Tricky альбом Maxinquaye (1995)
Очередной продукт культуры неолиберального западного мира, альбом, который принято считать одним из главных шедевров раннего трип хопа, достаточно свежо звучащий и сегодня, Maxinquaye - дебют английского рэпера и продюсера Tricky, выпущенный 20 февраля 1995 года лейблом 4th & B'way Records, дочерней компанией Island Records.
В годы, предшествовавшие альбому, Трики был разочарован своей скромной ролью в группе Massive Attack и решил заняться сольным проектом. Вскоре после этого он начал встречаться с вокалисткой Мартиной Топли-Берд, которая, по его мнению, могла оказать более широкую поддержку его музыке и подписал сольный контракт с 4th & B'way в 1993 году.
Tricky записал Maxinquaye в своей домашней студии в Лондоне, где Топли-Берд выступила в качестве основного вокалиста альбома. В записи отдельных песен приняли участие Элисон Голдфрапп — солистка британского дуэта Goldfrapp, исландская певица Рагхильдюр Гисладоуттир (Ragga), шотландский композитор и продюсер Howie B.
При содействии коллеги-продюсера Марка Сондерса Tricky использовали технику дубляжа и сильно измененные сэмплы, взятые из различных источников, для создания Maxinquaye. Его результирующий грув-ориентированный нудный, туманный и фрагментированный звук включает в себя элементы хип-хопа, соула, рока, эмбиентного техно, регги и экспериментальной музыки.
Тексты песен Tricky на протяжении всего альбома исследуют темы культурного упадка, дисфункциональных сексуальных отношений, страха близости и употребления наркотиков, поскольку он опирался на свой опыт в британской наркокультуре и на влияние своей покойной матери Максин Куэй, в честь которой назван альбом.
Maxinquaye достиг третьей позиции в чарте альбомов Соединенного Королевства и разошелся тиражом более 100 000 копий за первые несколько месяцев после релиза. 4th & B'way продвигали альбом, полагаясь на независимых промоутеров звукозаписи и выступления Tricky в средствах массовой информации, включая рекламные фотографии и музыкальные клипы, в которых он и Топли-Берд изображены в гендерно-ориентированной манере.
Maxinquaye был назван многими журналистами лучшей пластинкой года и ключевым релизом развивающегося жанра трип-хоп. С тех пор он разошелся тиражом более 500 000 копий по всему миру и часто входит в списки величайших альбомов, при этом считается оказавшим значительное влияние на электронику, андеграундный хип-хоп и британский хип-хоп. Музыкант часто давал концерты в России.
"Технически я абсолютно наивен, а эмоционально я облажался". "Tricky" , 1995
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":
"Он потерял популярность так быстро, что сейчас даже трудно объяснить, насколько захватывающей перспективой был когда-то "Tricky" . Из за его ужасных поздних альбомов творчество этого бывшего рэпера Massive Attack теперь отправлено на свалку истории с пометкой "Поп-культура девяностых".
К середине 1990-х годов иконоборческий дебютный альбом Massive Attack, "Blue Lines", задал тон изысканной современной музыке в Западной Европе; любое предстоящее новшество в форме (широко известное как "трип-хоп") было встречено с повышенными ожиданиями, не говоря уже о релизе от бывшего участника группы.
Tricky взял обертоны "Five Man Army" от Massive Attack и усилил клаустрофобию и угрозу; имеют место звуковые эффекты, даб—интонации и ошеломляюще искаженные сэмплы - драм-н-бас в стиле Вест-кантри, не меньше.
Музыка поочередно томная и жестокая, экспериментальная, но никогда не потакающая желаниям широкой публики. Тем не менее, Maxinquaye также поддерживал диалог с роком, превратив "Black Steel In The Hour Of Chaos" Public Enemy в альтернативный рок-хит. Бесстыдный бристольский скрежет Tricky остается нервирующим на протяжении всего альбома (коллега по Massive Attack Мартина Толли - Бёрд добавляет свой бархатистый вокал к "Ponderosa").
Местами автобиографичный, Максинкуэй избегает любого хип-хоп-бахвальства, предпочитая вместо этого разрабатывать богатый пласт паранойи и ненависти.
Инновационный, заставляющий задуматься и замысловато аранжированный альбом продвинул разговорную музыку вперед в Великобритании. На один головокружительный миг показалось, что британский рэп отнюдь не является досадным парадоксом, а может быть вполне жизнеспособной перспективой".
Label - Island
Producer-Howie B.• Kevin Petrie • Mark Saunders •Tricky Art Direction -David Alvarez • Cally
Nationality - UK
Running Time - 57:01