В Японском море найден крейсер "Дмитрий Донской"
СЕУЛ, 17-18 июля. /ТАСС/. Южнокорейские специалисты обнаружили на дне Японского моря броненосный крейсер "Дмитрий Донской", который входил в состав российского императорского флота во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. Как сообщает агентство Yonhap, боевое судно нашла компания Shinil Group, занимавшаяся его поисками на протяжении многих лет.
Останки "Донского" были обнаружены неподалеку от берегов Уллындо
спустя 113 лет после его крушения.
Поисковая команда Shinil Group, готовившаяся к подъему судна, 14 июля 2018 года при помощи двух субмарин DeepWorker от канадской фирмы Nuytco обнаружила
в месте предполагаемого крушения судно, на 100% идентичное чертежам конструкции "Донского". 15 июля в 09:48 было проведено повторное исследование, в результате которого члены команды обнаружили корму крейсера и сфотографировали ее. Судно было окончательно идентифицировано
как броненосец "Донской".
Кроме прекрасно сохранившейся кормы, подтвердить, что находка является именно крейсером "Дмитрий Донской", позволили 203-миллиметровые пушки
и 152-милиметровые дальнобойные орудия, пулеметы, две трубы, три мачты, деревянные палубы и вспомогательное вооружение.
Нижняя часть корпуса судна лежит на морском дне под углом в 40 градусов, его корма находится на глубине 380 метров от поверхности воды, а нос погружен в воду на 430 метров. Одна треть кормы подверглась бомбардировке, а корпус судна был значительно поврежден. Корабль раскололся на двое. Однако верхняя палуба деревянного корпуса практически не была затронута. Оснастка боковой поверхности корпуса также хорошо сохранилась - на месте были найдены якоря, орудия и пулеметы. Все три мачты и две дымовых трубы были уничтожены,
а на боковых поверхностях корпуса заметны следы орудийной атаки.
Поисковая команда Shinil Group осуществляла работы под руководством корейской компании-специалиста по морской разведке JD Engineering (и ее представителя Ли Вонбока (Lee Wonbok)). Аллан, британский эксперт по океаническим исследованиям; Джеффри и еще четыре сотрудника канадской компании Nuytco, а также консультант Shinil Group Цзинь Гё-юн (бывший командующий аварийно-спасательными операциями), начиная с прошлого года, вели подготовку к исследованию "Донского", что и позволило получить столь впечатляющий результат.
В ближайшем будущем Shinil Group рассчитывает поднять корабль со дна Японского моря.
Дмитрий Донской - броненосный крейсер первого класса массой 5 800 тонн, спущенный на воду в 1883 году, входил в число основных кораблей Балтийского военно-морского флота. В 1885 году кресер покинул воды Балтики и в течение 20 лет бороздил мировые океаны, а в мае 1905 года принял участие в Цусимской битве между 38 российскими и 89 японскими судами.
ВЛАДИВОСТОК, 19 июля. /ТАСС/. Специалисты научного отдела Военно-исторического музея Тихоокеанского флота (ТОФ) считают, что шансы найти какие-либо документы на обнаруженном недавно в Японском море броненосном крейсере "Дмитрий Донской" очень малы.
"Дмитрий Донской" это один из русских кораблей, участвовавших в Цусимском сражении, и он, так же как остальные корабли, достоин внимания историков. Однако вряд ли на нем могут быть обнаружены какие-то документы, проливающие свет на экипаж или другие аспекты его жизни. Такое количество лет под водой бумага не живет", - рассказали ТАСС в научном отделе музея.
Там отметили, что даже герметичный сейф, который мог быть на корабле, вероятно, не выдержал бы 113 лет под водой и проржавел. Сотрудники музея также отметили, что никаких сведений о перевозке на "Дмитрии Донском" большого запаса золота, что сейчас активно обсуждается в прессе, нет.
Цусимское сражение
2-я русская Тихоокеанская эскадра в составе порядка 40 судов вышла из Балтийского моря осенью 1904 года, чтобы снять блокаду с осажденного японцами Порт-Артура. Однако, когда Порт-Артур был взят, новой целью эскадры стала оборона Владивостока.
27 мая 1905 года русские корабли вошли в Корейский пролив, соединяющий Японское и Восточно-Китайское моря и были обнаружены дозорным судном противника. Японский флот в составе более 120 судов начал развертывание. В результате завязавшейся близ острова Цусима битвы, превосходящие силы японцев начали одерживать верх, и российский флот предпринял попытку отступить. Началась погоня, в результате которой более 20 судов 2-й русской Тихоокеанской эскадры было уничтожено, порядка 15 захвачено. Несколько крейсеров, в том числе "Аврора", с серьезными повреждениями ушли в филиппинский порт Манила, еще три корабля прорвались во Владивосток. За два дня боев погибли более 5 тыс. человек.
Крейсер "Дмитрий Донской" вел бой до конца, несмотря на многочисленные повреждения. а после проигранной битвы отправился на север, но его нагнали японские корабли. Экипаж крейсера принял решение затопить корабль, чтобы не сдаваться в плен. Это произошло 29 мая 1905 года.
Последний бой старого крейсера отлично описан у Новикова-Прибоя в романе "Цусима".
Цусимское сражение стало последним морским боем в Русско-японской войне. В июле последовало вторжение японцев на Сахалин, и после захвата острова военные действия постепенно затихли. Война окончилась подписанием в сентябре 1905 года Портсмутского мирного договора, по которому Россия признала Корею сферой японского влияния и передала Японии Порт-Артур, южную ветку Китайской Восточной железной дороги, а также южную часть Сахалина.