Судьба играет человеком, а человек играет на трубе. (И.Ильф,Е. Петров)
Судьба играет человеком, а человек играет на трубе. (И.Ильф,Е. Петров)
Если осень - скрипка, весна – флейта , лето -гитара .... то зима, пожалуй , - труба.... Так , что сегодня в теме труба .
Скрипка
https://tunnel.ru/view/post:3501560867
флейта
https://tunnel.ru/view/post:3502741763
Гитара
https://tunnel.ru/view/post:3504207850
Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.
В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.
Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.
В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.
Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.
Чикаго… Октябрь 1930 года…
По вечерам он подрабатывает в ресторане, играя на своей старой трубе. Надевая костюм и шляпу, он превращается из рабочего в талантливого музыканта, дарящего капризной публике красивое искусство. Он сильный и мужественный, жесткий и прямой.
Она задолго начинает готовиться к вечернему выступлению в ресторане: яркая помада, пышные ресницы, тяжелые духи, черное платье с открытой спиной. Когда она поет джаз, ее низкий голос проникает в каждого и не оставляет равнодушным никого. Она застенчива и женственна.
Каждый вечер они встречаются на сцене. Она смущенно опускает глаза и в такт его музыке покачивает бедрами. Он задумчиво играет на трубе, осторожно вглядываясь в посетителей. Ее голос и его музыка, как романтика и осень жизни… Мелькнувшая между ними страсть притягивает к себе завороженные взгляды…Так начиналась история....
В первых минутах Christmas Waltz нет ни порядка, ни размера, ни такта. Не складываются в мелодию звуки: трепещущие, скребущие, царапающие и пилящие, раздосадованные клавишами, нервированные смычком о струны контрабаса. Довлеет стук – непрекращающийся, слепо вбивающий беспокойство в укромные уголки сознания.
Начало Christmas Waltz чуть подернуто тусклым светом; кажется, здесь, в полумраке, легко заметить обезображенную сыростью ночную бабочку, колотящуюся о серое – изнутри пыльное, а снаружи потное от луж и грязи – стекло подвала.
Над этим во многих ипостасях беснующимся звуком возвышается опрятный голос трубача. Он рассказывает нахрапом обжившуюся в памяти историю про елочку, ту, что росла в лесу, но которую срубили под самый корешок.
Ужас, запрятанный в мелодию детской песенки, портивший веселое новогоднее настроение всем, кому от двух до пяти. Голос проходит мимо – свет не загорается, окно не распахивается – это был призрак. Как та песенка – тень давно побежденной Бабы Яги.
Но появляется труба. Кто сказал, что народные струнные инструменты – самые рассветные? Труба не играет сначала, она произносит, точнее, намекает на такты.
И звуки, непокорные призрачному голосу, внимают ей. Едва услышав еще бессвязный ответ рояля, она начинает петь. Живо сбегая и поднимаясь глиссандо, трубач собирает и центрирует звук вокруг трубы, позволяя ей быть смелой, светлой, стройной красавицей.
Причем он наделяет инструмент удивительными способностями и характером. Привычно, что его труба умеет стонать, говорить, даже покрикивать, но здесь она, кроме того, причмокивает в поцелуе губами и фыркает.
И все это в диалоге, перебранке, ссоре и, наконец, симфонии с несговорчивым фортепьяно. Лирик трубач из хаоса, страха и темноты выводит нас к свету, покою, равновесию.
Играй трубач, мелодия печальна,
Я брошу в твою шляпу горсть монет!
Ты взволновал меня необычайно,
Вернув назад: на два десятка лет
Там девочка с небесными глазами
И прядями, спадавшими до плеч,
Свиданья наши звёздными ночами,
Мне не забыть мгновенья этих встреч!
Мне не забыть: объятья, поцелуи,
Не позабыть: чуть влажных, тёплых губ,
Ту нежную, ту юную такую,
Ту девочку и наших вместе рук!
