ВИА "Фестиваль". Из "Краян" в кино...
Легендарный ВИА "ФЕСТИВАЛЬ" появился на отечественной эстраде в ноябре 1977 года. Накануне организации ансамбля, после сольного концерта в Москве, музыканты полтавской рок-группы "Краяны" получили деловое предложение от молодого московского композитора Максима Дунаевского, который предложил им совместное сотрудничество в озвучивании песен к современным отечественным кинофильмам и мультфильмам.
А начиналось все на Украине в 1975 году... В то время там было много замечательных вокально-инструментальных ансамблей - легендарные "Смеричка" и "Червона Рута" в Черновцах, "Кобза" в Киеве, "Водограй" в Днепропетровске, львовский "Ватра". Среди таких звездных имен было непросто заявить о себе на всесоюзной эстраде. Только, как известно, талантливые музыканты имеют полное право рано или поздно стать известными. Так, в старинном украинском городе Полтаве, что на границе с Россией родился новый музыкальный коллектив "Краяны". Их появление в Полтавской филармонии сделало этот коллектив сразу популярными на Украине. В репертуаре вокально-инструментального ансамбля прекрасно звучали украинские и русские народные песни. Такой интересный синтез современных фольклорных обработок. Художественный руководитель ансамбля Анатолий Пащенко - выпускник Горьковской консерватории по классу народных инструментов и композиций. В коллективе он играл на бас-гитаре и был вокалистом. Музыкальный руководитель саксофонист Олег Шеременко. А вот идейным вдохновителем являлся основной певец коллектива Марк Айзикович. Была у него продюсерская жилка, лет на десять вперед. В "Краянах" все были молодые, энергичные и музыкально профессиональные ребята. Любили пошутить за сценой и на сцене. Концертные выступления проходили с театральными сценками и создавали песенные образы как настоящие актеры. На телевидение было не прорваться, а записать пластинку не предоставлялось возможности. Несмотря на это, ансамбль "Краяны" знали и любили, а концерты проходили в переполненных залах.
Наверное, так бы все и продолжалось, если бы не счастливый случай - выступление с сольным концертом в Москве. Был это, конечно, не стадион, а всего лишь дворец культуры имени Зуева на Новослободской. Первый афишный концерт, в столице ВИА "Краяны" привлек внимание музыкантов. Слухи о талантливых музыкантах дошли и до Москвы. Пришел на концерт и молодой композитор Максим Дунаевский, еще не создавший своих известных мюзиклов и песенных шлягеров. В его творческих планах было создание произведений крупной формы, предназначенных непосредственно для кино. И ему непременно был нужен такой коллектив, который смог бы записать музыкальный материал на высоком современном профессиональном уровне. В стране свободных коллективов, работающих, за кадром практически не было. Поэтому для создания своих мюзиклов и песен Максиму Дунаевскому был нужен постоянный коллектив, позволяющий свободно экспериментировать.
Именно после первого концерта в Москве состоялась встреча музыкантов "Краян" и композитора. Ему понравился ансамбль, и он предложил сотрудничество. Заманчивое предложение приняли, а вот ответить сразу не смогли. В Полтавской филармонии был свой график концертов и поэтому музыканты были не свободны распоряжаться своим временем. И опять помог случай!.. Когда вернулись в Полтаву, получился конфликт с руководством филармонии. В коллектив Марк Айзикович пригласил молодых одаренных музыкантов, а директор Герман Юрьевич Юрченко отказал. Доказать, что это действительно необходимо коллективу для продолжения творческого роста не удалось. Поэтому всем составом, за исключением Анатолия Пащенко, музыканты ушли из филармонии, оставив уже раскрученное название "Краяны". И вот этот состав в ноябре 1977 г. из Полтавской филармонии перешел в Белгородскую, что поблизости с домом. Там у музыкантов начиналась совсем другая жизнь, поскольку Белгород это уже Россия, а не Украина. А для ребят в Москве был уже подготовлен гастрольный график.
Так организовался ВИА "Фестиваль". Название ансамбля по праву принадлежит певцу Марку Айзиковичу, который его придумал. В самый первый состав ансамбля вошли, в основном, бывшие участники популярного полтавского ВИА "Краяны": Марк Айзикович - вокал, Николай Явир - гитара, вокал, Александр Сиренко - бас-гитара, Николай Лепский - ритм-гитара, вокал, Дмитрий Данин - клавишные инструменты, Олег Шеременко - саксофон, флейта, клавишные инструменты, вокал, Валентин Приходько - ударные инструменты, вокал, Максим Дунаевский - художественный руководитель, Дмитрий Атовмян - музыкальный руководитель, аранжировщик.
Музыканты плодотворно работают над первой своей записью фонограммы для приключенческого телесериала по мотивам романа писателя Александра Дюма "Д’Артаньян и три мушкетёра". Запись к этому музыкальному телефильму композиторы Максим Дунаевский, Дмитрий Атовмян, а также и к последующим музыканты сделали в студии Полтавского областного радио, действующую помощь им в этом оказывал звукорежиссёр Леонид Сорокин. В последующем, запись в стереозвучании для грампластинок Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия" сделали в московской студии.
Выступали музыканты на сцене в сюртуках и шляпах-цилиндрах, напоминая нам этаких купцов с бородами из нашей отечественной истории или Карабаса-Барабаса из кинофильма про Буратино.
