В Праге отметили 230-летие знаменитой моцартовской оперы "Дон Жуан"
В Праге отметили юбилей оперы Вольфганга Амадея Моцарта: ровно через 230 лет после премьеры его "Дон Жуана" на сцене Сословного театра (Stavovske divadlo),
во времена Моцарта называвшегося Театр Ностица, на этой же сцене прошли юбилейные спектакли оперы под управлением Пласидо Доминго.
Знаменитый певец, активно работающий в последние годы и как дирижер, и продюсер, собрал на спектакль звездный международный состав из певцов, в том числе, российских, в разные годы ставших лауреатами возглавляемого им международного конкурса Operalia, и лучших солистов чешского Национального театра. Одна из его сцен сегодня - это бережно отреставрированный Сословный театр - единственный сохранившийся из тех, где Моцарт дирижировал своими премьерами. Именно здесь
29 октября 1787 года пражская публика рукоплескала премьере "Дон Жуана", партитуру которого Моцарт и его либреттист Лоренцо Да Понте заканчивали в Праге, и которая впоследствии получила мировое признание как "опера опер" - едва ли не самое великое в своей многогранности и загадочности, бурлящей жизненности и философской глубине оперное произведение. А приписываемая Моцарту фраза
"Мои пражане меня понимают" навсегда осталась символом особой связи композитора со столицей Богемии.
Когда 29 октября 2017 года отгремели овации в маленьком по сегодняшнем меркам, голубом с золотом, зале и часть нарядной публики переместилась на сцену, чтобы вместе с артистами отметить день рождения шедевра, Доминго рассказал, что замысел юбилейного спектакля возник пять лет назад. Однако сложности планирования (для того, чтобы собрать звездный состав, необходимо совместить календари многих участников, чьи выступления распланированы на годы вперед) заставляли несколько раз двигать даты. На удивление организаторов календари сошлись на 27 и 29 октября - день в день в юбилей премьеры. "В этом есть что-то мистическое!" - сказал Доминго.
Для российского наблюдателя немаловажно, что трое из участников юбилейных спектаклей - россияне. Партию Донны Анны исполнила тонкая и изысканная
Ирина Лунгу - выпускница Воронежской академии искусств, которая выступает сегодня на всех главных мировых оперных сценах. (Из Праги Ирина отправилась в Москву,
где в эти дни впервые на сцене Большого театра поет Виолетту в "Травиате" Верди - одну из главных своих партий, с которой она выступала в миланском "Ла Скала", Венской государственной опере, в театрах Берлина, Мадрида и других городов).
Дона Оттавио со свойственной ему лиричностью и вокальным совершенством спел один из ведущих теноров наших дней Дмитрий Корчак, ставший недавно еще и главным приглашенным дирижером Новосибирского оперного театра. В прошлом сезоне Корчак с большим успехом дебютировал на сцене нью-йоркской "Метрополитен опера" именно в партии Дона Оттавио. А в образе Церлины предстала выпускница Санкт-Петербургской консерватории Юлия Новикова, также сделавшая завидную карьеру
на западных оперных сценах.
"Русские певцы поют по всему миру, и трое из них пели сегодня здесь. Конечно,
это говорит об их высоком классе" - сказал "РГ" после спектакля маэстро Доминго.
Но правда и в том, что международный обмен оперными талантами происходит не в одном направлении. Известный итальянский баритон Симоне Альбергини, которого маэстро пригласил на партию Дона Жуана, пел эту партию в том числе в Москве и Перми. А прекрасный комический бас из Румынии Адриан Сампетреану выступал как Лепорелло в рамках гастролей "Ла Скала" на сцене Большого театра. Среди "хозяев" спектакля необходимо отметить солистку пражского Национального театра Катержину Кнежикову, создавшую энергичный и привлекательный образ Донны Эльвиры.
По словам Лунгу, практически в каждом театре, где приходится выступать, она встречает русских музыкантов - не только певцов, но и артистов оркестра. С Дмитрием Корчаком Ирина подружилась как раз на конкурсе Operalia, где оба они получили в 2004 году призы, ставшие важным импульсом к их дальнейшей международной карьере. Не раз встречались они в разных театрах мира, но до юбилейного пражского "Дон Жуана" никогда не пели вместе.
