Taj Mahal 2000 The Best
Яркий радикальный адепт музыки своих африканских корней и любитель посвистеть мелодию на концерте (посвистывая, кстати, довольно жалким образом), на протяжении всей своей карьеры Тадж Махал демонстрирует свое видение блюза , свой блюзовый бренд, и это именно афро-американская форма блюза. То, что интерес сейчас к такой музыке проявляет в основном возрастная белая аудитория, его искренне огорчает, разочаровывает и даже злит.
Он считает, что рэп - тоже ассимилированная в свое время, как блюз,
соул, джаз, реггей, форма музыки афроамериканцев популярна сейчас
лишь только потому что в нее вложено много денег, слушают ее в
основном белые подростки (81%). Он не согласен также и с тем, что
блюз часто представляют как музыку минора, негатива и отчаяния. По
его словам, "можно слушать мою музыку от начала и до конца, и вы
никогда не услышите там стоны и плач о том, как плохо вы со мной
поступили. Я думаю, что подобный миф про минор- блюз связан только
с тем, что белые музыковеды и обозреватели чувствуют себя
исторически виноватыми в том, что было в прошлом: рабство, расизм,
угнетение, дискриминация и пр. “
Тадж Махал сделал и делает очень много, чтобы изменить
представление о блюзе и его диапазоне за все время своей почти
пятидесятилетней карьеры, соединив блюз наверное со всеми
традиционными и нетрадиционными формами, включая музыку стран
Карибского бассейна, Африки и Южной части Тихого океана. Самоучка,
певец-песенник и композитор, пишущий музыку для художественных и
телевизионных фильмов, недавно праздновал семидесятилетие,
выступает под необычным сценическим именем, играет на гитаре,
банджо и губной гармошке (среди прочих многих иных инструментов).
Генри Сент Клер Фредерикс , родился 17 мая 1942, интерес к музыке его
предков из Вест -Индии и в целом к мировому фолку был привит
музыкальными родителями. Мать, учитель, пела госпел в церковном
хоре, отца , пианиста и джазового аранжировщика, называла "гением"
Элла Фитцджералд. Тот знакомил ребенка с джазом и блюзом, учил его
сам игре на фортепиано, приглашал учителей на духовых. Отец погиб,
когда мальчику было 11 лет, был задавлен перевернувшимся на
стройплощадке трактором. Мать вышла замуж вторично, отчим, ХьюганУильямс, уроженец Ямайки, умел играть на гитаре, Генри с его помощью
начал осваивать гитару и банджо с тринадцати лет.
Блюз на акустической гитаре его учил играть сосед сверстник Линвуд
Перри, племянник известного блюзмена Артура "Big Boy" Крадапа. В
школе Генри пел в ду-уоп группах
В 16 лет у Генри возник интерес к сельскому хозяйству, в 19 лет он был
мастером на семейной ферме, вставал около 4 часов утра, доил от 35 до
70 коров в день (машинное доение, не ручное, конечно !), выращивал на
корм скоту кукурузу, клевер и люцерну. Но соперничество с музыкой
растениеводство и животноводство впоследствии все-таки проиграло.
Решение взять необычный псевдоним пришло к нему в молодости, тогда
он находился под большим впечатлением от идей Махатмы Ганди о
возможностях и преимуществах социальной терпимости, как нынче
говорят - толерантности. Иногда пишут, что решение взять такой
псевдоним пришло к нему во сне, ничего подобного, это – ошибка
перевода слова dream , которое обозначает и сон и мечту (о социальной
идиллии) одновременно. Начал использовать псевдоним с 1961 или
даже с 1959 года.
Окончил профтехучилище, получил знания по агрономии, зоотехнике и
ветеринарии, после этого он поступает в университет штата
Массачусетс и здесь тоже становится дипломированным специалистом.
Но начались измены сельскому хозяйству: он руководит любительской
ритм-н-блюз группой Taj Mahal & The Elektras и поет дуэтом с Jessie Lee
Kincaid. Часто посещает Клуб 47 в штате Массачусетс, потом - «Рощи»
в Лос-Анджелесе и раннее восприятие им той клубной музыки стало
базой в развитии музыки его собственной.
