произведений знакомо немногим. Композитор, чья музыка побуждала наших дедов и прадедов идти на поле брани и сражаться за наше счастливое будущее; музыкальный просветитель, положивший жизнь на организацию учебных заведений военно-музыкального направления в нашей стране, как ни печально, но по сути, останется для потомков неизвестным.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Родился Семён Александрович в Одессе в 1881 году в семье отца-скрипача и матери-пианистки. Очевидно, что у Семёна не было шансов связать свою жизнь с чем-то иным, кроме музыки. Так и случилось. Он с успехом закончил местное музыкальное училище по классу тромбона и фортепиано. Обучение Семён совмещал с аккомпаниаторской деятельностью, помогая тем самым семье материально. Однако именно аккомпаниаторская школа помогла отточить мастерство, и наработать характерность и музыкальность будущих маршей (Украинский марш № 1,2,3 — 1936 год, Грузинский колонный марш — 1937 год, Славянский марш — 1942 год, Герои Азербайджана — 1943 год, Родной Донбасс — 1944 год и др.).
В возрасте 19 лет, то есть в 1900 году, Семён решил уехать из родной Одессы в Кишинёв к старшему брату. Именно здесь случился судьбоносный выбор. Став сначала помощником капельмейстера, а затем, с 1903 года в возрасте 22 лет и капельмейстером, Семён Александрович навсегда связал свою жизнь с военно-музыкальным оркестром. Последующие 8 лет, вплоть до своего 30-летия, Семён Александрович провёл в Кишинёве, а затем продолжил обучения и развитие своих музыкальных способностей уже в столичной Петербургской консерватории.
Можно сказать, что для Чернецкого в 30 лет всё только началось. Поступив в консерваторию, он обучался у таких маститых музыкантов как Глазунов, Черепнин, Штейнберг. Редкое дарование и трудолюбие студента было отмечено педагогом оркестрового класса Глазуновым, который впоследствии дал своему ученику такую характеристику: «Семён Александрович Чернецкий — отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».
Окончание обучения в консерватории совпало с Революцией. В возрасте 36 лет, будучи дипломированным специалистом, и имея огромнейший опыт дирижерской и аккомпаниаторской работы, Чернецкий выбрал путь служения новому государству. Так в 1918 году Семён Александрович поступил на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА) в должность начальника секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата. Затем его назначили инспектором военных оркестров Петроградского военного округа.
Последующая биография Чернецкого — это совмещение организаторской деятельности в должности фактического руководителя оркестров РККА, преподавательской работы, направленной на повышение квалификации и обучение военно-музыкальных дирижеров, а также непрерывного композиторского труда, результатом которого стали более 100 маршей и других композиций для военных оркестров.
Жизнь Чернецкого в течение последующих пяти лет в буквальном смысле шагала по Петрограду с военным оркестром. Судите сами.
Будучи действующим инспектором военных оркестров Петроградского военного округа, в 1923 году Семён Александрович Чернецкий создал военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава. В 1924 году Чернецкого перевели на должность инспектора военных оркестров РККА. Казалось бы, быть инспектором всех оркестров Красной Армии — уже более чем ответственно. И, тем не менее, даже этого ему оказалось мало. Со следующего, 1925 года, он начал преподавать в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе им. Ашенбреннера. Предположительно в этом же году Чернецский написал марш «Ленинский призыв» (но по некоторым данным этот марш был написан в 1936 году).
Будучи действующим инспектором военных оркестров Петроградского военного округа, в 1923 году Семён Александрович Чернецкий создал военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава. В 1924 году Чернецкого перевели на должность инспектора военных оркестров РККА. Казалось бы, быть инспектором всех оркестров Красной Армии — уже более чем ответственно. И, тем не менее, даже этого ему оказалось мало. Со следующего, 1925 года, он начал преподавать в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе им. Ашенбреннера. Предположительно в этом же году Чернецский написал марш «Ленинский призыв» (но по некоторым данным этот марш был написан в 1936 году).
В 1926 году, сохраняя за собой пост инспектора военных оркестров РККА, Семён Алесандрович выступил организатором сводного (именуемого также «тысячетрубным») оркестра Московского гарнизона, который он возглавил спустя 10 лет. В этом же, 1926 году, Чернецкий стал руководителем капельмейстерских классов на курсах им. Стравинского. И это в возрасте 45 лет!
