ТАЙНЫЕ КОДЫ ИЗВЕСТНЫХ КАРТИН - Часто, глядя на картины известных художников, мы просто скользим по ним взглядом. Но если вглядеться в живописные полотна внимательнее, то мы обнаружим много неожиданного. Художники словно играют в прятки со зрителями: а уви
ТАЙНЫЕ КОДЫ ИЗВЕСТНЫХ КАРТИН - Часто, глядя на картины известных художников, мы просто скользим по ним взглядом. Но если вглядеться в живописные полотна внимательнее, то мы обнаружим много неожиданного. Художники словно играют в прятки со зрителями: а увидят ли они все изображенное и недосказанное? Вот лишь некоторые из шедевров живописи, в которых есть тайные знаки.
Божественный мозг...
Микеланджело Буонарроти - пожалуй, величайший художник, скульптор, архитектор и поэт эпохи итальянского Возрождения. За свою жизнь он успел создать много шедевров. Если Леонардо да Винчи оставил больше проектов и идей, то Микеланджело воплотил в живописи и мраморе полотна и скульптуры, ставшие настоящим сокровищем человечества.
Для нашего рассказа имеет значение, что еще 17-летним юношей Микеланджело подробно изучал анатомию человека и ради этого даже расчленял трупы, выкопанные на кладбищах нищими, готовыми за деньги на все.
Великолепны созданные гениальным итальянцем росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Фреска «Сотворение Адама» среди этих невероятных по площади и величайших по художественным достоинствам росписей на потолке - один из знаковых шедевров изобразительного искусства в истории человечества.
Если мы внимательно присмотримся к правой части фрески, где изображен Бог с ангелами в облаке, простирающий руку к Адаму, то увидим... рисунок человеческого мозга в разрезе. Некоторые искусствоведы говорят о простом совпадении, но ученые утверждают, что Микеланджело вряд ли мог написать такое случайно.
В те времена любое изображение имело второй и даже третий смыслы. К тому же на фреске можно разглядеть даже очертания таких частей мозга, как зрительный нерв, гипофиз, мозжечок. А в самой фигуре Адама, протягивающего руку к Богу, различаются очертания Варолиева моста и позвоночника. Кстати, американские специалисты, нейроанатомы, утверждают, что Микеланджело действительно использовал свои анатомические познания при работе над этой и другими фресками Сикстинской капеллы.
...и мозг человеческий
Но среди росписей Сикстинской капеллы есть еще одна фреска, изображающая Бога, в которой содержится зашифрованное изображение мозга. Очевидно, все эти послания Микеланджело говорят о том, что есть разум Божественный и человеческий и что, как пишет Библия, «в начале было Слово».
Искусствоведы отметили, что изображенные грудь и шея Бога имеют некоторые анатомические искажения, которых нет ни у одной человеческой фигуры фресок капеллы. Интересно, что если большинство написанных фигур словно освещены по диагонали от левого нижнего края до правого верхнего, то на шею Бога изображенный свет падает под прямым углом.
Зачем это сделал Микеланджело? Наверное, он действовал вполне сознательно. Ведь если совместить сканированное изображение человеческого мозга со странной шеей Бога, то можно увидеть, что контуры обоих рисунков почти полностью совпадают. В то же время странный прямоугольник из ткани, «свисающий» до середины одеяний Бога, весьма похож на спинной мозг.
Великий Микеланджело даже написал отдельные органы человеческого тела в малозаметных местах на сводах Сикстинской капеллы, например человеческие почки. Кстати, известно, что Микеланджело страдал мочекаменной болезнью.
Каббалистические знаки
Итальянские ученые считают, что Микеланджело хорошо знал иудаизм, и в частности каббалу, его мистическое учение. Он, очевидно, встречался и беседовал с иудейскими мудрецами во время службы при дворе Аоренцо де Медичи Великолепного во Флоренции. Ведь изучая расположение изображений человеческих тел на потолке той же Сикстинской капеллы, исследователи обнаружили буквы иврита. Это не шутка: например, фигуры Давида и Голиафа образуют букву «гимель», символизирующую силу в мистической традиции каббалы.
Возможно, вся Сикстинская капелла моделирует пропорции храма Соломона в Иерусалиме и по существу является мистическим посланием о необходимости всеобщей любви.
Месть гения
Хорошо известны непростые отношения между Микеланджело и папой римским Юлием II. Микеланджело, как теперь считают искусствоведы, решил тонко отомстить своенравному главе Церкви. Он написал его на одной из своих картин в образе пророка Захарии.