В гастрольных турах коллектива принимали участие также и артисты советской эстрады и кино: Михаил Боярский, Николай Караченцов, Павел Смеян, Оля и Жанна Рождественские, Людмила Ларина, Ирина Понаровская. В 1981 году музыканты на Всесоюзной фирме грампластинок "Мелодия" записали первый свой миньон с песнями композитора Оскара Фельцмана на слова поэта Наума Олева: "Песочные часы", "Опять" и "Сон".
В 1990 году ансамбль "Фестиваль" прекратил своё творчество на отечественной сцене, участники легендарного коллектива стали заниматься каждый своим проектом. Со временем Марк Айзикович и Николай Явир эмигрировали в Германию, где работают в проекте "Хакишес Хофт театр". В октябре 2003 года Марк и Николай посетили и дали концерт в городе Харькове. С 1996 года в нашей стране вышла серия компакт-дисков с песнями композитора Максима Дунаевского, где наряду с песнями в исполнении артистов советской эстрады и кино, записаны песни, в записи которых принимал участие легендарный ВИА "Фестиваль". Также в серии "Музыка и песни из лучших кино и телефильмов" вышел компакт-диск с песнями из музыкального телевизионного фильма "Ах, водевиль, водевиль" в исполнении артистов Жанны Рождественской, Михаила Пуговкина, Ларисы Лариной, Олега Табакова и ВИА "Фестиваль". В 2002 году, на радость поклонников таланта музыкантов, вышел компакт-диск с записями песен из мультфильма "Летучий корабль", где наряду с героями артистов: Михаила Боярского, Татьяны Шабельниковой, Гарри Бардина, Анатолия Папанова, роль Полкана озвучивал певец Марк Айзикович. Все годы своей творческой деятельности участники ВИА "Фестиваль" посвятили себя студийной записи мелодий и песен для отечественного кинематографа, совместный проект композитора Максима Дунаевского и коллектива получился удачным. Название коллектива удачно соседствовало с их творчеством. Песни легендарного ВИА "Фестиваль" признала и полюбила широкая аудитория слушателей от взрослых до детей. Сейчас невозможно представить фильмы, мультфильмы без их музыки, они слились в одно целое. И мы сердечно благодарны им, что эти музыканты и артисты нашей эстрады внесли в нашу жизнь минуты счастья, радости и хорошего настроения. Спасибо им за это!!!
Олег спасибо за путешествие в ...70-80? Может я не внимательно читал, видео какого года?
AndreyV пишет:
Олег спасибо за путешествие в ...70-80? Может я не внимательно читал, видео какого года?
1986 год...
Спасибо большое за ваши тематические отступления в прошлое- что Ялла, что Фестиваль- одни из моих любимых коллективов
Да... А Боярский лучше поет, оказывается, по-любому, хоть ты тресни.
Магнитоальбом 1978 год
ВИА «Фестиваль» — советский вокально-инструментальный ансамбль, созданный Максимом Дунаевским и Марком Айзиковичем в 1977 году. Музыкальный стиль на стыке жанров ВИА и рок-музыки. Известен работой над кино- и мультипликационными фильмами, музыку к которым написал Дунаевский: «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль…», «Летучий корабль», «Карнавал», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», а также мюзиклами «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина», мультфильмом «Остров сокровищ» и сольными песнями, записанными в сотрудничестве с авторами Максимом Дунаевским, Константином Никольским, Дмитрием Даниным и певцами Михаилом Боярским, Николаем Караченцовым, Павлом Смеяном.
«Фестиваль» берёт начало от ансамбля «Краяны», который был образован в 1975 в Полтаве. Вокалист Марк (Марек) Айзикович был идейным вдохновителем создания коллектива. Художественный руководитель — выпускник Горьковской консерватории по классу народных инструментов и композиции Анатолий Пащенко (бас-гитара, вокал), музыкальный руководитель — саксофонист Олег Шеременко.
В 1977 году состоялось выступление ансамбля с сольным концертом в московском дворце культуры им. Зуева на Новослободской. На концерте присутствовал Максим Дунаевский, который предложил коллективу сотрудничество. В ноябре 1977 г. весь состав ансамбля, кроме Пащенко, ушёл из полтавской филармонии в результате конфликта с руководством по поводу приглашения в коллектив новых музыкантов, и перешёл в белгородскую филармонию. Новое название — «Фестиваль» — придумал Марк Айзикович.
В 1978—1983 гг. ансамбль активно участвовал в записи музыки для кинофильмов, а также занимался концертной деятельностью. В гастрольных турах участвовали Михаил Боярский, Николай Караченцов, Павел Смеян, Оля и Жанна Рождественские, Людмила Ларина, Ирина Понаровская.
С 1981 по 1987 гг. коллектив работал в Амурской филармонии. С 1983 г. художественным руководителем стал Айзикович.
В 1986 году прежний состав «Фестиваля» распался. В составе группы остались Айзикович и Явир, которые решили переориентировался на хард-рок и пригласили музыкантов полтавской рок-группы «Угол зрения» Вячеслава Янко, Сергея Вовченко, Владимира Кощия, Александра Костоглода, Сергея Ковтуненко и Игоря Кривчуна, а также певца Вадима Казаченко.
С 1990 года участники занимаются сольными проектами: Виталий Зайков присоединился к группе «Зеркало мира» Константина Никольского (1988—1990), Казаченко стал солистом группы «Фристайл», Марк Айзикович уехал в Германию. Дмитрий Данин работал с Ларисой Долиной, Павлом Смеяном, Николаем Караченцовым, Александром Абдуловым и Анне Вески, с 2000 по 2007 год преподавал компьютерную аранжировку в Гнесинском училище.