- Тараторкин Георгий Георгиевич Дата рождения: 11 января1945 Дата смерти: 4 февраля 2017
Ленинградский Государственный ТЮЗ:
«Тебе посвящается» — Виталий Ромадин
«Глоток свободы» — Николай I
«После казни прошу…» — Петр Шмидт
«Хозяин» — Алексей Пешков
«Борис Годунов» — Борис
«Гамлет» — Гамлет
«Свои люди — сочтёмся» — Подхалюзин
Театр имени Моссовета:
«Они сражались за Родину» — Стрельцов
«Петербургские сновидения» — Раскольников
«День приезда — день отъезда» — Петров
«Дом на песке» — Эльдар
«Версия» — Александр Блок
«Братья Карамазовы» — Иван
«Живой труп» — Каренин
«Ревизия» — Константин
«Суд над судьями» — Оскар Рольфе
«Виноватые» — Соколик
«Завтрак с неизвестными» — Старо
«Максим в конце тысячелетия» — Орехов
«У врат царства» — Ивар Карено
«Цена» — Виктор Франц
«Не будите мадам» — Жюльен Палюш
«Римская комедия» - Дион
Театр «Сфера»:
«Нездешний вечер» (с сезона 2013—2014)
Фильмография:
1967 — Софья Перовская — Игнатий Гриневицкий, народоволец-бомбометатель
1967 — Незабываемое — Иван Чабан
1968 — Гроза над Белой — Валериан Куйбышев
1969 — Преступление и наказание — Родион Раскольников
1972 — Меченый атом — Евгений Казанский, художник-реставратор
1972 — Перевод с английского — Виталий Павлович Дудин («Числитель»), учитель математики
1973 — Дела сердечные — Евгений Павлович, врач-кардиолог
1974 — Чисто английское убийство — Роберт Уорбек
1975 — Победитель — Георгий Евгеньевич Мокашев, поручик, командир роты, белогвардеец
1976 — Моё дело — Семеняка
1977 — Отклонение — ноль — Антон Блыш, лётчик-испытатель
1977 — 1979 — Открытая книга — Дмитрий Львов
1979 — Маленькие трагедии — Александр Чарский
1980 — Крах операции «Террор» — Михаил Сладкопевцев
1980 — Карл Маркс. Молодые годы — Герман Эвербек (нем.)русск.
1980 — Рассказ неизвестного человека — Георгий Орлов
1982 — Богач, бедняк — Рудольф Джордах
1982 — Самая длинная соломинка — Юрис Вилкс
1983 — Лунная радуга — Тимур Кизимов
1984 — Нам не дано предугадать
1985 — Набат на рассвете
1986 — Последний репортаж — Петер Лобенштейн
1988 — Прости нас, сад — Максим Сергеевич Матушкин
1990 — Папашка и мэм — Андрей
1990 — Хомо новус — Александр Петрович
1991 — Исчадье ада — Жорж
1991 — Умирать не страшно — музыкант
1992 — Дюба-дюба — адвокат
1999 — Умирать легко — Феликс Лужин, психиатр
2000 — 24 часа — генерал
2003 — Любовь императора — Александр II
2003 — Спас под берёзами — Валаев
2004 — Нежное чудовище — полковник Егорычев
2004 — Шахматист — Зотов
2004 — Они танцевали одну зиму — отец Андрея
2005 — Гражданин начальник — Орехов
2005 — 2006 — Не родись красивой — Павел Жданов
2007 — Служба доверия — Крылов
2007 — Сыщик Путилин — Петр Довгайло
2009 — Капля света (Украина) — Павел Алексеевич Селезнёв
2010 — Плен страсти — Максим Горький
2014 — С чего начинается Родина — Дмитрий Фёдорович Дмитриев, генерал ГРУ СССР в отставке
2015 — Запрет — отец Андрей
2015 — Таинственная страсть — Репин
Телеспектакли:
1974 — Баллада о парнишке (фильм-спектакль)
1978 — День приезда — день отъезда (фильм-спектакль) — Петров, психолог
1983 — Сирано Де Бержерак — Сирано Де Бержерак
1987 — Живой труп — Виктор Михайлович Каренин
2008 — Серебряный век — Виктор Михайлович
Георгий Тараторкин родился 11 января 1945 года в Ленинграде, в городе Пушкина, Достоевского, Блока. Мальчика воспитывала сама атмосфера этого удивительного города, а Достоевский и Блок и сегодня остаются любимыми авторами. Детство актера не назовешь беззаботным. Семья, слава Богу, не пострадала ни от репрессий, ни от ужасов гражданской войны. Но он рос в трудное послевоенное время. Мальчику было всего семь лет, когда после долгой болезни умер его отец, и на мать, совсем еще молодую женщину, легли все заботы о детях – о нем и младшей сестре Вере. Семья с трудом сводила концы с концами. У детей было, наверное, не самое сытое, не самое одетое, но потрясающе счастливое детство. Самым любимым праздником в семье стали походы в театр, особенно в ленинградский ТЮЗ. Впечатлений от спектаклей хватало на много дней.