Многие из нынешних работодателей в принципе не рассматривают соискателей этого возраста на требуемую должность, забывая, что лишь к этому возрасту человек способен на максимальную профессиональную отдачу накопленного опыта, знаний и умений. Пример Семёна Александровича — характерное тому подтверждение.
В 1928 году Чернецкий организовал и возглавил Симфонический оркестр Центрального Дома Красной Армии. И всё это, как сказали бы современники, к уже имеющейся нагрузке. Но такой ритм жизни не тяготил Семёна Александровича. Да и разве может тяготить то, что является настоящим смыслом твоей жизни?!
1935 год стал для Семёна Александровича не менее знаковым, чем для России — революционный 1917 год. В этот год 54-летний Чернецкий создал сразу две значительнейших организации: Оркестр НКО (Народного комиссариата обороны), который он воглавлял вплоть до 1949 года, и Военный факультет при Московской Государственной консерватории им. Чайковского. К слову, в настоящее время Институт военных дирижеров при Военном университете вырос до шести военно-музыкальных кафедр.
В 1936 году Семён Александрович написал знаменитейший марш ГТО (Готов к труду и обороне). В этом же году композитор был удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Сложное предвоенное время Чернецкий проживает все также насыщенно и плодотворно, как и все предыдущие годы. Он продолжает вести преподавательскую деятельность и всячески расширяет границы образовательных учреждений военно-музыкального толка. Так, в 1937 году, Семёном Александровичем были открыты три средние военно-музыкальные школы: в Одессе, в Петрограде и в Москве. Одна из этих школ, перепрофилировавшись в знаменитое Московское военно-музыкальное училище, существует и поныне.
В том же 1937 году во время очередного парада на Красной площади, сводным оркестром которого дирижировал Чернецкий. произошла его роковая встреча со Сталиным, которая могла стоить талантливому дирижёру и композитору жизни.
По давней традиции дирижёр должен был находиться спиной к оркестру. Но такое положение не всегда позволяло разглядеть его дальним рядам оркестрантов. Проходя с оркестром по Красной площади, оказавшись напротив мавзолея, на трибуне которого стояло всё правительство страны во главе со Сталиным, Чернецкий неожиданно повернулся лицом к оркестру, оказавшись спиной к трибуне с правительством. Это вызвало возмущение и негодование правительственной верхушки. По окончании парада Семёна Александровича вызвали с докладом, на что он незамедлительно, спокойно по-военному рапортовал: «Товарищ Сталин! Я очень уважаю вас. Но и никакого морального права не имею дирижировать вами, стоя к вам лицом. Я должен дирижировать военными музыкантами». Такой ответ удовлетворил Сталина и назревающий скандал так и не разразился.
В 1937 году Чернецкий написал «Грузинский колонный марш», марши «Молодость» (из песен М. Блантера), «Кавалерийская рысь», «Краснознамённому ансамблю».
Спустя 7 лет, в 1944 году, Семён Александрович стал генерал-майором. Но генеральские погоны отнюдь не исключили вдохновение, и он написал марши «Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий», «Родной Донбасс», «53-й Стрелковой гвардейской дивизии», «Салют Москвы», а также «Победный марш (фанфарный) Слава Родине» и «Вступление Красной Армии в Бухарест».
Признание преподавательской деятельности Чернецкого в Московской Государственной консерватории им. Чайковского пришло спустя 11 лет после открытия и начала его преподавательской деятельности на Военном факультете — в 1946 году. Именно в этом году Семёну Александровичу было присвоено звание профессора и он стал лауреатом Сталинской премии второй степени. Однако, этот же год стал для военно-музыкального реформатора и просветителя Семёна Александровича Чернецкого самым тяжелым за всю его жизнь. Паралич приковал композитора к постели. Но, превозмогая физическую немощь и демонстрируя величие силы духа, он всё же смог присутствовать в числе жюри на Всеармейском соревновании военных оркестров штабов военных округов и военных академий.
Болезнь не помешала и композиторскому дарованию. В 1946 году он написал «Встречный марш артиллерии», «Встречный марш танкистов», «Марш артиллеристов» и «Марш гвардейской артиллерии».
Жизненный путь этого замечательного человека, на протяжении которого звучали фанфары военных оркестров, закончился 13 апреля 1950 года в Москве. Похоронен С.А. Чернецкий на Новодевичьем кладбище. Но до сих пор по всем воинским частям и гарнизонам военные оркестры играют знаменитые марши Чернецкого, отдавая честь его памяти самим своим существованием и музыкой, несущий в своей сути истинный дух патриотизма.