S.Graрpelli, J.Pass, N.Pedersen - Tivoli Gardens (1979)
Джо Пасс (Joseph Anthony Passalaqua, родился 13 января 1929 года в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси, США, умер 23 мая 1994 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния), джаз гитарист.
Его широкое использование "шагающего" баса, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий в процессе импровизации и сочетание множества техник игры открыли новые возможности для мира джаз-гитары и оказали огромное влияние на современных джазовых гитаристов.
Джо Пасс, сын Мариано Пассалаква, сицилийского работника металлургического завода, вырос в Джонстауне в немузыкальной семье, Пасс начал играть на гитаре, воодушевившись представлением актера Джена Отри о ковбое-гитаристе. Свою первую гитару стоимостью 17$ он получил в свой девятый день рожденья. Его отец рано разглядел в своем сыне талант, необычное видение музыки и абсолютный слух.
Уже в 14 лет Пасс начал давать концерты. Он играл с группами, которые были основаны Тони Пэстэром и Чарли Бэрнэтом, оттачивая свое мастерство игры на гитаре и изучая музыкальный бизнес. Джо начал путешествовать с небольшими джазовыми ансамблями и в итоге осел в Нью-Йорке. Через несколько лет он пал жертвой злоупотребления наркотиками и провел почти все 1950-е в относительной неизвестности. Во время реабилитационной программы он вернулся к игре. И, наконец, в 1962 он записал «The Sounds of Synanon».
Пасс записал серию альбомов в 1960-е для студии «Pacific Jazz», в их числе классические «Catch Me», «12-String Guitar», «For Django» и «Simplicity». В 1963 году получил премию журнала «Downbeat» «New star award». В эти годы он также принимал участие в записях с Джеральдом Вилсоном, Бадом Шанком и Лесом Макканом. В 1965 Пасс вместе с Джорджем Ширингом активно давал концерты, при этом активно занимался работой на телевидении и радио в Лос-Анджелесе.
Он работал с Луисом Бэлсоном, Фрэнком Синатрой, Сарой Вон, Джо Вильямсом, Дэллой Риз, Джонни Мэтисом. Параллельно Пасс трудился над телепередачами, такими как «The Tonight Show Starring Johnny Carson», «The Merv Griffin Show», The «Steve Allen Show» и другими. В начале 1970-х, Джо Пасс вместе с гитаристом Хербом Эллисом регулярно давали концерты в «Donte's jazz club» в Лос-Анджелесе. Плодом этой совместной работы был самый первый альбом, названный «Jazz/Concord» по названию студии, где он был записан. В начале 1970-х Пасс был соавтором серии музыкальных книг, а также написал свою книгу об импровизации «Joe Pass Guitar Style», которая по сей день остается лучшим пособием для желающих научиться джаз-технике игры на гитаре.
Норман Гранц, владелец и основатель студии Verve Records предложил Пассу записываться на его студии, где он выпустил легендарный сольный альбом «Virtuoso». В 1974 Джо там же выпустил альбом «The Trio» вместе с Оскаром Питерсоном и Нильсом-Хенингом Орстед Пидерсеном, который получил премию Грэмми как лучший джазовый альбом. На студии «Pablo Records» Пасс записывался с Бэнни Картером, Мильтом Джексоном, Хербом Эллисом, Зутом Симсом, Дюком Эллингтоном, Диззи Гиллеспи, Эллой Фитцджеральд, Каунтом Бэси и другими.
Пасс и Элла Фитцджеральд записали 4 совместных альбома. Раньше она предпочитала записываться только под аккомпанемент фортепиано, но блистательные аккомпаниаторские способности Джо Пасса создали замечательный мелодический контраст для ее голоса. Этот блистательный дуэт можно услышать на альбомах «Take Love Easy», «Easy Living», «Speak Love» и «Fitzgerald and Pass… Again».
Джазовое общество почитает Джо Пасса как влиятельного соло-гитариста. Его стиль, сформированный под влиянием гитариста Джанго Рейнхардта и саксофониста Чарли Паркера — это отлаженная, доведенная до совершенства техника в сочетании с чувством мелодии и импровизации, часто используемые джазовые аккорды, спонтанные импровизации и частая смена темпа.
