Советский джаз. Международные джаз-фестивали. Прага-66 - часть 4
По следам фестиваля в Праге 1966 года чешская фирма Супрафон снова выпустила пластинку, на которую вошли две композиции КМ-Квартета.
Из статьи Петров А.Е., Баташев А.Н. "На международной арене - джаз". - "Советская культура" от 15 декабря 1966 г.:
"...Квартет московского "Молодежного кафе" (В. Сермакашев - тенор-саксофон, В. Сакун - рояль, А. Егоров - контрабас и В. Аматуни - ударные) выступил в Праге в целом неплохо. Наши исполнители привлекли к себе симпатии стремлением честно следовать традициям джазовой классики. Жаль только, что "КМ-Квартет" почти до самого отъезда находился в неведении, состоится ли их выступление, что, конечно, отразилось на репертуаре..."
В архиве радиожурналиста, корреспондента Всесоюзного Радио Георгия Яковлева, работавшего в то время в Чехословакии, сохранились также записанные на Чехословацком радио композиции КМ-Квартета. Благодаря Юрию Метелкину, разыскавшему и оцифровавшему эти записи для поддерживаемого им портала "Старое Радио", это выступление можно полностью услышать и сегодня.
Большой успех выпал на долю композитора Мурада Кажлаева, чей "Концерт" завоевал вторую премию на международном конкурсе джазовых композиций, проводившемся в рамках пражского фестиваля. "Концерт" вызвал одобрительные отзывы в европейской пьесе. "Язык Мурада Кажлаева очень самобытен, - отмечал английский критик Стив Райс. - Он прост и в то же время оригинален. Я думаю, что найти новые свежие звучания на основе старых традиций - вещь более трудная, чем изобретение сверхсложных конструкций".
Из воспоминаний Мурада Кажлаева: "Большую роль в моем творчестве сыграл оркестр моего друга Карела Краутгартнера, замечательного музыканта, руководителя оркестра Чехословацкого радио. В 1966 году он исполнил мой "Концерт для джаз-оркестра (Африканский)", за который я получил в Праге государственный приз имени Ярослава Ежека и премию международного джазового фестиваля (прим.: этого же приза был удостоен великий «Сэчмо» Луи Армстронг, который незадолго до своей кончины посетил Прагу с концертами). Успех в Праге подтолкнул меня на дерзкий поступок, будучи в США я предложил партитуру своего джазового концерта маэстро Дюку Элленгтону. ...Как-то поздно ночью мне в Махачкалу позвонил Олег Лундстрем: «Скорее слушай, по радио США звучит твой концерт в исполнении Эллингтона!» Передачу вел Уиллис Канновер, тот самый, который был членом жюри фестивального конкурса в Праге. Пока я нашел волну, то успел услышать только финал своего произведения... Этот факт для меня, еще молодого композитора, был весьма значителен и знаменателен".
"Такой диплом у меня единственный в своем роде. Размер его - 1 метр на 60 см! На фестивале в Праге их было три: первой, второй и третьей степени. Каждый из них - оригинал пражского хужожника,которую он писал после прослушивания произведения. "Так я понимаю эту музыку!", - как бы говорили картины-дипломы", - также вспоvинает Мурад Кажлаев.
Игорь, большое спасибо!