Тадж Махал начал свою музыкальную карьеру с изучения стилей
исполнения своих любимых блюзовых певцов и музыкантов: Джимми
Рида, Сона Хауса, «Засони» Джона Эстеса, Биг Мамы Торнтон, Хаулин
Вулфа, Миссисипи Джон Херта, Сонни Терри и много в том преуспел, он
всегда признавался очень скрупулезным, вдумчивым и
высокопрофессиональным гитаристом. С 1964 в Санта Монике
,Калифорния, он начинает профессионально, организует группу Rising
Sons с Раем Кудером Ry Cooder и Джесси Кинкайдом Jessie Lee Kincaid,
в группе играли также Ed Cassidy, Gary Marker и Kevin Kelly, ониполучают контракт на запись в Columbia Records достаточно скоро, но
распадаются после выпуска первого альбома, даже не альбома , а
сингла.
Все, что они тогда записали, вышло альбомом только в 1997
году, когда пошел спрос на музыку новоиспеченного Грэмми-лауреата.
Записывает сам чуть позже на этой фирме двенадцать сольных
альбомов, показывает себя мастером аутентичного блюза со своим
оригинальным современным по звучанию подходом, в 1970х смело
начинает использовать мелодии Вест Индии и Карибских островов, джаз
и реггей. Блюз, который он играл тогда— его альбомы RECYCLING
THE BLUES AND OTHER RELATED STUFF (1972), MO' ROOTS (1974)
показали его способность органично смешать многие стили и
направления и далеко уйти от рутинных подходов или забегов в
психоделию, которыми грешили и грешат многие блюзмены.
В 1976 подписывает контракт уже с Warner Bros, выпускает там три альбома, но
дальше дела контрактные пошли плохо, наступила эра диско и тяжелого
металла. Тадж Махал в 1981 перебирается на Гавайские острова, туда,
где люди победнее и жить подешевле, там компания музыкантов -
рыболовов и любителей весело провести время превращается вместе с
Тадж Махалом в The Hula Blues Band с гастролями и турами с блюзом и
гавайскими традиционными песнями, но все равно артист в 1980е годы
совершенно не заметен.
Что-то вроде возвращения происходит в 1988 году, он записывается на
небольших, склонных к записям экзотики Gramavision и Hannibal
Records, а в 90х начинает сотрудничать с Эриком Клэптоном и Эттой
Джеймс. В 1991 году впервые номинируется на Грэмми за музыкальное
сопровождение к пьесе Л Хьюза и Зоры Нил «Mule Bone». В 1997 вообще
выигрывает Грэмми за Senor Blues как Лучший Альбом Современного
Блюза Best Contemporary Blues Album и спустя немного времени - еще
один Грэмми в той же категории за концертный Shoutin' in Key в 2000
Тадж Махал знаменит своей уникальной пальцевой техникой игры на
гитаре, в которой участвуют главным образом большой и средний палец,
а не указательный , как у большинства гитаристов .
Он считается, да и признан ученым человеком, изучал этно-
музыкальную экологию в университете и применил полученные знания
для создания подробных собственных научных работ по истории
народной музыки Карибского бассейна и Западной Африки. С течениемвремени он включает все больше и больше африканской народной
музыки в свою музыкальную палитру, элементы регги, калипсо, джаза,
зайдеко, ритм-энд-блюза, госпела и кантри — блюза, все они
послужили основой его неповторимого звучания.
Рок-справочники справедливо утверждают - Тадж Махал был одним из
первых крупных артистов, если не самый первый , кто начал работать в
стиле « world music». Он очень ценит те свои альбомы , где позволил
себе реализовать свое чувство причастности к музыкальному и
культурному наследию Африки (альбом 1999 Kulanjan), почуствовать
себя вернувшимся домой. Он на альбоме даже меняет свое имя на Дади
Коуяте, имя народности "джали", своего древнего рода, чтобы
подчеркнуть это.
Тадж Махал предпочитает давать концерты на открытом воздухе, на
уличных фестивалях, а не в залах. Он считает, что музыка, которую он
играет, предназначена для движения, для танца, а не для сидения в
зале или у телевизора. "Я просто играю для Богини музыки, и я знаю, что
она танцует »
Как певец, Тадж Махал имеет (по определению его биографа Дэвида
Эванса) «необыкновенный голос в диапазоне от грубоватого,
хрипловатого, жестковатого и шероховатого, до гладкого, сердечного,
задушевного и добродушного». Это - точно