Тайны знаменитого француза. В известной пьесе Эдмона Ростана Сирано де Бержерак предстает бесшабашным и остроумным большеносым французом, дуэлянтом, повесой и рифмоплетом, который превыше всего ценит радости жизни. Однако реальный Сирано, как показывает
Тайны знаменитого француза. В известной пьесе Эдмона Ростана Сирано де Бержерак предстает бесшабашным и остроумным большеносым французом, дуэлянтом, повесой и рифмоплетом, который превыше всего ценит радости жизни. Однако реальный Сирано, как показывает история, был гораздо более глубокой и таинственной личностью, чем его театральный двойник.
Открытия, опередившие эпоху
Сирано де Бержерак оставил после себя богатое литературное наследие, которое, по мнению современных исследователей, еще не до конца изучено. Однако те произведения, которые сегодня известны, дают право выдвинуть предположение о том, что в литературном вымысле известного француза зашифрованы знания людей XIX-XX веков. Так, в своей книге «Государства и империи Луны» де Бержерак рассказывает о своем полете из предместья Парижа в Канаду, в район реки Святого Лаврентия, на летательном аппарате с двигателем «испарительно-росяного типа».
По описанию Сирано, на полет он затратил всего 6 часов. В одной из глав своей книги знаменитый француз утверждает, что Солнце – огромное тело в 434 раза больше Земли. Современные исследователи сходятся во мнении, что наша планета меньше светила в 109 раз, а по своей массе уступает ему в 333-434 раза.
В одной из книг де Бержерак пишет: «Открыв футляр, я нашел нечто металлическое, напоминающее наши часы, наполненные мелкими пружинками и крошечными механизмами. Эта чудесная книга не имеет страниц и букв. Если кто-либо захочет прочесть эту книгу, то машина напрягается всеми своими механизмами, а читатель поворачивает стрелку на ту главу, которую хочет услышать, и в этот момент машина начинает говорить как бы человеческим ртом, издавая самые разнообразные звуки». Ученые до сих пор задаются вопросом: откуда во Франции середины XVII века могла взяться радиостанция?
В своей книге «Государства и империи Солнца» Сирано де Бержерак формулирует основные принципы закона распространения звука, термодинамики, упоминает о «вечных лампах», которые были известны жрецам Древнего Египта и Месопотамии.
Современные исследователи считают, что де Бержерак был хорошо знаком с корпускулярной теорией света, только через 100 лет после него сформулированной М. Ломоносовым, знал о существовании давления света на поверхность, открытом в 1899 году Д. Максвеллом, описывал прибор, соответствующий современному телевизору – «книгу, переплет которой выточен из целого алмаза, куда более блестящего, чем наш, и показывающую на своих страницах удивительные картины…»
Знания из других миров
В одной из своих работ Сирано де Бержерак пишет: «Они тоже тела, но не такие, как мы. И вообще, не такие, каких мы можем себе представить, ибо в просторечии мы называем телом лишь то, до чего можем дотронуться».
Именно это высказывание де Бержерака заставляет современных ученых полагать, что Сирано имел контакты с внеземным разумом. Мнению исследователей созвучно утверждение основоположника современной космонавтики К. Циолковского, который считал, что в прошлые времена материя была «в дециллионы раз легче, чем сейчас самая легкая». Удивительные описания загадочным французом Луны поразительно схожи с данными современных астрономов.
Так, Сирано пишет о том, что на лунной поверхности имеются огромные светящиеся города, способные перемещаться на расстояние до тысячи лье, что было подтверждено исследованиями НАСА, опубликованными в 1968 году в «Хронологическом каталоге сообщений о лунных событиях».
