- Тагор Рабиндранат Дата рождения: 6 мая 1861 года Дата смерти: 7 августа 1941 года
Биография Рабиндраната Тагора
В 1912 году на английском языке вышла первая книга будущего великого индийского поэта и прозаика Рабиндраната Тагора «Гитанджали» («Жертвенные песни»). А уже в следующем году ему, первому среди литераторов Азии, была присуждена Нобелевская премия.
Тагора по многогранности дарований сравнивают с титанами европейского Возрождения. Он и прозаик, и драматург, и композитор. Он оригинальный живописец, портретист, он и философ, и политический публицист. Но прежде всего он, конечно, поэт. На родине его называли кабигуру - поэт-учитель.
«Он не был политическим деятелем, но он слишком близко к сердцу принимал судьбу индийского народа и слишком был предан его свободе, чтобы навсегда замкнуться в своей башне из слоновой кости со своими стихами и песнями... Вопреки обычному ходу развития, по мере того как он становился старше, он делался более радикальным в своих взглядах и воззрениях», - сказал о нем Джавахарлал Неру.
Рабиндранат Тагор родился в Венгалии, в главном городе которой, Калькутте, еще в XIX веке начались акции неповиновения английским колониальным властям.
Семья Тагора происходила из древнего аристократического рода и играла в Венгалии значительную общественную роль. Отец поэта, прозванный за свою ученость «махарши» («великий мудрец»), отстаивал культурную самостоятельность индийцев, боролся с преклонением перед всем западным. Именно позиция отца и его беседы с сыном повлияли на формирование взглядов будущего поэта.
В восемь лет Тагор начал писать стихи. В семнадцать лет он издал на бенгальском языке два сборника лирики.
В 1877 году Рабиндранат уехал учиться в Англию - изучать юриспруденцию. В 1880-е годы он был уже признанным поэтом в Венгалии. Чтобы быть «ближе к земле», лучше узнать жизнь народа, он поселился в деревне. Тагор поначалу видел только забитость крестьян, но постепенно ему стал открываться их внутренний мир, среди них оказалось много замечательных личностей. Тагор попробовал взывать к совести помещиков, которые нещадно эксплуатировали крестьян, и сам пытался как-то облегчить их участь - создал кооперативное общество, чтобы спасти некоторых крестьян от ростовщиков.
В 1901 году Тагор основал свою школу, затем колледж, который потом был преобразован в университет. Таким образом поэт противостоял школьной политике английских властей. Англичане, как он говорил, «насаждали раболепие».
Ганди называл Тагора «великим часовым совести».
В тридцатые годы Р. Тагор приезжал в Советский Союз, написал книгу «Письма о России». Книга была запрещена на его родине, так как она призывала брать пример с России, звала Индию к борьбе за свободу.
В поэзии Тагора преобладают две основные темы. Первая - воспевание жизни, восхищения красотой мира.
Я рад, что в этой родился стране!
Я рад! О Мать, как ты желанна мне!
Богата ль ты, родная, царица ль ты - Не знаю.
Отрадно мне в твоей прохладной тишине!
Где краше в день весенний лугов и рощ цветенье
Где столько радости в смекшейся луне
Свет, что милее жизни, увидел я в отчизне.
Он будет мне сиять в последнем сне.
Другая - глубоко гуманистическая - тема - сострадание человеку, протест против его угнетения и унижения. Тагор говорил, что в его поэзии «радость и горе живут попеременно».
Напомним, что Индия - страна глубоких религиозных исканий. Поэтому многие стихи Тагора отличаются религиозно-мистическими настроениями. Духовное начало мира для него безусловно. Но Тагор воспринимает жизнь как проявление Бога. Он называл это «джибонде-бота», или «божество-жизнь».
В поэтическом мире Тагора человек возвышен. Он не песчинка, а сам творец.
Рабиндранат в 12 или 13 лет
Поэт считает, что единство природы и человека достигается эмоциональным восприятием - человек с юности должен познавать природу своим сердцем.