Ангел позади святого отца показывает зрителю (а значит, и папе за его спиной) непристойный жест. Пальцы ангела сложены в фигу. Но такой жест означает не просто «а это ты видел?». Это оккультный код, отгоняющий нечистую силу.
НЛО над Мадонной
Менее известный широкой публике итальянский художник Доменико Гирландайо интересен нам из-за странной детали на его картине «Мадонна со святым Джованнино». На картине над левым плечом Девы Марии в небе летит капля весьма необычной формы. Этот заметный сразу дискообразный объект художник постарался изобразить очень подробно. Зачем? А в правой части картины нарисован человек, поднесший правую руку к глазам. Он словно показывает нам, насколько ярко светится загадочный объект. Кстати, солнце размещено в верхнем левом углу картины.
Нужно отметить, что «Мадонна со святым Джованнино» - всего лишь одна из многочисленных картин и фресок Ренессанса и Средних веков, на которых изображены странные неопознанные летающие объекты в небе.
112 пословиц
Известная картина Питера Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы», выполненная на дереве, полна символов, связанных с нидерландскими пословицами и выражениями того времени. Исследователи нашли и расшифровали 112 нарисованных изречений. Некоторые выражения хорошо известны и среди других народов: «биться головой о стену», «вооружиться до зубов», «плыть против течения» и так далее.
Некоторые пословицы весьма многозначны. Так, на картине человек, стригущий овец, сидит рядом с другим, режущим свинью. Это словно иллюстрация к выражению «Кто-то стрижет овец, а кто-то - свиней» (у одного есть преимущество над другим). Но этот же рисунок может означать и пословицу «Стриги, но шкуры не снимай», то есть призывает не переусердствовать, не наделать глупостей.
Мы рассказали лишь о части картин, которые кроют в себе намеки, шифры и скрытый смысл. Все это видят и понимают внимательные люди.
Петро Дворецкий
1. Крыша покрыта пирогами – жить в роскоши; кисельные реки, молочные берега
2. Повенчаться под метлой – жить вместе без церковного благословения
3. Вывесить метлу – кот из дома, мыши в пляс; веселиться в отсутствии хозяина
4. Смотреть сквозь пальцы – потакать чему-то или игнорировать
5. Вывесить нож – бросить вызов
6. Стоять, как деревянные башмаки?– ждать понапрасну
7. Водить друг друга за нос – надувать друг друга
8. Кости брошены – выбор сделан
9. У дурака лучшие карты – удача лучше ума
10. Как карты лягут – полагаться на случай
11. Гадить на мир – презирать всех и вся
12. Мир вверх тормашками – все с ног на голову
13. И у стены бывает глаз – и у стен есть уши
14. Оставлять в гнезде хотя бы одно яйцо – оставлять что-то в резерве
15. Иметь зубную боль позади ушей?– симулировать
16. Писать на луну – тратить время на бесполезные устремления
17. У него в крыше дыра – он простак
18. Для ветхой кровли надо много заплаток – старые вещи требуют ремонта
19. У крыши есть стропила – тебя могут подслушивать
20. Здесь висит горшок – все наоборот
21. Брить дурака без мыла – обманывать
22. Это растет из окна – это нельзя скрыть
23. Два дурака под одной крышей?– глупость любит компанию; дурак дурака видит издалека
24. Пускать вторую стрелу, чтобы найти первую – повторять дурацкое действие
25. Она чёрта к подушке привяжет?– справится с любыми обстоятельствами
26. Кусать столб – быть религиозным лицемером
27. Нести в одной руке огонь, а в другой воду – лицемерить, служить и нашим, и вашим
28. Напялить крышку на голову?– снять с себя ответственность, прикидываться чайником
Жарить селёдку, чтобы поесть икры?– быть расточительным, сорить деньгами
29. Селедку подвешивают за ее жабры?– надо нести ответственность за свои дела
30. Сидеть в золе между двух стульев?– быть нерешительным
31. Больше, чем в выпотрошенной селедке – в этом что-то есть, содержание кроется за видимостью
32. Что дым железу сделает? – нет шансов изменить неизменное
33. Найти в горшке собаку – Придти слишком поздно, чтобы предотвратить неприятности
34. Свинья вытаскивает затычку?– небрежение приведет к беде
35. Биться головой о кирпичную стену?– пытаться достичь невозможного
36. Одна нога обутая, другая босая?– важнее всего компромисс, равновесие
37. Привязывать коту колокольчик?– неблагоразумно раскрывать секретные планы
38. Железный кусака – хвастун, нескромный человек
