умер Петр Львович Зиновьев
В Лондоне в возрасте 88 лет умер Петр Львович Зиновьев — выдающийся британский инженер и изобретатель русского происхождения, один из пионеров электронной музыки
Петр Львович Зиновьев создатель знаменитого синтезатора VCS3, который в своем творчестве использовали музыканты Pink Floyd, The Beatles, The Who, Дэвид Боуи, Kraftwerk, Yes, Depeche Mode, Брайан Ино, King Crimson, The Who, Tangerine Dream, Aphex Twin, Autechre, Жан-Мишель Жарр и другие.
Петр Зиновьев (Peter Zinovieff) — потомок старинного русского дворянского рода Зиновьевых, его дед Александр Дмитриевич был действительным статским советником, шталмейстером, гражданским губернатором Санкт-Петербурга. Отец Петра — Лев Александрович, выпускник Пажеского корпуса, был предводителем петергофского дворянства, предпринимателем, землевладельцем, членом IV Государственной думы. Мать — княгиня Софья Долгорукова, одна из первых русских женщин-авиаторов, принимала участие в сражениях Первой мировой войны. Родители Петра Зиновьева встретились уже в Лондоне, в эмиграции. Их брак был недолгим, но оставил после себя двух сыновей — Петра и Йена.
Петр Зиновьев закончил Оксфордский университет, был подающим большие надежды геологом, изучал спящие вулканы в Шотландии, ездил с научными целями на Кипр и в Пакистан, но уже в студенческие годы увлекся звуковыми экспериментами и конструированием радиоприемников.
В начале 1960-х Петр создал у себя дома в Лондоне студию, оборудовав ее списанной с военных кораблей радиотехникой, а в 1965-м потратил гигантскую по тем временам сумму в £4000 на покупку компьютера DEC PDP-8, продав для этого диадему из бирюзы и жемчуга — свадебный подарок отца его жены Виктории. Диодно-транзисторный PDP-8 был размером с холодильник, у него не было жесткого диска, но он обладал 4 Кб памяти. Зиновьев, по его словам, стал первым частным обладателем такого компьютера.Оборудованная компьютером студия позволила Зиновьеву записать его первый музыкальный альбом «Электронный календарь», где он дал волю своей безграничной фантазии. По словам инженера и музыканта он первым изобрел сэмплирование, записывая и обрабатывая самые разные бытовые звуки, превращая их в подобие музыки. Зиновьев даже поднимался на башню лондонского Биг Бена, чтобы записать звук ее часов.Чтобы обеспечить финансирование работы своей студии, Зиновьев основал компанию Electronic Music Studios (EMS), которая стала производить и продавать изобретенный Зиновьевым монофонический синтезатор EMS VCS 3. В это время в его студию приходили Ринго Старр и Пол Маккартни, которые были увлечены экспериментами с электронной музыкой. Маккартни использовал оборудование, созданное Зиновьевым, во время работы над Carnival of Light
(https://youtu.be/A5p6z8QAVYU)
Компания EMS для рекламирования возможностей своих инструментов устраивала психоделические концерты, так популярные в конце 1960-х. Зиновьев экспериментировал не только с электроникой, но и с публикой в зале, заставляя ее участвовать в создании звуков (шелестеть фольгой, например). Он говорил, что тогда все были уверены, что очень скоро компьютеры кардинально изменят представление о музыке, станут сочинять ее сами по заданию человека. В это время синтезаторы Зиновьева использовались группой Pink Floyd — они были частью оборудования при записи саундтрека к фильму More, альбомам Ummagumma и Atom Heart Mother. Дэвид Гилмор использовал, купленный в 1972 году синтезатор EMS Synthi Hi-Fli, в создании великого альбома The Dark Side of the Moon.
Бизнесмен из Зиновьева был никакой и EMS обанкротилась довольно быстро, в конце 1970-х, успев выпустить на рынок двенадцать моделей своих синтезаторов. Зиновьев передал свою великолепно оборудованную студию Национальному театру, но она погибла во время наводнения.
В 1980-1990-х Зиновьев занимался самым разным: дизайном, преподаванием, совместными проектами с автором компьютера ZX Spectrum Клайвом Синклером. Зиновьев удивительный, невероятно одаренный человек, он постоянно что-то придумывал, создавал, изменял привычные вещи. Он считал бумажные динамики несовершенными и искал новые источники для получения звука. У него была видеокамера, которая при наведении на разные объекты, генерировала новые звуки. Он сделал себе клавиатуру, где у каждой кнопки была своя функция. Он придумывал свои гаммы, считая, что в октаве должно быть не восемь звуков, а пятьдесят шесть, называя традиционную нотную партитуру «тиранической», затрудняющей работу с новыми звуками.Петр Зиновьев — это незаурядный русский талант, выросший на благодатной британской почве.
Кто знает, что бы с ним было, появись он на свет в СССР? Стал бы он знаменитым композитором, как Эдуард Артемьев, или пропал бы в безвестности, испытав на себе судьбу детей «из бывших»? Хорошо, что его папа и мама встретились в Лондоне — вот это можно утверждать определенно.P.S. Посмотрите это видео, где Зиновьев рассказывает о себе и своей работе:
Интересная информация. Спасибо!