"Русские певцы универсальны и прекрасно впитывают разные культуры и школы. Доказательство тому - приглашение на партии, которые каждая культура считает
своим достоянием: bel canto в Италии или оперы Моцарта в Вене, а на сей раз в Праге. Мы перешли эту грань", - говорит Лунгу.
Для юбилейного спектакля организаторы обновили постановку 1969 года, созданную классиками чешского музыкального театра Вацлавом Кашликом и Йозефом Свободой
и восстановленную театром в 2006 году. Были заказаны новые барочные костюмы по эскизам Теодора Пиштека - автора костюмов к знаменитому фильму Милоша Формана "Амадеус". Сцена представляет собой слегка модифицированное отражение зала Сословного театра, подчеркивая тем самым, что это дом моцартовского "Дон Жуана". Само действие на фоне изобилия современных режиссерских интерпретаций "Дон Жуана" выглядело абсолютным антиквариатом, но дух Моцарта в спектакле, где на первый план Доминго вывел музыку, ощущался от первой до последней ноты.
Теперь маэстро хочет сделать пражского "Дон Жуана" традицией и собирать
на этой исторической сцене новые блестящие составы дважды в год: 29 октября
и в день рождения Моцарта 27 января.
Андрей Золотов-мл. - "Российская газета", 1 ноября 2017
ВОЗВРАЩЕНИЕ «ДОН ЖУАНА». 230-ЛЕТИЕ ПРЕМЬЕРЫ ОПЕРЫ МОЦАРТА.
ЗАМЕТКИ КУЛЬТУРОЛОГА.
Сегодняшний музыкальный мир очень разнообразен, происходит множество различных событий, юбилеев, премьер, фестивалей. На этом фоне бывает трудно выделить самое важное и интересное – в потоке громких имен и «креативных» постановок легко потеряться даже самому искушенному знатоку и любителю оперной музыки. И все же такое важное событие произошло – 29 октября исполнилось ровно 230 лет со дня премьеры оперы Моцарта «Дон Жуан». Эта премьера состоялась в Сословном театре (Stavovske divadlo), в Праге, и прошла с громадным успехом. И вот 230 лет спустя на сцене театра снова появились герои оперы, снова зазвучала волшебная музыка Моцарта, а вдохновителем этого возрождения шедевра стал Пласидо Доминго, который стал за дирижерский пульт и, словно волшебник, начал рассказывать музыкальную сказку.
Ко дню рождения «Дон Жуана» готовились долго — еще в январе был создан проект «Доминго. Моцарт. Прага», а идея дирижировать «Дон Жуаном» пришла великому певцу во время визита в Прагу несколько лет назад. «Прага заслуживает всемирной славы как город, где родилось такое чудесное произведение. Это невероятный город, наполненный культурой. Люди должны знать, что Вольфганг Амадей Моцарт выбрал именно Прагу для премьеры своей оперы», — сказал Пласидо Доминго на встрече в театре в самом начале проекта. И вот, как 230 лет назад, Сословный театр заполнен нарядной публикой, блещут ложи, неповторимая атмосфера словно погружает нас в те времена, когда с нетерпением ожидали новой оперы любимого композитора. Поскольку мне удалось побывать на двух спектаклях, 27 и 29 октября, позволю себе поделиться впечатлениями.
Пражский «Дон Жуан» абсолютно традиционен, что отличает его от множества постановок, где действие и герои переносятся в самые разные места, от современного офиса до криминальных городских районов. В этой ситуации сказать что-то новое трудно, и, наверное, невозможно, да и не нужно. Пласидо Доминго использовал известную постановку Сословного театра, в которой декорации Йозефа Свободы и костюмы Теодора Пиштека возрождают очарование первых постановок оперы. (Выставка, посвященная этим постановкам, была представлена в фойе театра). Режиссура Джири Неквасила покоряет своей простотой, и в тоже время делает понятными многие моменты оперы, теряющиеся в модернизационных усилиях современных режиссеров. Прием «театра в театре», вполне традиционный и распространенный, в данном случае уместен и убедителен, поскольку театр на сцене точно повторяет интерьер Сословного театра.