Де Бержерак удивительно точно, хотя и архаичным языком, описывает принципы перемещения ракетной техники в космическом пространстве: принцип испарения топлива; принцип преобразования энергии взрыва в энергию движения; принцип использования сил гравитации; принцип преобразования энергии космического излучения. Де Бержерак подробно описывает конструкцию трехступенчатой ракеты, эффекты, возникающие при разгоне и торможении космического аппарата, состояние невесомости и свои личные ощущения, испытанные в момент, когда Сирано покинул «бренную землю и приблизился к вечным звездам»…
Современники Сирано де Бержерака с удивлением констатировали его таинственные и необъяснимые исчезновения, случавшиеся в 1645, 1651 и 1656 годах. Никаких данных о том, что делал Сирано в это время, не сохранилось. Он будто выпадал из земной жизни, никому не объясняя свое отсутствие. Даже смерть удивительного француза осталась загадкой для его современников и исследователей будущих веков. Ее можно считать и несчастным случаем, и фактом того, что представители инопланетного разума помогли покинуть этот мир человеку, обладавшему тайными и опасными для общества той эпохи знаниями…
В начале 30-х годов прошлого века в психиатрической клинике бельгийского города Льеж проходил лечение необычный пациент. Как свидетельствуют больничные документы, молодой человек с детских лет страдал тяжелым психическим недугом и не получил никакого образования. При этом он свободно цитировал большие фрагменты из известных литературных произведений де Бержерака. Персонал шутливо называл загадочного пациента «наш Сирано».
Самым необычным в этой истории было то, что молодой человек, так же как и знаменитый француз три столетия тому назад, однажды таинственным образом навсегда исчез из клиники…
Сергей Кожушко
Белые пятна биографии де Бержерака
Родившийся в 1619 году, Сирано де Бержерак получил блестящее по тем временам образование в колледже при Парижском университете. В период учебы он имел репутацию человека, приверженного «питию и посещению непристойных заведений», а также бретера, виртуозно владеющего шпагой и принимающего участие в многочисленных дуэлях, поводом для которых служили женщины и конфликты со сверстниками. По некоторым данным, к своему двадцатилетию Бержерак принял участие в более чем полусотне дуэлей, и на его совести была дюжина человеческих жизней.
В тот период слава Сирано – отважного дуэлянта соперничала с его известностью редкого острослова, рифмоплета и создателя остроумных, а порой и оскорбительных шаржей. Из-за своего вызывающего поведения молодой де Бержерак не раз оказывался под угрозой суда. По этой причине после окончания учебы Сирано спешно поступил на службу во французскую армию, принял участие в нескольких сражениях, но после трех тяжелых ранений навсегда оставил ратный труд.
Оправившись от ран, де Бержерак неожиданно изменил стиль своего поведения и полностью посвятил себя книгам. До сих пор остается загадкой, что же заставило его пересмотреть свою жизнь и начать усиленно изучать произведения Демокрита, Пирона, Кампанеллы и Кардано.
По одной из легенд, весной 1640 года на одном из парижских кладбищ де Бержерак повстречал дух самого Пифагора, который стал укорять талантливого юношу за его беспутный образ жизни и обещал помочь ему в постижении тайных наук.
Согласно другому преданию, Сирано в это время получил не то послание, не то рукописную книгу, принадлежавшую его недавно умершему отцу (в отношении которого история не сохранила никаких данных), и это событие кардинальным образом повлияло на его мировоззрение. Как бы там ни было, в середине XVII века Сирано внезапно остепенился и завел тесные отношения с известными философами-материалистами, учеными-натуралистами и знаменитыми писателями того времени.
Многие из его друзей – П. Гассенди, Т. Лермитт – являлись активными членами загадочного религиозного общества – ордена розенкрейцеров, неоднократно бывали в Индии и владели тайными знаниями, недоступными большинству представителей эпохи Просвещения. Для истории так и осталось тайной, состоял ли Сирано, по примеру своих друзей, в ордене, или же был всего лишь активным последователем и проводником тайных знаний этого загадочного общества. Однако вся его последующая жизнь стала для исследователей биографии де Бержерака сплошным белым пятном, дающим почву для увлекательных споров.