Джо Пасс позволил использовать его имя некоторым музыкальным фабрикам, но лишь тем, чьи инструменты он использовал, и за качество которых мог поручиться сам. Чаще всего он играл на гитаре Gibson ES-175 и на гитаре, которую сделал специально для него мастер Джимми Дэ Аквисто. Epiphone также представил линию полуакустических гитар, названную в его честь.
last.fm/ru
НИЛЬС-ХЁННИНГ ОРСТЕД-ПЕДЕРСЕН
27 мая 1946 года в местечке Остид, возле Роскиллена на датском острове Зеландия, родился выдающийся джазовый контрабасист Нильс-Хённинг Орстед-Педерсен (Niels-Henning Ørsted Pedersen), известный своей невероятной техникой игры, а также как великий датчанин с бесконечно длинным именем, которого иногда называют просто NHØP. В детстве он в течение 6 лет учился игре на фортепиано, после чего переключился на контрабас и учился под руководством преподавателя в течение ещё 5 лет. Вскоре его способности к игре на контрабасе были по достоинству оценены, и он начал профессиональную карьеру уже в 14-летнем возрасте, работая в ведущих датских джазовых коллективах. В своей игре Нильс-Хеннинг ориентировался на би-боповую стилистику. В 1962 году он сыграл с пианистом Бадом Пауэллом (Bud Powell), с которым также сделал первую запись, подарившую ему известность за пределами Дании. Вскоре он становится признанным музыкантом-контрабасистом во всей Европе. Особо ценится его прекрасный звук и ритмика игры. Он начинает сотрудничать со всеми знаменитостями, гастролирующими в Дании. Работая в клубе “Monmartre Jazzhus”, NHØP играл с саксофонистом Декстером Гордоном (Dexter Gordon) и другими приезжими известными музыкантами, перечень имен которых составляет основу любой джазовой энциклопедии: Ben Webster, Bill Evans, Brew Moore, Count Basie, Dizzy Gillespie, Jackie McLean, Roland Kirk, Sonny Rollins, Ella Fitzgerald, Philip Catherine, Freddie Hubbard, Benny Carter, Teddy Wilson, Coleman Hawkins, Roy Eldridge, Miles Davis. Также Нильс-Хеннинг активно сотрудничал с Джазовым оркестром датского радио (“Danish Radio Jazz Orchestra”, ранее – “The Danish Radio Big Band”.) В 1964 году NHOP был избран Датским Музыкантом Года, и в это же время он начал работать с флейтистом Роландом Кирком (Roland Kirk). Кроме того, в этот период началось долговременное сотрудничество с пианистом Кенни Дрю (Kenny Drew), которое продолжалось вплоть до смерти Кенни Дрю, а количество совместных альбомов музыкантов достигло 50. С Кенни NHØP выступал как в трио, так и в дуэте. В 1965 году NHOP принял участие в европейском туре в составе группы тенор-саксофониста Сани Роллинса (Sonny Rollins) и в трио пианиста Билла Эванса (Bill Evans.) С точки зрения английского магазина “Jazz Journal”, в 60-х годах Орстед по своим достижениям сравнялся с молодым поколением американских контрабасистов, составив конкуренцию Стиву Сваллоу (Steve Swallow), Гари Пикоку (Gary Peacock), Рону Картеру (Ron Carter). В 1968 году о нём написали в журнале “Downbeat”, как о «талантливом музыканте, заслуживающем более широкого признания». С 1968 по 1972 годы Нильс-Хеннинг играл в составе первого в Дании фьюжн-оркестра, “Underground Railroad”. Позже NHØP сотрудничал с трио пианиста Оскара Питерсона (Oscar Peterson), заменив контрабасиста Рэя Брауна (Ray Brown), хотя и не решился переехать в США, чтобы стать постоянным участником состава Питерсона. В 1971 году вышла первая запись Оскара Питерсона с участием Нильса-Хеннинга, а с 1973 года они стали играть вместе более-менее постоянно. Сотрудничество с Питерсоном (наравне с совместной работой с Кенни Дрю (Kenny Drew) являлось ключевым моментом в карьере Нильса-Хеннинга Орстеда. Его стиль игры удачно сочетался с манерой Питерсона, всегда демонстрировавшего виртуозное музицирование. Нильс-Хеннинг сотрудничал с Питерсоном до 1986 года, а после ухода из его группы выступал в качестве лидера своего ансамбля (как правило, в составе трио с гитаристом и барабанщиком), либо как сессионный музыкант.
