Советский джаз. Международные джаз-фестивали. Прага-65 - часть 2
В 1965 году квартет в составе: Георгий Гаранян (альт-саксофон), Николай Громин (гитара), Андрей Егоров (контрабас) и Валерий Буланов (ударные) - выступили на международном джаз-фестивале в Праге.
Заслуживает внимание отзыв американского джазового обозревателя Уиллиса Коновера, который писал:
"Я с нетерпением ждал выступления музыкантов из СССР. Зал встретил их такими же стихийными и непринуждёнными аплодисментами, какими он встречал другие группы. Альт-саксофонист Георгий Гаранян представил гитариста Николая Громина, контрабасиста Андрея Егорова, ударника Валерия Буланова.
«Оун Грин Долфин Стрит», исполненная в умеренно быстром темпе, показала, что Гаранян в совершенстве владеет манерой Чарли Паркера или Фила Вудса, смягченных стилем Поля Дезмонда. Егоров обеспечивал неотразимо уверенный и ровный пульс. В своей привлекательной «Балладе» Гаранян сделал намёк на значительный диапазон, импровизируя некоторое время в верхнем регистре альта, уверенно и чисто. В одном месте «Баллады» Громин имитировал треньканье балалайки, живо проливая свет на важность естественного внесения своих культурных традиций в джазовую музыку. Унисонные пассажи альта и гитары в «Интерплей» Билла Эванса были прекрасны: теперь Гаранян расплавил некоторую обособленность и сверкал чистым музыкальным огнём. Его композиция «Армениен Баунс» восхитительно закончила выступление квартета.
Ввиду того, что у меня появился первый и возможно последний шанс встретиться с русскими музыкантами перед тем, как они возвратятся на родину, я отыскал их после концерта на джем-сессии. Они сидели за одним столом, слушая, как играют другие. Я подошёл, представился и спросил, не могу ли я к ним присоединиться. Я сказал им, что мне очень понравилось их выступление. Гаранян скромно заметил, что на меня ещё большее впечатление произвели бы два отсутствующих альтиста: Роман Кунсман и Геннадий Гольштейн.
Мне стало очевидно здесь в Праге, сказал я, что советские джазмены располагают превосходными силами и нам следует побольше их слышать. (Нашему разговору помогал добровольный помощник переводчик Алексей Баташёв, молодой советский физик, который знает и любит свой народ и его музыку.)
…В другой день к советскому квартету, возглавляемому Гараняном, присоединился Ян Хаммер-младший. Они исполнили вместе пьесу – «Что за штука – любовь?», написанную Громиным «Корриду», навеянную образами быков, и простенький блюз. Игра Хаммера на рояле обнаружила его солидную подготовку; работа Валерия Буланова на ударных была согласованной и чёткой; гитара Громина ненапряжённа и авторитетна; Гаранян играл точно и уверенно; бас Егорова ни на минуту не утрачивал свинга.
…Я уже десять лет связан с организацией американских джазовых фестивалей и берусь заявить, что Прага-65 был лучшим фестивалем, который я когда-либо посещал, по многим, в том числе и музыкальным аспектам. Никакой спешки, халтуры, показного шика больших имён и рекламного багажа. Фестиваль должен быть радостным, тёплым, живым, духовно и музыкально творческим. Слово «фестиваль» означает празднество, и он должен быть праздничным. Пражский фестиваль был таковым.
…Наконец, моё человеческое впечатление от русских. Несомненно, ясный патриотизм, хотя мы ни разу не говорили о политике. Скромны почти до степени самоотречения, хотя всегда отзывчивы на предложение дружеских отношений и разговоров в них чувствуется спокойствие и искреннее, настоящее достоинство. Под внешним спокойствием угадываются глубокие пропасти чувств. Прекрасные товарищеские отношения с людьми. Общая черта у всех восточно-европейских музыкантов – дружественность".
Перевод статьи подготовлен пресс-группой Ленинградского джаз-клуба "Квадрат" в 1966 году для первого клубного информационного бюллетеня.
Чешская фирма "Супрафон", воспользовавшись приездом советских музыкантов на пражский джаз-фестиваль, выпустила две пластинки с записями квартета Георгия Гараняна. На первой пластинке была издана концертная запись композиции "Баллада", на второй - "Armenian Bounce" и "Коррида", записанные в студии фирмы "Супрафон".
International Jazz Festival Praha ’65, vol.1
Supraphon SUA 15732
Vinyl, LP, Mono
1966, Czechoslovakia
International Jazz Festival Praha ’65, vol.2
Supraphon SUA 15733
Vinyl, LP, Mono
1966, Czechoslovakia
Игорь, большое спасибо!