The Jam альбом Sound Affects (1980)
Sound Affects ( "Звуковое воздействие") -пятый студийный альбом британского рок-трио The Jam. Это единственный альбом, на котором группа выступила в качестве коллективного продюсера и он содержит единственный трек, написанный всеми тремя участниками, маловразумительный "Music for the Last Couple". Альбом был выпущен 28 ноября 1980 года.
По музыке альбом близок к работам пост-панк-групп Wire, Gang of Four и Joy Division (это особенно заметно в барабанных партиях Рика Баклера) . Фронтмен Пол Уэллер говорил, что считает альбом чем-то средним между "Off The Wall" Майкла Джексона и "Revolver" Битлз. (Честно, ничего от Джексона на самом деле. Даже на Kinks, The Who или Small Faces местами гораздо больше похоже. Битлз - другое дело, они здесь - явный источник вдохновения в музыкальном плане.)
При очень богатом воображении какое-никакое американское R'n'B влияние можно заметить только в барабанных партиях Баклера на очень про-битловской "But i'M Different Now" с заметными вставочками из "I Feel Fine" и, более очевидно, в прифанкованой басовой линии Фокстона в"Pretty Green".
В документальном фильме BBC Radio 6 Music "The Jam: Made in Britain" Уэллер назвал Sound Affects лучшим альбомом The Jam, выпущенным за всю их карьеру. В текстах песен, по его словам, он вдохновлялся творчеством британских классиков:Перси Биши Шелли и Уильяма Блейка.
Тексты получились разные: и горькие комментарии о скучной рутинной жизни британского рабочего класса, и недовольство политиками, социальной поддержкой, отсутствием нормального общения между людьми, но Уэллер за то и ценен был всегда в своей среде, что и жаловаться на всё вокруг он умел и умеет оригинально, свежо и ярко.
Обложка представляет собой смесь иллюстраций на тему использования различных звуковых эффектов радиостанций BBC в 1970-х гг, внутренняя обложка - более стандартная, - просто трио на берегу пруда
Сингл " Start!", местами просто цитирующий один в один песню "Taxman" The Beatles, возглавил британский сингловый чарт на третьей неделе после выхода. Альбом Sound Affects провел 19 недель в британских чартах, поднявшись до № 2 в конце 1980 года. В США он провел 11 недель в чартах Billboard 200 и достиг своей пиковой позиции № 72 в феврале 1981 года.
В 2006 году журнал Q поставил альбом на 15-е место в списке "40 лучших альбомов 80-х" NME поставил Sound Effects на 487-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен.
The Jam
Sound Affects (1980)
Лэйбл Polydor
Продюсер Vic Coppersmith-Heaven
Арт-директор Bill Smith
Страна Великобритания
Продолжительность 35:35
«Все дело в том, что время на тебя все же влияет»
Пол Уэллер, 2004
Пластинка 1980 года "Sound Affects" оказалась наивысшим штатовским достижением "Jam" (72-я строчка в "Billboard").
«Сердитый молодой человек» стал знаковой фигурой в послевоенной британской культуре, начиная с Джимми Портера из пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе» (1956) до взрыва панка в конце 1970-х годов. «The Jam» была в числе групп, которые много сил отдали исследованию этого феномена. Их альбомы раз от раза становились все более уверенными и мощными, а основной автор и зажигательный гитарист-вокалист Пол Уэллер стал певцом желчного, разочарованного отношения к британской действительности.
Предыдущий альбом, «Setting Sons», вошел в пятерку лучших, а два трека стали абсолютными хитами в Великобритании, однако в Америке на них все еще не обращали большого внимания, поскольку столь многое в них было актуально для британцев. После записи следующего альбома в студии «Townhouse» критика слегка журила группу за использование приемов британского попа, например, использование партии бас-гитары из битловской «Тахтап» в агрессивном треке «Start!». Эти критики не поняли, что группе было необходимо указывать на признаки той среды, в которой они играли (даже конверт имитирует оформление старой пластинки ВВС со звуковыми эффектами, которые Уэллер нашел во время работы в студии). В действительности альбом по-настоящему оригинален.
Формальная концепция в альбоме «Звуковое воздействие» отсутствует, но в совокупности песни создают картину недовольства и устремлений, которые были характерны для «Сердитых молодых людей». В песне «Pretty Green» бичуется консюмеризм, в «Scrape Away» преобладает горечь и тоска, а в целом альбом рисует мир утраченных иллюзий. Центральное место занимает композиция «That's Entertainment!» - с двумя дорожками бренчания акустической гитары - перечисление повседневных неприятностей, и эта песня выражает самую суть творчества группы.