Тоска... Всё валится из рук, и всё не так, как надо. А сердце ничему не радо, Тоска... Ю. Лоза  
Тоска...
Всё валится из рук, и всё не так, как надо.
А сердце ничему не радо,
Тоска...
Ю. Лоза
****************************************************
В томленьи духа мысли буйной
Стихает воспалённый бег.
Тревожно-короток наш век
Течёт меж скал стремниной бурной.
Но вырываясь на простор,
Где дали тают в акварелях,
В пастушьих плавая свирелях,
Теряет свежести задор.
Скучнеет взгляд, чело сникает.
Зениц, в туманной пелене,
(Коль истина пока в вине)
Бесстрашный взор уж не сверкает.
Свинцовых туч, печальный клин
Уносит радости волненья,
Огонь улыбок, возбужденье,
Как непреклонный властелин.
Забыт былой любви пожар,
Травой покрыто пепелище.
Зеркал обман в пустом жилище,
Глотает отражений жар.
Ныряет призрачный закат
В объятья ночи темноокой,
В которой нотою высокой
Звенит тоскливо песнь утрат.
В томленьи духа мир тускнеет.
Всё серо: жизнь, дела, пейзаж.
Тоска не прихоть, и не блажь.
В ней сердце мутно стекленеет.
Отлично!
Должен сказать, что вы выбрали именно то место, которое я сам считал сложным в этом стихотворении.
Много оборотов, но они не проглатывают смысл. Разбираем:
Тревожно-короток наш век
Течёт меж скал стремниной бурной
Здесь о веке человеческом и это просто и понятно.
Но вырываясь на простор ( век), где дали тают в акварелях ( на просторе дали) и эти же дали в пастушьих плавают свирелях - а далее мысль от оборота уходит к привязанному подлежащему - теряет свежести задор. Кто теряет ?- век.
НО ВЫРЫВАЯСЬ НА ПРОСТОР..... ТЕРЯЕТ СВЕЖЕСТИ ЗАДОР это о веке.
Два деепричастных оборота подряд - и что? Смысловая нагрузка на связь слова век со словом задор усложнилась двумя последовательными оборотами, но не разорвалась. Опора не на слово простор, а на век. Не вижу особой сложности понимания. Восприятия - да, не просто, т.к. необходимо "пережевать " в сознании зависимость деепричастия от слова, к которому они подвязаны. Мне даже более того, нравится такая усложнённость. Я прежде много раз подумал и лишь затем оставил сей вариант.
Я думал о возможности заключения слов "в пастушьих плавая свирелях" в скобки, для отбособления при прочтении, но не стал делать из-за того, что на слух скобки выделить можно лишь замедлением речи.
Ваше мнение?
IgorMolchanov пишет:
Отлично!
Должен сказать, что вы выбрали именно то место, которое я сам считал сложным в этом стихотворении.
Много оборотов, но они не проглатывают смысл. Разбираем:
Тревожно-короток наш век
Течёт меж скал стремниной бурной
Здесь о веке человеческом и это просто и понятно.
Но вырываясь на простор ( век), где дали тают в акварелях ( на просторе дали) и эти же дали в пастушьих плавают свирелях - а далее мысль от оборота уходит к привязанному подлежащему - теряет свежести задор. Кто теряет ?- век.
НО ВЫРЫВАЯСЬ НА ПРОСТОР..... ТЕРЯЕТ СВЕЖЕСТИ ЗАДОР это о веке.
Два деепричастных оборота подряд - и что? Смысловая нагрузка на связь слова век со словом задор усложнилась двумя последовательными оборотами, но не разорвалась. Опора не на слово простор, а на век. Не вижу особой сложности понимания. Восприятия - да, не просто, т.к. необходимо "пережевать " в сознании зависимость деепричастия от слова, к которому они подвязаны. Мне даже более того, нравится такая усложнённость. Я прежде много раз подумал и лишь затем оставил сей вариант.
Я думал о возможности заключения слов "в пастушьих плавая свирелях" в скобки, для отбособления при прочтении, но не стал делать из-за того, что на слух скобки выделить можно лишь замедлением речи.
Ваше мнение?
Я ТАК И ПОДУМАЛА, ЧТО О ВЕКЕ РЕЧЬ. ВЕК МОЛОД И ЗАДОРЕН - ДАЛЕЕ НАБИРАЕТ ВРЕМЯ ХОД И К КОНЦУ ОН УЖЕ НЕ НОВ И НЕ ЗАДОРЕН. МЫ УЖЕ НЕ СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ ЭТОГО ВЕКА, А ЗАГЛЯДЫВАЕМ В СЛЕДУЮЩИЙ......(ДУМАЮ, А ВДРУГ ОШИБЛАСЬ, ПОЭЗИЯ - ТАКАЯ ШТУКА.ПОЭТОМУ БЫЛ ВОПРОС....)
МИНУС ПОДОБНЫХ ВЫКРУТАСОВ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ - ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА. НО ЭТО ОТНЮДЬ НЕ ПОВОД ИХ НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ
НА СЧЕТ СКОБОК - ЕСЛИ ПОСТАВИТЕ, УТРАТИТСЯ ЭКСПРЕССИЯ СТРОКИ, НА МОЙ ВЗГЛЯД....
спасибо, за хороший разбор. Мне это необходимо для пониамания текста другим человеком, внимательным.
Но вырываясь на простор,
Где дали тают в акварелях,
В пастушьих плавая свирелях,
Теряет свежести задор. - ЭТО ВСЕ К СЛОВУ ВЕК ОТНОСИТСЯ ИЛИ КУДА? ИЛИ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРОГО БЕГ? В КУПЛЕТЕ ОТДЕЛЬНО НЕ НА ЧТО ОПЕРЕТЬСЯ ПОЭТОМУ ПРЕДПОЛОЖИЛА, ЧТО ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО ВЫТЕКАЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Т. К. ПРОСТОР ТЕРЯЕТ ЗАДОР НАВЕРНОЕ НЕТ?:)