Thelonious Monk альбом Brilliant Corners (1957)
Телониус Монк – строптивый гений «коренного» черного джаза
10 октября 1917 года в Роки-Маунт, Северная Каролина, США в этот день и в этом месте родился Телониус Монк, гениальный джазовый пианист, имя которого сейчас основательно подзабыто. Но, именно его считают родоначальником би-бопа. Играть на фортепиано мальчик начал в шесть лет, и до самой смерти в 1982 году он считал себя самоучкой.
В конце 30-х годов Монк начинает выступать в ночных клубах Гарлема. В 1941 - 1942 годах он играет на фортепьяно в ансамбле вместе с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи.
В этот момент его необычную манеру исполнения заметили музыкальные критики. Один из них написал: «Его манера игры была не совсем характерна для джаза: музыка была «нервной» с рваным ритмом, изобиловала большим количеством скачков. В своём творчестве Монк придерживался оригинального стиля, был авангардистом и одновременно примитивистом».
Тем не менее, такие его композиции, как «Brilliant Corners», «52nd Street Theme» «Round Midnight», «Bemsha Swing», «Ruby My Dear» и многие другие стали классикой джаза и позднее исполнялись другими музыкантами.
Но именно из-за необычного стиля игры, Монка редко приглашают для записей с другими известными джазменами. Под рваную ритмику Телониуса было очень сложно подстроиться.
Яркая самобытность сильно мешает музыканту найти постоянную работу. Ему не предлагает контрактов ни одна звукозаписывающая студия. Однако Тилониус не сдается и решительно отказывается изменить свой стиль игры. «Прогибаться» под ее изменчивые вкусы публики он не намерен.
В 1944 году бунтаря-Монка таки приглашают в небольшой ансамбль, который играет в клубе на 52-й улице. И уже в октябре ансамбль делает несколько записей с Тилониусом.
В 1948 году у музыканта появились проблемы с полицией – джазмена арестовали за хранение марихуаны. В 1951 году разгорелся новый скандал – под сидением машины, где находился Монк с друзьями был обнаружен героин. После судебных тяжб у музыканта возникла прооблема с трудоустройством. Студия звукозаписи заморозила партнерство и Тилониусу пришлось довольствоваться выступлениями в маленьких загородных театрах и кабаре.
В 1952-м Монк подписал контракт со студией «Prestige Records». И дела пошли в гору. В это же время он познакомился с баронессой Панноникой де Кёнигсвартер, покровительствовавшей джаз-музыкантам. Баронесса являлась дочерью банкира Ротшильда, она оказала значительную моральную поддержку и финансовую помощь Тилониусу Монку и его другу Чарли Паркеру.
В 1955 году Монк записывает ряд композиций Дюка Эллингтона и других известных джазовых композиторов, с целью опровергнуть миф о том, что он может исполнять лишь собственные сочинения. А в 1956 году он записывает пластинку «The Unique Thelonius Monk», которая наконец-то приносит ему успех и признание публики.
Вершиной творчества Телониуса Монка стала пластинка «Brilliant Corners». В 1957 году диск стал бестселлером среди любителей джаза. Альбом попал в сборник «Тысяча и один музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем вы умрёте».
В начале 60-х популярность Монка достигла своего пика. 25 ноября 1963 года фотография джазмена должна была бы появиться на обложке журнала Time. Но 23-го убили президента США Дж.Ф.Кеннеди, и обложку пришлось заменить.
В 60-е Тилониус Монк руководит оркестром. Он также участвует в ансамбле «Гиганты джаза», с которым в 1970-е годы будет гастролировать по Европе.
Свой последний концерт Монк отыграет летом 1976 года. После он до минимума сокращает контакты с внешним миром, не проявляя интереса ни к музыке, ни к жизни вообще. 17 февраля 1982 года Телониус Монк умер от инсульта. Он похоронен на кладбище Фернклифф в городе Хартсдейл, штат Нью-Йорк.
Thelonious Monk
альбом Brilliant Corners (1957)
Лэйбл / Riverside
Продюсер / Orrin Keepnews
Арт-директор / Paul Bacon
Страна / США
Продолжительность 43:08
Brilliant Corners - студийный альбом джазового музыканта Телониуса Монка, вышедший в 1957 году.
Телониус Сфир Монк (англ. Thelonious Sphere Monk) — выдающийся джазовый пианист и композитор, наиболее известен как один из родоначальников бибопа.
Это был его третий диск на лейбле Riverside и первый альбом, для этого лейбла, включавшие его собственные композиции. Заглавный трек был настолько сложен, что потребовал более дюжины дублей в студии и считается одной из самых сложных композиций. В 2003, альбом стал одной из пятидесяти записей выбранных в том году Библиотекой Конгресса для национального реестра записей.
Трудно понять малозаметную позицию Телониуса Сферы Монка в 1957 году, учитывая его статус в качестве одного из наиболее уважаемых во всем мире композиторов XX века, не говоря уже о его всепроникающем влиянии как пианиста.
В то время как Монк играл ключевую роль в создании бибопа в гарлемском ночном клубе «Минтоне» в середине 1940-х годов, став автором нескольких джазовых стандартов, ложное обвинение в наркомании закрыло ему дорогу в манхэттенские джаз-кпубы. Вкупе с незаинтересованностью в нем студий грамзаписи это привело к тому, что о Монке практически не вспоминали в пятидесятые. И только когда Оррин Кипньюс - продюсер джазовой студии «River-side» - подписал с Монком контракт, дела его пошли на лад.
Кипньюс вновь напомнил о Монке джазовой публике с помощью двух сессий трио, первая из которых была посвящена Эллингтону, а вторая соответствовала поп-стандартам. Альбом «Brilliant Corners» («Блестящие углы») ознаменовал возвращение Монка в качестве композитора высшего ранга. Он работал с квинтетом, состоявшим из восходящей звезды тенор-саксофониста Сонни Роллинса, альтиста Эрни Генри, трагически погибшего молодым, басиста Оскара Петти- форда и барабанщика Макса Роуча (трубач Кларк Терри и басист Пол Чемберс заменили Генри и Петти- форда в композиции «Bemsha»). Ошеломительный заглавный трек служит веской причиной для смены состава. Он был настолько сложен, что даже после приблизительно 25 попыток композиция так и не была записана целиком.
Напряжение на пластинке практически осязаемо, хотя Кипньюс собрал ее из отдельных частей, создав первый шедевр Монка в середине его карьеры. К другим достижениям можно отнести нежную мелодичную «Pannonica», написанную для покровительницы и друга Монка, баронессы «Ники» Кениг- свартер, а также сольную версию Монка «I Surrender Dear».
TRUMPET: Dizzy GillespieALTO SAXOPHONE: Sonny StittTENOR SAXOPHONE: Sonny StittTROMBONE: Kai WindingPIANO: Thelonious MonkBASS: Al McKibbonDRUMS: Art Blakey