Труба поёт, мелодия печальна,
Сплетенье нот давно минувших лет,
Красивая, да только изначально
О девочке, которой рядом нет...
Играет ветер на трубе,
Но он берёт на ноту выше.
Сегодня что-то не в себе
И никого вокруг не слышит.
Сверкая палочками, в такт
Бьёт в барабан ударник тучный,
Что громко слишком — то пустяк,
Была бы музыка не скучной.
Штакетный сваленный забор
В оркестре служит ксилофоном,
И град с дождём затеял спор,
Заполнив двор весёлым звоном.
И тонет мокрый антураж
В мажорном шуме маракасов,
А музыканты впали в раж,
Найди ещё подобных асов!
На нотном стане проводов
Нет ни единой нотки-птицы,
Но всё ж оркестр играть готов
Без пауз и без репетиций.
Умолк играть трубач в вечернем свете,
Над городом прохладная печаль…
В домов многоэтажном силуэте
Покоем грезит фантастическая даль.
Путь к лабиринтам, где горят огни,
Открыт ему невысказанным словом,
Раскройся в высь, замри, умри, усни,
Стань в этот миг освобождено новым!
Над городом, на самой верхней крыше,
Умолк играть трубач над суетою дней,
Печально всё. Возвышенно и тише
Царят огни над снами всех людей.
Над городом, где тысячи страстей,
Стада безумств, бесплодных рассуждений,
Умолк играть печальный лицедей,
Преемственник ночи, и шут, и гений.
Сыграй мне соло для души,
Без фортепьяно, без оркестра.
Трубач , ну что же ты молчишь,
Огромный зал, пустые кресла.
И ветра шум в ночной тиши,
Пронзительностью всем известна.
Любовь спасение души,
Пора любая интересна.
Играет струнами души,
А героиня так прелестна.
Диктует в ухо - не спеши,
Слова о том, как жизнь чудесна.
Вы такая, такая воздушная,
Элегантны в своей худобе.
И Вы кажетесь мне добродушною:
Я сыграю Вам вальс на трубе.
Ну куда Вы, куда Вы уходите?
Я склоняюсь пред Вами в мольбе.
Вы меня чрезвычайно заводите.
Я сыграю Вам вальс на трубе.
И не надо страдальчески морщиться,
Видно, так уж угодно судьбе.
Я надеюсь, что Вы лишь притворщица,
И СЫГРАЮ Вам вальс на трубе!
Юджин Гебер
Трубач играл на крыше
будил людей от сна,
вставайте солнце вышло
вновь шествует весна.
Откройте окна ,двери,
все души и сердца,
услышьте звук свирели
и пение скворца.
Забудьте свое горе
и сбудутся мечты,
пусть в сердце будет море
любви и красоты.
Вдохните негу неба
и солнечных лучей,
поймете запах хлеба
и звон лесных ключей.
Трубач играй на крыше,
чтоб было слышно всем...
Ирина Собишина
Ночной трубач трубит о счастье,
Оповещая все округи
О появлении у принца
Душевной, искренней подруги.
Ночная птица ему вторит,
По лесу новость разглашая:
«У принца! Принца! Есть подруга
Красивая и молодая.
Ночные воды нежно шепчут,
Чтоб жители реки узнали:
Приехала невеста к принцу
Из розовой волшебной дали.
Ночной трубач трубит о счастье,
Оповещая все округи
О появлении у принца
Душевной, искренней подруги.
Blondinka пишет:
Вадим Егоров - Песня о трубаче
...........
Привет трубачке!!!
Вадим Егоров-это хорошо! И Антон Духовской-хорошо! Спасибо!!
Еще один бард-Михаил Кочетков
Михаил Кочетков - Одному трубачу
Одному трубачу.
Посвящается Ю. Гончарову.
Гремит труба надсадно и упрямо
и никому не спустит, не простит.
И пусть не вальс она трубит, а гамму,
ей нравится, что медь ее горит,
что громче скрипок, громче фортепиано
взлетают ее звуки над толпой.
