Тайны советского кино "Осенний марафон" - После просмотра «Осеннего марафона» становится немного грустно. Ведь сколько на свете таких вот Бузыкиных - нерешительных, мягкотелых, ведомых. И бегут они каждый по своей дорожке, мучая и себя, и близких. А может
Тайны советского кино "Осенний марафон" - После просмотра «Осеннего марафона» становится немного грустно. Ведь сколько на свете таких вот Бузыкиных - нерешительных, мягкотелых, ведомых. И бегут они каждый по своей дорожке, мучая и себя, и близких. А может, в этом персонаже вы просто узнали себя?
Режиссер излагает историю немного иначе: «Приехал Басилашвили. Я, конечно же, решил стоять на своем - не Бузыкин он и все тут! Вскоре поехали в центр, я подвез Олега до Маросейки. Он вышел у аптеки. Проехали метров пятьдесят, машина остановилась на светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида, вижу: стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар. То, что нужно! Вечером на пробы ехал уже с другим настроем. Олег снимался с Мариной Нееловой, которая пробовалась на Аллу. Смотреть было приятно: у Бузыкина бегали глазки, он неумело выкручивался... Алла же, с трудом сдерживая накопившуюся ярость, ласково ворковала, что для нее самое главное, чтобы ему было хорошо... Когда съемка кончилась, я сказал Леночке спасибо».
Кстати, на Неелову Данелия обратил внимание давным-давно, когда просматривал короткометражки своих учеников по режиссерским курсам. Но забыл фамилию! Ассистентка с ног сбилась, но нашла.
- Однажды, - вспоминал режиссер, - открывается дверь, заходит Леночка, а с ней подросток - маленький, худенький, в джинсовом костюме, в огромных черных очках, с растрепанной копной волос. «Георгий Николаевич, вот и мы!» - говорит Леночка. «Извини, но я сейчас занят».
- «Георгий Николаевич, это же Неелова!» - «Это?!» - я даже привстал от удивления. Марина до сих пор не может простить мне той интонации. Но когда она пришла в следующий раз, я опять ее не узнал: в платье и туфлях, с высокой прической - это была светская красавица.
С Галиной Волчек, которую Данелия пригласил на роль Варвары, он дружил с детства. Однако «Осенний марафон» едва их не рассорил. Волчек пришла в ужас, увидев себя на экране во время озвучания. «Эта мымра - я?!» - рыдала она. На премьеру актриса не пришла. А вскоре решилась на операцию - избавилась от большущей родинки на носу.
ХИППИ ВОЛОСАТЫЙ
В те времена пригласить заграничного артиста было чем-то немыслимым. Однако в «Осеннем марафоне» снимался самый настоящий иностранец. Профессора Билла Хансена сыграл журналист из ФРГ Норберт Кухинке - к сожалению, в прошлом году он ушел из жизни.
«Мы написали письмо в Госкино, что хотим пригласить в свой фильм немецкого журналиста. Пришел ответ: обратитесь в Министерство иностранных дел. Обратились. Там ответили, что надо спросить разрешения в КГБ. Написали. Пришел ответ: запрос не по адресу, напишите в Госкино. Круг замкнулся. Слава Богу, нашелся мудрый человек, который сказал: да плюнь, снимай без разрешения...» - вспоминает Данелия. Правда, профессора пришлось превратить из немца в датчанина - чтобы социалистические «братья» из ГДР не обижались.
В первый же съемочный день Кухинке зашел в номер к Данелии с бутылкой коньяка. Режиссер сообщил ему, что у нас сначала работа, а уж потом коньяк. Дисциплинированный немец удалился к себе. Наутро горничная разбудила Данелию вопросом:
- Кто будет за стекло платить? Выбил ваш хиппи волосатый!
Оказывается, новоиспеченный артист и еще несколько членов группы все-таки отметили знакомство. Ночью Норберту стало жарко. Он захотел открыть окно - оно не поддавалось. Дернул посильнее - стекла вылетели.
