ВИА "Голубые гитары". О чём плачут гитары....
Легендарный московский ВИА "Голубые гитары" был создан музыкантом и композитором Игорем Грановым в 1969 году. До этого времени, у него была большая и плодотворная работа на отечественной эстраде в коллективе трубача Михаила Волоха, в созданном им эстрадном ансамбле с артистами: Тамарой Миансаровой, Львом Барашковым, Вероникой Кругловой и Аидой Ведищевой. Позднее Игорь Гранов работал дирижёром оркестра в Московском мюзик-холле, много гастролировал по нашей стране и за рубежом. Все эти годы он пробует свои силы, как композитор и аранжировщик. По приходу в нашу страну жанра ВИА, он организовывает свой молодёжный коллектив. Название ансамблю подсказал красивый цвет электрогитар - голубой с перламутром. В первый состав коллектива вошли музыканты: Игорь Гранов - руководитель, клавишные инструменты, Николай Сахаров - соло-гитара, Альфред Быков - бас-гитара, вокал. Вячеслав Аронов - ритм-гитара, Владимир Царёв - гитара, Георгий Розенлассер - эолика, Станислав Борисов - саксофон, флейта, бубен, вокал, Юрий Гранов - клавишные инструменты, Владимир Колобов - ударные инструменты, администратор, Вячеслав Кузин, Николай Агутин - солисты-вокалисты. Не много позднее ансамбль пополнится новым ударником Евгением Грицышиным.
Создание ансамбля, музыканты отметили своим первым успешным концертом на сцене Дворца Спорта "Лужники" в Москве. Для массового зрителя в нашей стране зазвучали песни: "Кузнецы", "Восковая кукла", "Развесёлые цыгане", "Строгий капрал" и многие другие в исполнении молодёжного ВИА "Голубые гитары". Визитной карточкой коллектива стала песня Игоря Гранова "Романтики" на слова Павла Леонидова. В 1970 году ансамбль участвовал в фестивале "Русская зима" и был награжден Большой золотой медалью. В репертуаре ансамбля наряду с эстрадными песнями, также звучали русские народные песни в эстрадной обработке: "Калинка", "Коробейники", "Вдоль по Питерской" и многие другие. Также музыканты в свой репертуар включали песни на стихи русского поэта-лирика Сергея Есенина. Ансамбль выступает со своей сольной программой и в сборных концертах со многими популярными артистами советской эстрады.
ВИА "Голубые гитары" частые гости многих программ на телевидении и радио. Первые песни выпущенные Всесоюзной фирмой грамзаписи "Мелодия" на миньоне звучат по всей нашей стране, становятся популярными. К ансамблю приходит звёздный успех. В середине 1971 года ансамбль пополняется гитаристами и певцами Сергеем Дюжиковым, Юрием Валовым , бас-гитаристом и ударником Виктором Дегтярёвым, ранее игравших в рок-группе "Скифы".
В 1973 году коллектив принимает участие в Международном конкурсе эстрадной песни "Братиславская лира". Также ансамбль в это время провёл свой успешный гастрольный тур по Чехословакии. Со временем из ансамбля уходит ряд музыкантов, которые создают на Украине не менее популярный ВИА "Чаривни гитары", художественный руководитель бас-гитарист Борис Волгин. Ударник ансамбля Виктор Дегтярёв, со временем поработав в коллективе, вновь на какое-то время вернётся в ВИА "Голубые гитары", позднее перейдёт в ВИА "Пламя", художественный руководитель Сергей Березин. В 1975 году вместо Сергея Дюжикова, который перешел в группу Стаса Намина "Цветы", позднее в ВИА "Красные маки" и Юрия Валова, в ансамбль приходят музыканты певец и гитарист Вячеслав Малежик и гитарист и клавишник Алексей Пузырёв, ранее работавшие в ВИА "Весёлые ребята", художественный руководитель Павел Слободкин.
В начале 80-х годов в стране угасал жанр ВИА и Игорь Гранов экспериментирует, предпринимает шаги для создания телетеатра "Голубые гитары" (1983 г.), в итоге создаёт молодёжную группу с современным для того времени названием - синтез-труппа Игоря Гранова. В группе Игоря Гранова работают музыканты: Владимир Осинский - музыкальный руководитель, синтезатор, Иван Смирнов - лидер-гитара, Алексей Казанчев - бас-гитара, вокал, Василий Изюмченко - ударные инструменты, Ирина Уварова - солистка-вокалистка.
