- Шопен Фредерик Дата рождения: 1 марта 1810 года Дата смерти: 17 октября 1849 года
Биография Фредерика Шопена
Польский композитор и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку и систематически заниматься с чехом В. Живным - серьезным музыкантом-педагогом. В 1818 году в Варшаве состоялось первое публичное выступление Шопена. К этому времени он уже был автором нескольких фортепьянных пьес - полонезов и марша. В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей. В начале 1820-х годов он начал заниматься по композиции у Ю. Эльснера. В июле 1826 года Шопен окончил Варшавский лицей. Осенью того же года он поступил в Варшавскую Высшую школу музыки, где обучался почти три года.
Под руководством Эльснера, превосходного музыканта и педагога, сразу разгадавшего гениальную одаренность своего ученика, Шопен сделал огромные успехи. За время обучения Шопеном было написано много фортепьянных произведений, среди которых выделяются вариации на тему Моцарта, рондо, рондо для двух фортепьяно, 1-я соната, краковяк, ноктюрн ми минор и др. Уже тогда сильнейшее влияние на Шопена оказала польская народная музыка, а также польская литература и поэзия (Мицкевич, Словацкий, Витвицкий и др.). По окончании Высшей школы Шопен в 1829 году предпринял поездку в Вену, где выступил с исполнением своих произведений. В 1830 году состоялся его первый самостоятельный концерт в Варшаве, за которым последовал ряд других выступлений.
Портрет композитора работы Марии Водзинской(1836)
11 октября 1830 Шопен в последний раз играл в Варшаве и вскоре покинул родину. Конец 1830 года и первую половину 1831 года прожил в Вене. Концерты, новые музыкальные знакомства, посещение театров, поездки в живописные окрестности города - все это благоприятно отразилось на развитии его дарования. Летом 1830 года Шопен уехал из Вены. Начало сентября провел в Штутгарте; здесь узнал о неудаче польского восстания и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от этого известия Шопен пишет этюд до минор (соч. 10, № 12), часто называемый "революционным", и две глубоко трагические прелюдии - ля минор, ре минор. В числе его новых сочинений - концерты для фортепьяно с оркестром, полонез ми-бемоль мажор, полонез для фортепьяно и виолончели, ноктюрны (соч. 9), польские песни на слова Витвицкого и Мицкевича и др. Шопен полностью подчиняет виртуозно-технические элементы своих произведений музыкально-поэтическим образам.
Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. С тех пор его жизнь связана с этим городом. Здесь Шопен сблизился с Листом, Берлиозом, Беллини, Гиллером, Мендельсоном, познакомился с писателями и художниками - Гюго, Ламартином, Ж. Санд, Бальзаком, Мюссе, Гейне, Делакруа. 26 февраля 1832 года Шопен дал первый концерт в Париже, в котором исполнил 2-й фортепьянный концерт и вариации на тему из "Дон-Жуана" Моцарта.
Лист, присутствовавший на этом концерте, отмечал, что необыкновенный талант Шопена "наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл новую фазу в развитии человеческого чувства". В 1833-1835 годах Шопен сравнительно много концертирует, нередко выступая вместе с такими музыкантами, как Лист, Гиллер, братья Герц. Годы 1836-1837 были решающими в личной жизни Шопена: была расторгнута помолвка с Марией Водзинской, и он сблизился с Ж. Санд.
Дом в Желязовой-Воле, в котором родился Фредерик Шопен
К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения, в том числе 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и др. Продолжал он также выступать и в концертах (вместе с Эрнстом, Полиной Виардо, Франкомом и др.), но значительно реже, чем в предыдущие годы. Зиму Шопен обычно проводил в Париже, лето - в имении Жорж Санд - Ноан. Лишь одну зиму (1838-1839) Шопен из-за пошатнувшегося здоровья провел на юге - на испанском острове Майорка (здесь были закончены его 24 прелюдии).
В мае 1844 года умер отец Шопена; смерть отца Шопен пережил крайне тяжело. Здоровье его стало внушать серьезные опасения. Разрыв с Жорж Санд в 1847 году окончательно подорвал его силы. Последние два года жизни Шопена проходят в мучительных страданиях. Он почти не в состоянии сочинять, с трудом выступает в концертах (последнее его выступление состоялось 16 ноября 1848 года на польском вечере в Лондоне), прекращает занятия с учениками. Зимой 1849 года в его здоровье наступает резкое ухудшение. Ни заботы друзей, ни приезд в Париж любимой сестры Людовики не приносят облегчения, и после тяжелой агонии он умирает. Тело Шопена погребено на кладбище Пер-Лашез в Париже. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста.
Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность - одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши.
Дворец Острожских — местонахождение варшавского музея Шопена.
Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев - мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии. Шопен проявил смелое новаторство в их трактовке и преобразовании. Его полонезы, например, заметно демократизуют и расширяют этот некогда торжественно-церемониальный жанр; его мазурки углубляют и поэтизируют народный танец, его вальсы содержат многие черты славянской народно-танцевальной мелодии.
По-новому трактует Шопен и нетанцевальные жанры: его этюды - высокохудожественные творения, в которых глубокое идейно-эмоциональное содержание сочетается с оригинальными средствами воплощения; его скерцо - весьма своеобразные сочинения, отличающиеся по своему типу от скерцо в классической симфонии и сонаты; его баллады - сюжетные драматические повествования, навеянные образами поэзии, полные жизненного разнообразия, контрастов, романтической свободы.
Жанровое новаторство органично сочетается у Шопена с решительным новаторством в сфере музыкального языка. Шопен создал новый тип мелодии - предельно выразительной, гибкой, непрерывно развертывающейся, сочетающей в себе черты вокальные и инструментальные, песенные и танцевальные. Шопен раскрыл также новые возможности в области гармонии; сплавил воедино элементы польской народной музыки с элементами романтической гармонии, усилил роль динамических и красочных элементов. Чрезвычайно интересны находки Шопена в области полифонии (насыщение мелодической выразительностью всех голосов) и музыкальной формы (применение весьма характерного для польской народной музыки приема вариационного развития).
Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена
Шопен в 1849 — единственная сохранившаяся фотография композитора.
Новаторство Шопена сказалось в полной мере на его исполнительском искусстве. Подобно Листу, он произвел коренной переворот в искусстве фортепьянной игры, наполнив его новым содержанием.
В целом творчеству Шопена свойственна гармоничность и ясность мышления. Его музыка далека как от романтических преувеличений, так и от академически холодной замкнутости. Она чужда всякой неискренности, непосредственна, народна в своей основе, свободолюбива. Она уже давно стала символом душевной красоты человека.
История жизни Фредерика Шопена
Шопен был великим композитором и музыкантом. Свой первый концерт он дал в 8 лет и вскоре стал знаменитостью. Варшава, где жил Шопен, была тогда глубокой музыкальной провинцией, а у его отца, школьного учителя, родившегося во Франции, было очень мало денег. В 1830 году Шопен навсегда покинул Польшу, зарабатывая деньги виртуозным исполнением собственных музыкальных сочинений, хотя здоровье не всегда позволяло ему давать продолжительные концерты. Он поселился в Париже, где стал давать уроки музыки и выступать с концертами. Вскоре у него начался туберкулез. Французская революция 1848 года лишила его возможности зарабатывать на жизнь, и он уехал в Англию. В Париж он вернулся практически полным инвалидом и вскоре умер после нескольких месяцев тяжелых страданий.
Начало «Ноктюрна» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, Op.62 № 2. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты.
Романтическая внешность Шопена привлекала женщин не меньше, чем его музыка. Его самого тоже манили женщины, но не всегда с точки зрения секса. Их обожание часто напоминало ему любовь, молодости Шопен ощущал неодолимое влечение к своему другу Титусу Войцеховскому. Он забрасывал его любовными записками и очень любил целовать его в губы. С девушками он вел себя значительно сдержаннее. Одно время он был влюблен в Констанцию Гладковску, с которой вместе учился музыке, однако, он так и не смог рассказать или написать ей о своем чувстве. Лишь много лет спустя Констанция с удивлением узнала о том, как много она когда-то значила для Шопена.
Соблазны Парижа не привлекли Шопена. Он, однако, перенес легкое венерическое заболевание, которым заразился от женщины по имени Тереза. Это, похоже, еще больше отбило у него охоту заниматься сексом.
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838
Шопен всегда мечтал иметь свою семью. В 1836 году он сделал предложение Марии Водзинской, хорошенькой и музыкально одаренной дочери польского графа. Она приняла его предложение, но ее родители были весьма обеспокоены плохим состоянием его здоровья. Через некоторое время Шопен перестал получать от Марии письма и отбросил все мысли о женитьбе.
Позже он познакомился с романисткой Жорж Санд, которая восхищалась его музыкой и им самим и преследовала его всюду. Шопену она сначала не понравилась, и он сказал однажды своему другу: "Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще? Я что-то в этом смысле сомневаюсь. "Шопен все-таки пошел навстречу притязаниям Санд, и их связь продолжалась 9 лет. Их интимные отношения прекратились уже через пару лет, поскольку Санд объявила, что в постели Шопен очень напоминает труп. Санд воспитывала двоих детей и попыталась превратить Шопена в третьего. Она порвала все отношения с Шопеном, когда он выступил против нее в каком-то споре, который она вела с мужем своей дочери.
Последней женщиной, которая всерьез пыталась привлечь его внимание, оказалась его богатая ученица и финансовая покровительница Джейн Стерлинг, о которой он сказал: "Уж лучше я выберу своей женой смерть".