В школьные годы будущий актер мечтал совсем не об актерской профессии: очень хотел когда - нибудь стать учителем. После школы уже собирался поступить в любимый ТЮЗ учеником художника, а пришлось работать осветителем. Тут - то юношу и заметил художественный руководитель театра Зиновий Яковлевич Корогодский и предложил держать экзамены в студию, и Георгий Тараторкин был принят по конкурсу в студию при Ленинградском ТЮЗе им. А. А. Брянцева.
После фантастического конкурса - сто человек на место, над всеми студентами студии постоянно висел дамоклов меч профнепригодности, могли отчислить каждую минуту. Но именно Зиновий Корогодский разглядел в долговязом застенчивом юноше будущего актера и поверил в него. Началось время интенсивной учебы.
Студийная обстановка во многом сформировала Тараторкина как актера и как личность. В студии воспитывали трудолюбие, преданность делу, умение не щадить себя, высокие нравственные и гражданские принципы. И первая же роль молодого актера, еще студийца – роль школьника Виталия Ромадина – положила начало той актерской теме, которая потом прошла через все основные его роли.
По окончании студии, Георгий Тараторкин играл в ТЮЗе ведущие роли в большинстве спектаклей, поставленных Корогодским. Играл Гамлета, Бориса Годунова, Петра Шмидта, Подхалюзина – репертуар, о котором мог бы мечтать любой актер. Актер создавал образы героев ярко выраженного романтического типа, чем привлек внимание кинематографа.
Дебют актера в кино произошел в фильме "Софья Перовская", он сыграл Гриневицкого, бомбиста, который взрывал Александра Второго. Как закольцовывается судьба актерская - потом через много лет артист сыграл и самого Александра Второго. У молодого Георгия Тараторкина еще не было профессионального опыта. Не так уж он много знал и умел как актер. Но трепетный талант, тонкая интуиция, страстная любовь к человеку, которого он играл, поклонение и восхищение им, стремление к идеалу вели актера в этой роли и все в ней определяли.
Это и привлекло режиссера Льва Кулиджанова, он увидел в молодом актере Ленинградского ТЮЗа главного героя своего фильма.
И вчерашний студиец был утвержден на роль Раскольникова в экранизации романа Достоевского "Преступление и наказание". В фильме раскрылась актерская сущность Георгия Тараторкина - не играть, а жить жизнью своего героя, умение самозабвенно отдаваться роли. В работе над Раскольниковым актер продемонстрировал редкое мастерство углубленного психологического анализа, душевную экспрессию. Не было случайностью и то, что Раскольникова сложно и тонко сыграл двадцатипятилетний актер.
Совпали не только внешние черты актера и героя, но и какая-то особая, присущая страдающим людям аскетичность и нервность. Во внутреннем мире Раскольникова многое было близко Тараторкину – и мучительная совестливость, и смертельная боль от чужих страданий, яростная гордость и честолюбие. Роль Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании" принесла артисту большую известность. Наряду с другими создателями фильма Георгий Тараторкин стал лауреатом Государственной премии РСФСР. Позднее убийцу старушки - процентщицы артист играл на протяжении, наверное, лет десяти на подмостках театра Моссовета в "Петербургских сновидениях".
Стоит заметить, немного забегая вперед, что после "Петербургских сновидений" Георгий Тараторкин неоднократно "возвращался" к Федору Достоевскому. Раскольников не единственный герой писателя, которого сыграл актер. Была роль Ставрогина в "Бесах" у Ю. Еремина. Тогда, после начала перестройки, общество только открывало этот текст Достоевского. Но работа над ролью Николая Ставрогина была очень трудной: как сыграть человека, из которого и энергия, и душа вытекли? Это не обнаженные нервы Ивана Карамазова в "Братьях Карамазовых" в постановке П. Хомского, не эмоциональный накал Раскольникова.
Отечественная критика пришла к единодушному мнению - лучшего актера для "театра Достоевского" трудно представить. Но, по меньшей мере, наивным было бы считать Тараторкина актером "одного автора". Достоевский – лишь одна из вершин его таланта. Бесспорно, творчество Федора Достоевского сыграло уникальную роль в жизни актера Георгия Тараторкина: "Спасибо, что судьба подарила мне мир Федора Михайловича Достоевского. И Раскольников и Иван Федорович Карамазов и Николай Всеволодович Ставрогин, это не персонажи, это сыны нашего Отечества".
После роли Раскольникова, после столь стремительного взлета, Георгию Тараторкину пророчили блестящую карьеру в кино. Казалось бы, романтическая внешность, несомненный актерский талант – режиссеры должны были ухватиться за столь "ценный кадр". Но, увы, этого почему – то не произошло.