Снимать гостя начали со сцены в лесу. После вчерашнего вид у него был соответствующий: глаза красные, руки трясутся. И тогда, чтобы привести герра Кухинке в чувство, Данелия придумал для него «киношную традицию». Мол, когда актер снимается в первый раз, он должен выпить полстакана водки.
Пришлось потрудиться и над произношением иностранца. Снимали сцену, когда профессор приходит к Бузыкину и спрашивает: «Андрей, вы готов?» Сняли дубль. Данелия делает замечание:
- Норберт, не надо сразу все выпаливать. «Андрей», потом сделай паузу. Вот так: раз, два. Потом - «Вы готов?»
- Хорошо, - отвечает Норберт. И повторяет дословно: - Андрей, раз, два, вы готов?..
КУДА БЕЖИМ, ТОВАРИЩИ?
Многие сцены снимались в Ленинграде. Так, место работы Бузыкина «нашли» в Ленинградском университете. Постельную сцену снимали в полуразрушенном доме, причем зимой! Басилашвили и Неелова лежали под одеялами, а между ними находился... обогреватель.
А вот дом Аллочки - это декорация. Чтобы показать улицу, которая видна из ее окна, в проем поместили фото. Движение на ней изобразили с помощью игрушечных машинок, которые тянули за веревочки.
В качестве финального кадра предполагался просто крупный план Бузыкина. Но художник Леван Шенгелия предложил: пусть к Бузыкину зайдет профессор Хансен и они побегут трусцой. Снимали на шоссе, которое вело к Финскому заливу. «С этим пробегом я настрадался, - признавался Данелия.
- Каждую ночь снилось, что я сдаю фильм, и меня спрашивают: "А куда это бегут ваши герои? В Швецию?"»
И действительно, на сдаче картины чиновники Госкино были недовольны концовкой. По их мнению, герой должен был вернуться к жене. Данелия согласился лишь продлить крупный план печального Бузыкина в финале. На следующем просмотре руководство поинтересовалось: «Ты крупный план удлинил?» - «Удлинил!» - «Ну, вот, намного лучше!» На самом деле режиссер не изменил ничего...
Ксения ЛОГИНОВА
Спасибо! Прочитал с интересом. Это один из моих любимых фильмов.
Однажды к режиссеру Георгию Данелии заглянул драматург Александр Володин.
- Вот, написал новый сценарий, называется «Горестная жизнь плута». Мне кажется, это комедия... - он положил на стол увесистую рукопись. - Только у меня условие: роль главного героя должен исполнять Александр Калягин. По рукам?
С БОРУ ПО СОСЕНКЕ
Как бы ни был интересен предложенный материал, Данелия полностью переписал сценарий. И чем дальше его вариант уходил от оригинала, тем отчетливее Георгий Николаевич понимал, что Калягин в образ нового Бузыкина не вписывается. Для проформы режиссер все же провел с актером пробы. Обоим стало ясно - ничего не получится. Володин, узнав об этом, лишь вздохнул: «Твой фильм, Георгий, тебе и решать...»
Поиски актера растянулись на несколько месяцев. В «шкуре» Бузыкина побывали Леонид Куравлев, Николай Губенко, Станислав Любшин. Все - мимо! Несколько раз ассистентка Лена Судакова предлагала кандидатуру Олега Басилашвили, но Данелия только отмахивался. Он считал, что этому самоуверенному красавцу совершенно не подходит роль слабовольного героя «Осеннего марафона».
Басилашвили так описывал первую встречу с Данелией:
- Мне в Ленинград позвонила Лена и пригласила на пробы. Прихожу на «Мосфильм», ищу там Данелию. «Здравствуйте, Георгий Николаевич, - говорю. - А я к вам на пробы». Вижу, он ничего не понимает. Оказывается, все это Лена подстроила, не поставив его в известность. Она правильно рассчитала, ведь добрый человек никогда не посмеет обидеть актера, который попал в идиотское положение. Данелия меня послушал и, как ни странно, утвердил.