39. Вооружиться до зубов – хорошо подготовиться к делу
40. Щупать куриц – считать невылупившихся цыплят
41. Всегда глодать одну кость – говорить об одном и том же
42. Здесь висят ножницы – в этом доме вас обманут
43. Кто ищет другого в печке, сам там побывал – подозревающий наверняка сам не без греха
44. Один стрижет овцу, другой свинью?– все преимущества только у одного
45. Следить, чтобы черный пес не встрял?– когда рядом две женщины и лающего пса не надо, чтобы добавить проблем
46. Стричь, но шкуру не сдирать – не слишком использовать свою выгоду
47. Быть кротким, как ягненок?– быть очень кротким
48. Один наматывает, другой прядет?– создавать и распускать слухи
49. Носить дневной свет корзинами?– попусту тратить время
50. Держать свечку перед дьяволом?– льстить, заводить сомнительных друзей
51. Исповедоваться дьяволу – открывать секреты врагу
52. Дуть в ухо – распространять сплетни
53. Угощать друг друга, как лиса и журавль – каждый из двух обманщиков себе на уме
54. Что толку в красивом блюде, если оно пусто? – красоту в рот не положишь
55. Ложка для снятия пенок – прихлебатель, иждивенец, нахлебник, паразит, тунеядец
56. Записать на счет – обязательно припомнить
57. Засыпать колодец после того, как в нем утонул теленок?– принимать меры, когда беда уже случилась
58. Мир крутится вокруг его большого пальца – везунчик, умеет воспользоваться любым обстоятельством
59. Вставлять спицы в колесо – мешать, создавать препятствия
60. Чтобы преуспеть, надо согнуться?– приходится угождать ради успеха
61. Привязывать Христу льняную бороду – прикрывать обман показным благочестием
62. Бросать розы перед свиньями?– тратить время и усилия на недостойных
63. Набрасывать на мужа синий плащ?– наставлять мужу рога, обманывать мужа
64. Свинье вспороли брюхо – что сделано, того не воротишь
65. Две собаки над одной костью в мире не живут – трудно придти к соглашению, когда затронуты интересы каждого, противники не договорятся
66. Сидеть на горячих угольях – быть нетерпеливым
67. Селедка здесь не жарится – дела пошли не по плану
68. Мясо на вертеле может пропасть?– некоторые вещи требуют постоянного внимания
69. Ловить рыбу без невода – получать выгоду от чужой работы
70. Провалиться сквозь корзину?– потерпеть фиаско
71. Подвешен меж небом и землей?– находится в затруднительном положении
72. Брать куриное яйцо и оставлять гусиное – принимать неверное решение
73. Зевать на печку – переоценить свои возможности
74. Перебиваться от буханки до буханки – иметь финансовые проблемы
75. Искать топорик – искать лазейку, отговорку
Вот он со своим фонариком – наконец появилась возможность проявить способности, дарование
76. Топорик с топорищем – все вместе, единое целое
77. Мотыга без ручки – бесполезная вещь
78. Разлитую кашу всю не соберешь?– нельзя полностью исправить последствия глупости
79. Тянуться, чтобы ухватить кусок подлиннее – пытаться воспользоваться случаем, удачей, обстоятельством
80. Любовь там, где висит мешочек денег – любовь можно купить
81. Стоять под своим фонарем – гордиться собой
82. Играть на позорном столбе?– привлекать внимание к постыдным действиям
83. Упасть с вола на осла – переживать трудные времена
84. Все время таскать груз за плечами?– представлять ситуацию хуже, чем на самом деле
85. Каждый видит сквозь дубовую доску, если в ней дыра – ни к чему утверждать очевидное
86. Чесаться задом об дверь – плевать на всех, принимать все без затей
87. Поцеловать дверное кольцо?– не застать дома, быть лицемером, притворщиком
88. Ловить рыбу позади невода?– упускать возможности
89. Большая рыба глотает малую?– сильные угнетают слабых
90. Не видеть солнечных бликов на воде – не замечать чужого успеха, завидовать
91. Бросать деньги в воду – тратить попусту
92. Справлять нужду в одну дыру?– быть в согласии
93. Висит, как нужник над каналом?– это очевидно, смысл ясен
94. Убить двух мух одним ударом?– везти, быть ловким, удачливым, пройдохой; убить одним выстрелом двух зайцев
95, 96. Смотреть вслед аисту – терять время попусту
97. Держать плащ по ветру – изменять точку зрения в зависимости от общего мнения, плыть по течению
98. Бросать перья на ветер – сизифов труд, бессмысленная работа
99. Лучшие ремни режутся из чужой кожи – пользоваться с выгодой имуществом другого
100. Кувшин ходит по воду, пока не разобьётся – всему свой конец.