"Одна из причин многолетнего успеха ансамбля "Голубые гитары", - писала газета "Труд" в номере от 12 августа 1984 года, - стремление к поиску, к разнообразию, стремление не отставать от времени". В 1985 году, как итог этого эксперимента, на Всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия" выходит диск-гигант "Песни из музыкального спектакля "Телешоу", запись 1984 года, на музыку руководителя группы, композитора Игоря Яковлевича Гранова. Программа, с которой выступают "Голубые гитары", называется "Телешоу". Эстрадные номера носят названия передач Центрального телевидения: "Новости", "Служу Советскому Союзу", "Музыкальный киоск", "Очевидное-невероятное", "Человек и закон", "Вокруг смеха", программа "Время". Все номера концерта актуальны, проблемны, все – о сегодняшнем дне, о том, что нас с вами волнует, что нам интересно»: писалось в то время в прессе о творчестве популярного коллектива. В 1987 году Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила миньон группы с песнями Игоря Гранова и Леонида Дербенёва "Песенка о терпении" и "Видеть тебя". В 1988 году на фирме "Мелодия" вышел альбом синтез-труппы Игоря Гранова Песни из мюзикла "Панорама". Также в это время на диск-гигант серии "Место встречи Дискотека", выпуск №4, были записаны песни на музыку Игоря Гранова "Скоморох" на слова А.Тесарова и "Балтика" на слова Л.Дербенёва. Со временем группа берет себе новое название "ИГРА", что означает Игорь Гранов.
В 1989 году группа участвует в ежегодном телевизионном фестивале "Песня года", где успешно выступила с песней Игоря Гранова "Неспелая вишня" на слова Юрия Гарина, солист Александр Казанчев.
В 2004 году в серии "Золотая мелодия" вышел компакт-диск с лучшими песнями ВИА "Голубые гитары". В 2007 году свет увидел очередной компакт-диск ВИА "Голубые гитары", где записаны песни периода 1971-1983 годов XX века.
Жизнь продолжается, и мы сердечно благодарны ему и всем участникам легендарного ВИА "Голубые гитары" за их песни, которые по праву вошли в Золотой фонд отечественного жанра ВИА, за то, что они своим творчеством украсили нашу жизнь музыкальными программами, подарили нам минуты радости и счастья.
Игорь Яковлевич Гранов родился в Москве 9 февраля 1938 года. В 1952-56 годах проходил обучение в музыкальном училище имени Октябрьской Революции, по окончании которого преподавал теорию музыки и вёл хор старших классов в детской музыкальной школе имени И.О.Дунаевского. По совету брата во второй половине 1950-х годов Игорь начал играть на фортепиано и аккордеоне на танцевальных площадках Москвы, где на него обратили внимание старшие товарищи, музыканты из уже известных джазовых оркестров. С их посредничеством Гранов и получил приглашение начать эстрадную карьеру - поработать в Москонцерте, в джаз-секстете Михаила Волоха. Набравшись опыта, почти через год молодой музыкант решил уйти из ансамбля и реализовать собственные артистические замыслы.
В 1958 году Игорь Гранов создаёт джазовый квартет. Репертуар ансамбля составили произведения советских композиторов в его собственной обработке и джазовая классика. В поисках солистки Гранов обращает внимание на недавно покинувшую мюзик-холл Тамару Миансарову - молодую певицу с двумя высшими музыкальными образованиями и высоким голосом классического диапазона. Поработав над её манерой исполнения, Игорь Гранов подготовил Тамару к исполнению эстрадного репертуара. Как результат, в 1962 году ансамбль Гранова вместе с певицей Тамарой Миансаровой становится лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки, а ещё через год, с песней "Пусть всегда будет солнце", завоёвывает первое место на международном фестивале в польском Сопоте. К сожалению, после очередных гастролей пути певицы и эстрадного ансамбля разошлись.
Игорь Гранов приглашает в свой эстрадный коллектив поющего театрального актера Льва Барашкова, открывает новые имена таких певиц, как Вероника Круглова и Аида Ведищева. Шесть лет длится плодотворное сотрудничество Игоря Гранова с эстрадным автором и конферансье Эмилем Радовым, с которым они создают в театре "Эрмитаж" программу "Театральные вечера". В это время Игорь Гранов начинает сочинять музыку.
В 1968-69 годах в составе Советского мюзик-холла дирижер Игорь Гранов находится в длительной гастрольной поездке на американском континенте, во время которой в Мехико знакомится с величайшим джазменом Луи Армстронгом. Приобретённый на этих гастролях опыт и советы Л.Армстронга наводят Гранова на мысль о создании на советской эстраде нового жанра. Так появились "Голубые гитары" - вокально-инструментальный ансамбль, название которому дали немецкие электрогитары голубого с перламутром цвета. Гастроли "Голубых гитар" собирают аншлаги на всех площадках Советского Союза. Из этого ансамбля вышел ряд ярких артистов: Игорь Крутой, Вячеслав Малежик, Роксана Бабаян, Павел Бабаков, Пётр Подгородецкий.
В 1980-е годы интерес к жанру ВИА спадает. Игорь Гранов, к этому времени окончивший ГИТИС, работая как режиссер, ставит свой дипломный концерт в Кремлевском дворце съездов, а также оформляет военный парад на Красной площади. Также им был поставлен театрализованный музыкальный спектакль на тему известной сказки "Двенадцать месяцев" с участием Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени Александрова, Геннадия Хазанова и Аллы Пугачёвой.
В 1990 году Игорь Гранов создает экспериментальный театр-студию "Музыка" и ставит спектакль-мюзикл "Музыкальный гороскоп". В 1993 году театр был преобразован в "Дом эстрады, сценографии и менеджмента" под его руководством.