«Шоколадница» Лиотара
История картины "Шоколадница"
Наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад.
Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар считается одним из самых загадочных живописцев XVIII века. Легенд о его путешествиях и приключениях до наших дней дошло не меньше, чем захватывающих историй о его картинах. Самой знаменитой работой Лиотара, несомненно, является «Шоколадница».
С этой картиной связана интересная легенда: по свидетельствам современников художника, здесь он изобразил официантку, женившую на себе князя, которому она однажды подавала в кафе шоколад. А вот о характере и нравственных качествах этой особы сохранились весьма противоречивые свидетельства.
По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода. Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода , зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда.
По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.
°Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.Согласно этой версии, князь впервые увидел девушку не в кафе, а прислуживающую в доме у кого-то из знакомых. Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание. План удался, и смышленая служанка вскоре стала любовницей аристократа. Однако ее не устраивала роль «одной из», и она добилась того, что князь начал представлять ее своим гостям и перестал встречаться с другими любовницами.
А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.
С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.
Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.
Большое спасибо,Владимир
БалУете вы нас прекрасными произведениями искусства и очень интересными историями этих картин-тут и добавить нечего.
Жан-Этьен Лиотар (фр. Jean-Étienne Liotard) родился 22 декабря 1702 года в Женеве, в семье ювелира
Отец художника – Антуан Лиотар родился в семье французских протестантов, был ювелиром, но после 1685 года по религиозным причинам бежал из маленького французского городка Монтелимар в Швейцарию.
В Женеве и родились братья-близнецы Жан-Этьен и Жан-Мишель.
Жан-Этьен был тринадцатым ребенком в семье.
Братья с детства увлеклись рисованием и оказались художественно одаренными детьми.
Историки пишут, что в школе Жан-Этьен увлеченно рисовал портреты своих друзей, обладающие сходством с оригиналами, а также копировал репродукции из учебников, особенно посвященные истории Древнего Рима.
В начале XVIII века в Женеве еще не было художественных школ, зато было полно мастерских, где обучали популярному в Швейцарии ремеслу - технике миниатюры на эмали, необходимой для производства украшений и часов. Поэтому отец, видя способности сыновей, отдал их в ученики швейцарскому художнику - миниатюристу Даниэлю Гарделю (Daniel Gardele), где братья и постигали первые азы живописи.
Начав заниматься в мастерской у Гарделя, за несколько месяцев превосходит своего учителя.
Совершенствовать свою технику художник отправляется в Париж в 1725 году, три года учится в мастерской гравера Жана-Батиста Массе.
Позже, начав работать самостоятельно, возвращается к своей излюбленной исторической тематике.
Пробыв некоторое время в Италии, Лиотар путешествует по Турции около пяти лет.
Восточный стиль очень понравился художнику, он даже ходил в Европе в турецком платье и изобразил себя турком на автопортрете.
Жан-Этьен Лиотар – Портрет великого визиря
Затем в Австрии рисует портреты императорской семьи и придворных. В Вене художник исполнил и портрет Анны Бальдауф, который прославил его на весь мир – под названием «Шоколадница»
Вернувшись в Париж, Лиотар становится популярным портретистом у женщин, с подачи мадам Помпадур, и создает немало прекрасных работ
Мария-Антуанетта
Национальная галерея – Жан-Этьен Лиотар - Шоколад
На закате своей жизни Лиотар возвращается на родину в Женеву, где и умирает 12 июня 1789 года
Картины удожника выставлены в Лувре и Дрездене