Мы смотрим спектакль – вот самое главное в этой постановке. Спектакль со всеми оперными условностями, роскошными костюмами, чередованиями комизма, драматизма и лиризма, исполнителями, четко следующими своим амплуа. Коварный соблазнитель и благородный герой, страдающая героиня и пейзанка, хитрый слуга и простак — все они поют и разыгрывают эту dramma giocoso с легкостью и изяществом, с элементами оперы буфф и прекрасными лирическими и драматическими ариями. Пласидо Доминго пригласил для участия в этом юбилейном спектакле певцов, которые в разные годы побеждали в его конкурсе «Опералия», и это определило ровное звучание, где все исполнители смогли создать ансамбль, на фоне которого выделялись сольные номера, исполненные с тем изяществом и легкостью, подчас сменяемыми драматическими интонациями, которые создают неповтроимое очарование опер Моцарта.
Образ Дон Жуана, одного из самых известных героев мировой литературы, поэзии, музыки, менялся в течение 230 лет жизни оперы, а самое драматическое изменение внес великий романтик Гофман, который увидел в севильском соблазнителе героизм и величественность, а в Донне Анне – трагизм и страсть, придав всей опере романтическое звучание. В последующие столетия перед публикой представали самые разные образы, трактовки, поиски сущности характера Дон Жуана. Очень трудно отойти от всех многочисленных смыслов, которые культурная история придала этому герою, и вернуться к первоисточнику. Именно это и удалось сделать и маэстро Доминго, и выбранным в результате тщательного отбора исполнителям.
Итальянский баритон Симоне Альбергини и вокально, и внешне вполне соответствует этому герою, который появляется и исчезает, радуется и досадует, смеется над всем и вся и приходит в смущение только увидев пришедшую к нему на ужин ожившую статую. Донна Анна в исполнении Ирины Лунгу – прекрасная испанка, негодующая и жаждущая отмщения за смерть отца, как это и подобает благородной героине. Совершенно великолепен ее жених дон Оттавио – истинно благородный герой, покоряющий своими двумя прекрасными ариями. Дмитрий Корчак – идеальный Дон Оттавио, его прекрасный голос и вокальное мастерство, внешность, столь подходящая для образов оперных героев покорили зал, который на обоих представлениях взрывался аплодисментами. Остальные исполнители – Адриан Сампетреан (Лепорелло), Катерина Кнежикова (Донна Эльвира), Юлия Новикова (Церлина), Джиржи Бруклер (Мазетто) и Ян Става (Командор) достойно дополнили ансамбль.
Собрать такой ансамбль исполнителей, где каждый на своем месте, убедителен, поскольку соответствует амплуа (именно амплуа, а не роли, делающей возможной некоторую свободу интерпретации — несомненная заслуга Пласидо Доминго. Устав от многочисленных творческих поисков и креативных интерпретаций, я наслаждалась этим спектаклем, где сама музыка подсказывала характер ситуации, комической или драматической, где роскошные костюмы подчеркивали внешность исполнителей, помогая им в погружении в эпоху, когда театр был полон условностями, когда эстетика эпохи Галантного века, с элементами классицизма требовала определенной сдержанности в движениях и в то же время подвижности в сменах эпизодов оперного действа. Возможно, такой спектакль на другой сцене показался бы наивным и архаичным, но в эти дни, дни рождения «Дон Жуана» в Сословном театре произошло чудо – ощущение погружения в другую эпоху, приближения к далекой эпохе, к прекрасному миру оперы эпохи Моцарта, во всей ее красоте и очаровании. Это впечатление уникально и незабываемо – я думаю, оно останется таким и в памяти Пласидо Доминго, и всех исполнителей, и в памяти тех, кому посчастливилось быть в эти дни в Пражском Сословном театре.
Прага, октябрь 2017
Екатерина Шапинская - "Миры Орфея"