Гремит труба надсадно и упрямо
и, как хозяин, гордая собой.
И клапаны туги и хладнокровны,
как будто бы курки, забыв о крови,
заладили игру с невидимой мишенью.
А на прицеле - собственное пенье!
Трубит трубач, расставив ноги
и крылья бакенбардов распустив,
и кажется ему, с небес спустились боги
и слушают неслыханный мотив.
Труба, как меч, безумными руками
вознесена над вашей головой!
Итак, трубит трубач, нашедший в гамме
и Веру, и Упрямство, и Покой!
А ночью на прокуренной кровати
невольно показалось, не луна -
косым зрачком взирает надзиратель
в квадратик незакрытого окна.
За дерзкое размашистое пенье
и за безумный блеск его трубы -
да, кажется ему, он стал мишенью!
А стало быть, не избежать стрельбы.
И клапаны туги и хладнокровны,
как будто бы курки, забыв о крови...
Но тут уж не игра! Трубач играет "В бой!"
В ответ - стучат соседи за стеной!
1982
Золотая Труба-Муравьев Игорь-
На любую тему ты делаешь отличные подборки:иллюстрации, стихи, песни классные-СПАСИБО!
Трубач на крыше
И снова ночь, и тишина,
В которой звёзды шепчут с неба,
И дарит жёлтый взгляд луна...
А он, счастливым так и не был.
Он - тот, кто тайно был влюблён
В свою мечту - как в запах моря,
Любимой был он окрылён...
Не рядом с нею - это горе!
И он играет на трубе,
Взобравшись высоко, на крышу
От боли в сердце, о судьбе,
Пусть звёзды в небе, боль услышат!
Поможет, может быть, луна,
И чудо всё-таки случится?..
Она нужна ему, она,
И сердце для неё стучится!
Но боль души услышал дом,
Зажёгся свет в глазах у окон,
Умчался в ночь куда-то сон,
Дом оживал как будто кокон.
Вот кто-то лезет на чердак,
Затем на крышу выползает:
-Совсем сошёл с ума, чудак?!
Труба мгновенно умолкает.
Но звук ее ещё живёт,
Он достигает звёзд далёких,
И те срываются в полёт
К душе любимой, одинокой...
Она смотрела в ночь, в окно,
Луне о чувствах признавалась,
Пьянящих словно бы вино.
Вдруг музыка...
Ей показалось?
Но нет же, музыка звучит!
Она трубы узнала голос.
Но сколько боли!.. Боль в ночи...
Любовь и боль звучали в соло.
Она увидела его -
Любимого, с трубой, на крыше!
Добились звёзды своего
И даже небо стало выше...
Танюш, потрясающин стихи! И музыка! И клипы!
Валерий, классное фото!
Настя, Иван, спасибо за визит и коммент!
И еще с детства памятное.
Судьба играет человеком...
Лана Яснова
Дни идут, усталые, как люди,
Маясь подражанием борьбе:
Где-то там, на перекрёстке судеб,
Человек играет на трубе.
Значит, есть и выход, и развязка,
Значит, только надо бы дойти…
Но вокруг давно не верят в сказки,
Прочно веря торному пути.
Человек играет – по соседству,
Ну, а мы – по стрелочке – в объезд,
Потому что выучено с детства:
Бог не выдаст – и свинья не съест.
Лёгок путь, услужлив проповедник,
ПОд ноги – надёжней при ходьбе…
И пускай, захлёбываясь медью,
Человек играет на трубе…
Он – дурак, он смыслит слишком мало –
В этом мире горлом не возьмёшь.
Сколько их, таких, уже пропало –
За любовь, а значит, ни за грош:
Подвела небесная опека –
Видно, нет доверия мольбе –
Человек играет человеком,
А судьба играет на трубе.
Но, рванувшись из последней силы –
Закусив для верности губу,
Я смогу, и только бы хватило
Денег на дешёвую трубу.