Особое место в творчестве индийского поэта занимает любовная лирика. Порой она у него поднимается до философского обобщения, а порой - это простые, незатейливые стихи о любви.
Что говоришь, говори, вновь повтори;
Любишь, так повтори, до зари вновь и вновь повтори;
Не раз, не два и не три свои слова повтори;
Любишь, так не хитри; «Люблю, люблю» -
повтори!
Ты защити меня!
Ото всех моих мнимых заслуг защити меня;
Когда моя тень мне внушает испуг, ты защити меня;
Когда попадаюсь я сам в силки моей собственной лжи,
От мнимых друзей и подруг ты защити меня;
Гордыня - твердыня и вечная западня;
«Я» - тяжкий недуг; от меня защити меня.
Исследователь творчества Рабиндраната Тагора Э. Комаров пишет:
«Само осуществление тагоровского идеала любви, немыслимого без духовного человеческого равенства женщины с мужчиной. Певец женственности, он смело называет свой идеал женского характера «мужественным», бросая вызов традиционным представлениям. В целом творчество Тагора дает редкое по своей поэтичности и многосторонности раскрытие женского характера. Кротость и духовная сила, доброта и подвластность настроениям - загадочность, мечтательность, «опускающая перо в настой печали», и величавая уверенность, подвижность ума и артистичность - эти переливы и грани женского характера радуют глаз поэта, словно игра драгоценного камня».
История жизни Рабиндраната Тагора
Интересна чисто философская лирика Тагора. (Миниатюры в переводе Давида Самойлова.)
Когда умрет цветок,
куда уходит красота
Она уходит в сок,
живет в душе плода.
Что для себя храним -
напрасно храним,
если не будет нас,
оно превратится в дым,
то, что храним для всех, -
останется лишь оно,
с нами не канет оно
и будет сохранено.
Когда птица поет в тиши,
она не знает, что это - приношенье ее души
солнцу рассвета.
Когда расцветает растенье,
Его цветенье -моленье,
но оно не знает про это.
В бездеятельности досуга
покоя нет, а есть -пустое.
И только подлинное дело
дает понятье о покое.
Как ни прекрасна радуга,
нарисованная вдали,
я люблю крыло бабочки
у самой моей земли.
Тагор - крупнейший индийский прозаик, создатель жанра рассказа в индийской литературе, автор нескольких романов, повестей.
Тагор и его жена Мриналини Деви в 1883 году
В одном из своих стихотворений Тагор пишет «Умом неустанным познай зарождение нового в старом». Вся его творческая жизнь - это стремление прорваться из старого в новое. Его поэзия дышит новизной и свежестью. Он многое сделал для того, чтобы Индия сделала прорыв в новое, обрела свободу, перестала быть колонией Англии.
ПАРУСНАЯ ЛОДКА
На лодке плыву по теченью, раскрыв паруса.
Дома и деревья, поселки, леса,
Прибрежные травы -
За пристанью пристань проносится, - не удержать ничего
Магический сон, колдовство...
Купается кто-то, - но все как мираж...
Внезапно возникнув, уже исчезает пейзаж.
Как будто несет меня вечности челн, и на свете
Я вижу все ту же игру, из столетья в столетье.
Мгновенная встреча, развязка, разрыв...
Запомнить хотел, но утратил, уже позабыв.
Явилось - исчезло. Едва получил - и отдам.
И, боль подавляя, все к новым плыву берегам.
Беру, чтоб терять, ничего не храня, -
Но эти утраты тревожат меня.
И радость, и горечь - как жизнь бесконечно щедра!
И как по душе мне волшебная эта игра!
Приподнял - и снова отбросил
Так жизни ладью разгоняют ударами весел,
Но быстро сгущается ночь, и недвижно весло,
Паломников мрака в кромешную даль унесло.
И лодку уносит, а море безбрежно, бездонно, -
В него погружаясь, созвездье горит Ориона.
Тагор и Ганди, 1940 год
С Эйнштейном, 1930 год
Опыт Тагора в примитивизме: рисунок маски театра Маланган из северной Новой Ирландии(пастель)
Памятник в Вальядолиде, Испания