VA Kирпичики - история песни
Наверно немногие знают, что основой песни "Кирпичики" (1925) послужил вальс "Две собачки", исполненный в 1912 году Оркестром 108 Саратовского полка п/у Ф.Л.Воллнера. До конца 20-х годов вальс издавался на советских пластинках, пока не обрёл слова, и стал всенародно известной в СССР и за его пределами, песней "Кирпичики". Предлагаю прослушать запись вальса "Две собачки" в исполнении 108 Саратовского полка (1912), и песню "Кирпичики".
Я где-то читал, что эту песню написали для 17-летней Клавдии Шульженко, ей хотелось новой песни, которую никто не знал. Это было в 1923-24 годах, еще при Ленине. В Харькове. С ней она обрела первую известность, а потом забыла.
На одном сайте песня в исполнении Туре Ара представлена как
Топи Аалтонен (Ture Ara)Asfalttikukka - на мелодию "Кирпичики" (С. Беллинзон, В. Кручинин, Дж. Лок) - 1929 г. .
Спасибо за пост и за варианты тоже!
Из заявки Ирины-Точки за 2012 год я скопировала немного информации
Кирпичики"- песня создана композитором Валентином Кручининым и поэтом Павлом Германом на мотив дореволюционного вальса С. Бейлезона "Две собачки".
Сколько критических стрел обрушилось на эту песню! Её обвиняли в пошлости и чуть ли не в клоунаде: дескать, серьёзная тема социалистического строительства воплощена в форме душещипательного мещанского вальса.
Однако исключительная популярность песни свидетельствовала о другом: рабочие массы устали от хоровых революционных агиток "проколловцев" и потянулись к лирике - пусть и непритязательной...
Как бы то ни было, "Кирпичики" заслуживают сегодня полной "реабилитации".
Там же, кстати,замечательная картинка с Андреем Корчевским и немного информации о нем.
Загляните, кому интересно.
https://tunnel.ru/post-kirpichiki-antologiya-gorodskojj-russkojj-pesni-za-100-let-1850
Добавлю немного Кирпичиков))
И даже Сергей Филиппов (из старого фильма-Здравствуй,Москва)-Кирпичики
Правда, спеть эту песню Сергей Филиппов не успел-его ограбили, но посмотреть на молодого Филиппова мне было в удовольствие))
Ну вот и нашел в ЖЗЛ
" Принцесса с Москалевки
Девочке с харьковской Москалевки досталась роскошная внешность
принцессы окраин: губки бантиком, щечки-яблочки и очаровательный,
чуть-чуть утиный носик. Не поскупившаяся природа одарила ее и
прелестной фигуркой, и чистым звонким голосом. Со всем этим богатством
шестнадцатилетняя Клавдюша и пожаловала в 1923 году в театр Николая
Синельникова, режиссера, прославившегося еще задолго до Клавиного
рождения. Его называли своим учителем многие звезды тогдашней
российской сцены, у него начинала Вера Комиссаржевская. И в начале
двадцатых театр Николая Синельникова был знаменит далеко за пределами
Харькова (в ту пору украинской столицы).
В качестве "представительского" номера Клавдия выбрала "Распрягайте,
хлопцы, коней". Далее последовали жестокий романс "Шелковый шнурок",
пользовавшийся шумным успехом на родной Москалевке, русская народная
"По старой калужской дороге" и "Эти платочки" из репертуара
эмигрировавшей с белогвардейцами звезды Изы Кремер. "Да-с, репертуар",
- усмехнулся Синельников. Но на следующий день Клаву зачислили в
массовку.
Самой крупной драматической ролью молоденькой актрисы стала Настасья
Филипповна в "Идиоте". Примадонна Софья Баранская решила, что для нее
будет слишком утомительно лежать на сцене неподвижно в течение почти
целого акта, изображая убитую героиню. Тем более что зрители все равно
видят только руки и макушку Настасьи Филипповны. И место Баранской
заняла Шульженко, у которой руки и вправду были хороши: округлые, чуть
полноватые. Картинно свесив кисть, Клава лежала вечер за вечером,
слушая диалог Рогожина и Мышкина, и мечтая, когда же ей разрешат
запеть.
Внимательный к дебютантам Синельников быстро понял, что пение Клавин
конек и специально для Шульженко вставлял в спектакли музыкальные
номера. Он же устроил ее к своему приятелю - профессору консерватории,
который не только занялся с Клавой вокалом, но и помог избавиться от
"гэкающего" харьковского говорка.
Кирпичики
Первым "хитом" Шульженко стала песня "Кирпичики", написанная
специально для нее поэтом Павлом Германом. Совсем молодой Герман к
тому времени уже был автором слов "Авиамарша". Но новая песня на
"Авиамарш" оказалась вовсе не похожа. Герман положил на музыку
вальсочка, известного всем начинающим пианистам как "Две собачки", еще
более незатейливый сюжет о парне, девушке и кирпичном заводе. "Хорошая
песня, - похвалила Клавина мама, услышав новинку в исполнении дочери,
- на 'Маруся отравилась' похожа".
Премьера состоялось в конце сентября 1925 года на концерте, устроенном
актерами Краснозаводского драматического театра, куда Шульженко
перешла работать от Синельникова. "А теперь я исполню песню из своего
репертуара", - потупила глаза девятнадцатилетняя Клавдюша, закончив
привычную программу, и повела своим чистым контральто:
На окраине, где-то в городе,
Я в рабочей семье родилась,
Лет шестнадцати, горе мыкая,
На кирпичный завод нанялась.
Через месяц песню распевали во всех харьковских пивных. А вскоре она
разлетелась и по стране. Успех был настолько феноменален, что на сюжет
"Кирпичиков" сняли одноименный фильм - случай в истории кинематографа
беспрецедентный.
Хороший получился пост общими силами))
Приятно видеть прежнего Валеру 49,без политики...И инфо интересная.
Корчевский...есть у меня немного.Замечательный исполнитель,на мой взгляд
Многие, наверное,если не здесь, так из гостей послушают Корчевского.Немного рассказа о нем, если вы знакомы -будет еще интереснее.Грузите,пожалуйста!
Что до меня-так я двумя руками ЗА
Я всеядна:и шансон люблю, и эстраду, и бардов тоже, и дворовые, и зарубежку,а иногда и классика ох как хороша!-но все строго выборочно, конечно.
Говорю о себе- отвечаю на обращение ко мне))
Спасибо всем за участие-приятно читать такой пост(и тему тоже))
И вам спасибо!Очень интересно все это! И про знаменитую коллекцию Наума Шафера я тоже чуток наслышана))И передачи его интересные!
Нашёл один финский сайт посвящённый творчеству Ernest Pingoud. Там написано в числе произведений этого композитора "[Asfalttikukka]
►
1929? Iskelmä. Sanat Väinö Siikaniemi. Sävelletty
salanimellä ”Jonny Loke”. Laulu on
julkaistu myös nimillä ”Suurkaupungin hämärässä” ja
”Highway flowers”.
"Асфальтовый цветок. 1929? Шлягер Слова Вяйно Сииканиеми. Сочинено под псевдонимом Jonny Loke Песня вышла также под именами "В сумерках большого города" и ”Highway flowers”.
По финским данным автором музыки является некий Ernest Pingoud известный под псевдонимом Jonny Loke [1887-1942]