В 1981 году он был удостоен звания «Лучший Контрабасист Года», по версии критиков «Downbeat». Также Орстед участвовал в дуэте с другим канадским пианистом – Полом Блеем (Paul Bley) и записывался с некоторыми авангардными музыкантами, такими, как Anthony Braxton, Albert Ayler и Archie Shepp. Немалую известность приобрели совместные записи и выступления Нильса-Хеннинга со скрипачом Стефаном Граппелли (Stéphane Grappelli.) NHØP выпустил около двух десятков сольных альбомов, при этом, помимо стандартов, Нильс-Хеннинг записывал авторские композиции и джазовые обработки народных скандинавских песен, а также свои интерпретации произведений И.С. Баха и Белы Бартока (Bela Bartok). Его альбомы выходили на лэйблах “SteepleChase” и “Pablo Records”. Первый альбом Орстед выпустил в 1975 году (пластинка “Jaywalkin’” на “SteepleChase”.) Также в его дискографии можно встретить камерную музыку (которую он иногда исполнял на виолончели) и детские песни (альбомы “Once Upon A Time” 1990 года и “Ambiance” 1993 года.) В 1991 году Нильс-Хеннинг Орстед был награжден Музыкальной наградой Совета северных стран (“The Nordic Council Music Prize”), причём он стал первым музыкантом, награждённым за исполнительское мастерство, а не за успехи в композиции. Отдельное внимание необходимо уделить виртуозной технике игры Нильса-Хеннинга Орстеда: её особенностью была игра на контрабасе с использованием четырех пальцев правой руки (что встречается крайне редко – в основном играют одним или двумя пальцами, реже – тремя.) Благодаря такому подходу Орстед получил возможность играть пьесы (в том числе мелодии, а не только ритмическое сопровождение) в высоких темпах, с которыми справился бы не всякий бас-гитарист. Благодаря феноменальной технике, Нильс-Хеннинг сыграл такую же роль в развитии искусства игры на контрабасе, как Джимми Блантон (Jimmy Blanton), Скотт ЛаФаро (Scott LaFaro) или Жако Пасториус (Jaco Pastorius) для игры на бас-гитаре (особенно безладовой). Другой особенностью его игры являлось использование приёмов и мелодических ходов, характерных для фанковой игры на бас-гитаре. Орстед часто использовал фанковые вступления даже играя с такими традиционными музыкантами, как Стефан Граппелли. Также необходимо упомянуть флажолеты и дабл-стопы, которые он активно использовал при выступлениях в малых составах. Вообще для Нильса — Хеннинга Орстеда характерно стремление использовать контрабас для максимально полного выражения музыкальных идей, как любой другой инструмент, – не ограничиваясь ролью ритмического сопровождения солистов, что особенно заметно во время игры в дуэтах и на сольных альбомах. Нильс-Хенинг Орстед вёл активную деятельность вплоть до своей безвременной смерти от сердечной недостаточности в 2005 году в возрасте 58 лет в Копенгагене. Он был выдающимся европейским виртуозом, которого критики до сих пор называют «датским чудом».
radiojazzfm.ru
СОДЕРЖАНИЕ
1.t's Only A Paper Moon 2.Time After Time
3.Let's Fall In Love
4.Crazy Rhythm
5.How Deep Is The Ocean
6.I'll Remember April
7.I Can't Get Started
8.I Get A Kick Out Of You
Bass– Niels-Henning Ørsted Pedersen
Guitar– Joe Pass
Violin– Stéphane Grappelli