Творческая кинобиография актера весьма скромна. Очень памятный и очень хороший фильм, его иногда еще показывают, с участием Георгия Тараторкина – "Победитель". Там была такая дуэль идеологий. "Красного" героя играл Александр Збруев, а Тараторкин, естественно, играл, по тем временам, белую сволочь.
А как прекрасно актер сыграл Виталия Дудина в "Переводе с английского", Роберта Уорбека в "Чисто английском убийстве", Евгения Павловича в "Делах сердечных". Известны также роли в телевизионных фильмах: Макашев в "Победителе" и Антон в "Отклонении – ноль". И, конечно же, Митя Львов в "Открытой книге" и Чарский в телефильме М. Швейцера по А. С. Пушкину "Маленькие трагедии". Снялся в двух картинах известного российского режиссера Александра Хвана – "Дюба - дюба" и "Умирать легко". Исполнил роль в боевике "24 часа2. А в 2004 г. озвучил российский мультфильм "Щелкунчик и мышиный король". Нельзя не отметить роли Георгия Тараторкина в последнее время в телесериалах – "Хроника любви смерти", "Спас под березами", "Нежное чудовище" и "Шахматист", и, безусловно "Не родись красивой".
Вскоре после ошеломляющего успеха в кулиджановском фильме Георгий Тараторкин получает приглашение от художественного руководителя Московского академического театра имени Моссовета Ю. А. Завадского. В 1974 году Георгий Тараторкин переезжает в Москву. Для него этот переезд был непростым решением. Уезжая, он оставлял работу в ТЮЗе. И, с другой стороны, в Москве работала его жена, и жизнь в поездах и самолетах, курсирующих между двумя столицами, не могла продолжаться долго.
В последнее время актер практически ничего не играл на сцене родного театра, кроме главной роли в спектакле "Не будите мадам" Ж. Ануйя, режиссер Ю. Еремин выбрал эту пьесу специально для Тараторкина. Артист создал живой, пластичный, нервный тип режиссера, пытающегося поставить спектакль "равный жизни".
Актер вместе с Чулпан Хаматовой и Евгенией Симоновой играет в антрепризном спектакле режиссера Петра Штейна "Сильвия" (антреприза Ю. Малакянца). Но этот спектакль абсолютно лишен клейма антрепризности - на сцене декорации, а не тряпки, наскоро скроенные. Выходят артисты - именно те, которые объявлены в афише, в костюмах своих героев, да еще и говорят не случайные слова, а те, что написаны в пьесе!
Ныне Георгий Тараторкин – один из выдающихся и самых известных российских актеров. Наряду с работой в театре и кино артист раскрылся как талантливый мастер слова, его голос звучит во многих аудиоспектаклях Гостелерадиофонда. А когда поэзия была особенно популярна на эстраде и радио, Георгий Тараторкин много выступал с чтением стихов Блока и других поэтов "Серебряного века".
Критики неоднократно отмечали мастерство артиста, его редкое умение донести не только содержание, но и красоту формы стиха.
В 1992 году Георгий Тараторкин попробовал себя в качестве режиссера-постановщика в фильме "Та, которой не стало". Будучи профессором ВГИКа, он набрал курс молодых актеров, и создал для них Театральную мастерскую.
Георгий Тараторкин занимает пост президента Ассоциации "Золотая маска". Он считает, что театральный фестиваль "Золотая маска" преследует цель сохранения единого театрального пространства на всей территории России. И это действительно так, ведь спектакли - лауреаты и номинанты "Золотой маски" с большим успехом идут в театрах по всей стране.
На съемках фильма "Преступления и наказания" произошло еще одно знаменательное событие в жизни Георгия Тараторкина – он познакомился со своей женой актрисой театра и кино, писательницей - Екатериной Марковой, исполнительницей главных ролей в фильмах "А зори здесь тихие", "Дела сердечные", "Третий в пятом ряду". Екатерина Маркова член Союза писателей России, автор нескольких книг, по сценариям Екатерины Марковой сняты фильмы "Чужой звонок", "Непохожая", "Чехарда". Есть у звездной четы и дети: Тараторкин Филипп Георгиевич и Тараторкина Анна Георгиевна, а еще есть два замечательных внука, два классных мужика!
Чтобы объяснить успех Тараторкина - актера, необходимо постичь личность Тараторкина-человека. А он, по мнению окружающих его друзей и коллег, обладает завидным набором превосходных качеств: обаятелен, тонок, умен, у него прекрасная внешность и заразительный сценический темперамент. Он умеет вести себя с особым достоинством, оставаясь естественным и скромным в любых обстоятельствах.
Он Козерог по гороскопу и в силу этого трудоголик по определению, поэтому вполне правомерно утверждать, что ныне Григорий Тараторкин находится в самом зените своего творческого пути и наверняка еще много раз порадует почитателей своего таланта новыми и интересными театральными ролями и кинематографическими работами.
Татьяна Новитченская