101. Держать угря за хвост – выполнять трудную задачу
102. Плохо плыть против течения?– трудно противостоять общему мнению
103. Бросать рясу на забор – избавиться от чего-либо, не зная будущих преимуществ
104 Медведь медведю товарищ?– рыбак рыбака видит издалека, люди одного круга держатся вместе
Видеть танцующих медведей – быть голодным
105. Убегать, словно задница горит?– испытывать сильную боль, выкручиваться из затруднительного положения
Кто ест огонь, тот гадит искрами – не удивляйся последствиям рискованного предприятия
106. Где двери держат открытыми, свиньи залезут на посевы – небрежность приводит к несчастью
Где посевы убывают, свиньи жиреют?– один теряет, другой находит
107. Не беда, что дом горит, если можно погреться у пламени – пользоваться случаем независимо от последствий дела
108. Стена с трещинами скоро рухнет?– плохо организованное дело развалится
109. По ветру плыть легко – если обстоятельства благоприятствуют, цель легко достижима
110. Приглядывать за парусом?– быть начеку
111. Кто знает, почему гуси босиком ходят? – Всему есть причина, но она не всегда очевидна; Если я не их владелец, пусть гуси остаются гусями?– не вмешивайся в дела, которые тебя не касаются
112. Лошадиные «яблоки» не смоквы?– внешность обманчива
113. Таскать колоду – сизифов труд, бессмысленная работа
114. От страха и старуха рысью побежит?– Неожиданные обстоятельства проявляют скрытые способности
115. Гадить под виселицу – не бояться любого наказания
116. Где вороны вьются, там и туша?– обстоятельства указывают на причину
117. Если слепой ведет слепого, оба упадут в канаву – не полагайся на невежественных людей
118. Поездка не закончена, пока не покажется шпиль колокольни – не прерывай дела, не доведя до конца
119. Как ни крути, все выйдет на солнце?– ничто нельзя скрывать до бесконечности
СЕРГЕЙ РАДЕЛОВ
И снова «Мона Лиза»
Обычно тайну в портрете Джоконды видят в загадочной улыбке, изображенной на ней женщины. Но недавно итальянские ученые и искусствоведы при изучении написанных художником глаз Моны Лизы под микроскопом выявили буквы и цифры. Так появился новый «код да Винчи».
Едва заметные буквы LV в правом глазу наверняка означают имя художника. В левом глазу Джоконды проглядывают буквы СЕ (другое прочтение - В). Что они означают, пока неясно. На заднем плане картины - пейзаж. На арке моста при увеличении видно число 72. Возможно, число 72 взято из Библии. Но эта гипотеза требует тщательного анализа. Впрочем, эта криптограмма может быть и буквой L с рядом стоящей двойкой.
Головоломки и музыка «Тайной вечери»
Несмотря на то, что фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в Милане часто является объектом вымыслов и фантазий, многие серьезные исследователи находят подтексты и «сообщения» в отдельных изображениях и картине в целом.
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Ноты от Джованни Мария Пала
Наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала, венгерские информационные технологи получили новую проекцию полотна. В новом изображении «Тайной вечери» на обоих концах стола стали видны две похожие на монахов-рыцарей фигуры. Кто это? Историки говорят, что эти мужчины похожи на тамплиеров. Ну а слева от Иисуса видны очертания женщины с ребенком на руках. Возможно, это наброски другой фрески Леонардо, где была изображена Дева Мария.
Известно, что Леонардо да Винчи делал записи справа налево, да еще в зеркальном отражении. Так он шифровал многие свои тексты. И вот итальянский композитор Джованни Мария Пала сообразил, что положение рук Христа и сидящих апостолов за столом, а также хлеба и другой скудной еды на нем можно прочесть как ноты в музыкальной записи. При проверке ноты зазвучали как короткая мелодия.
А вот научный работник одной из академий Ватикана Сабрина Галисия Керубини полагает, что ей удалость разгадать математическую и астрологическую головоломку, зашифрованную в «Тайной вечере». Она утверждает, что в фигурах Христа и апостолов и их расположении Леонардо оставил нам послание, касающееся грядущего Всемирного потопа и наступающего после этого конца света. Жуткие события начнутся, правда, нескоро: 21 марта 4006 года; а завершатся 1 ноября того же года.