ВИА "Коробейники". Ой, полным полна коробушка...
История московского вокально-инструментального ансамбля "Коробейники" начиналась с создания мужского вокального ансамбля. Опытный музыкант, скрипач, пианист, дирижер-хоровик с образованием московской консерватории Александр Попов начал создавать новый коллектив с истоков. До этого ему приходилось много работать в жанре классической и джазовой музыки. Очень здорово он играл на рояле джазовые интерпретации, А тут ведь решил создать хороший вокальный квартет хоровой русской песни с традиционными голосами. Постепенно складывался коллектив, умелый оргинизатор старался создать все условия. При этом певцов в свой оригинальный состав Александр Попов выбирал сам. Уникальный и редкий бас-профундо нашелся в лице Юрия Меньшова, который раньше пел в церковном хоре. Все "коробейники" за мощный голос прозвали его "басило". Верхние ноты прекрасно брали Владимир Чуйкин и сам Александр Попов. Первым аккомпаниатором вокал-бэнда "Тон" стал молодой поющий и сочиняющий музыку пианист Сергей Дьячков. После музыкального училища он уже успел поработать в "Москонцерте" у известной певицы Ружены Сикоры. В это время музыкант попробовал себя и в песенном жанре, сочинив замечательные молодежные песни на стихи Онегина Гаджикасимова и Михаила Ножкина. Одна из них - "Алешкина любовь" вышла в то время на пластинке ансамбля "Веселые ребята", а сам Сергей Дьячков сыграл главную роль в создании первого репертуара коллектива Павла Слободкина.
Мода диктовала только что созданному коллективу свои требования. Жанр вокально-инструментальных ансамблей подсказал Александру Попову изменить форму "Тона". И вот - в 1971 году, вместе с администратором Владимиром Ненашевым, мужем известной певицы Галины Ненашевой, они создают вокально-инструментальный ансамбль. С названием получилось все достаточно быстро и просто. В репертуаре "Тона" уже была всеми любимая русская народная песня "Эх, полным-полна коробушка",которая и подсказала название. Как известно, на Руси вот таких замечательных фольклорных произведений было и есть много. В репертуаре "Коробейников" эти народные шедевры зазвучали замечательно и по-новому. Под аккомпанемент электрогитар, ударных, электроорганов и духовых инструментов русская песня вовсе не утеряла первозданной красоты и прелести. Вспомнить хотя бы как прекрасно звучали в концертных выступлениях коллектива: "Однозвучно гремит колокольчик", "Вдоль по улице метелица метет", "Всю-то я вселенную проехал" и многие другие. Яркий традиционный российский многоголосный вокал "Коробейников" сразу стал уникальным и показательным.
Голоса солистов прозвучали в кино. Очень известная работа в телевизионном фильме "Д'Артаньян и три мушкетера", где вокальная группа ансамбля "Коробейники", Михаил Боярский, Жанна Рождественская исполняют основные песенные партии композитора Максима Дунаевского, сочинившего к фильму прекрасную музыку. Эти записи часто звучали в радиоэфире, а на фирме "Мелодия" не раз выходили грампластинки. А вот в жизни коллектива музыкантов во главе с одним из его создателей и первых руководителей Александром Поповым было много преград, как и у знаменитых мушкетеров. Только всегда и везде они одерживали победу.
Коллектив отличался самобытностью, высоким профессионализмом в исполнении, сложными аранжировками. Многие называли "Коробейники" русскими "Песнярами". Русская народная песня в исполнении этого коллектива приобретала неповторимый, новый колорит.
Несмотря на популярность, чиновники из Министерства культуры считали творчество "Коробейников" искажением русской народной культуры, в результате чего репертуар ансамбля сохранился не в полном объеме.
Коллектив работал в стиле эстрадного фольк-рока и отличался хорошей вокальной группой с солистами Юрием Меньшовым (бас-профундо), Евгением Гудковым, Владимиром Чуйковым и Александром Поповым. В разное время в "Коробейниках" работали талантливые музыканты: клавишные Александр Юдов (потом бессменный руководитель в "Рецита-ле" Аллы Пугачевой), саксофонист Роберт Болотный (после один из руководителей в ВИА "Синяя Птица"), гитарист и вокалист Александр Левшин (после в "Рецитале"), Вячеслав Назаров (после в ВИА "Верные Друзья", "Красные Маки"), пианист и композитор Сергей Дьячков, гитарист и автор песни "Звездочка моя ясная" Владимир Семенов, ударные Юрий Финк, гитарист и певец Игорь Борисов, Наталья Шеманкова, Галина Семенова, Инна Курт (потом в группе "Божья коровка"), Александр Мостовой, клавишные Александр Зайцев (после в "Машине Времени") и многие другие. С 1981 года руководителем ансамбля был известный музыкант и гитарист Валерий Приказчиков. А после его трагической смерти, "Коробейники" перестали существовать...
Совершенно неожиданно в 2004 г. был выпущен компакт-диск вокально-инструментального ансамбля "Коробейники". Несмотря на обозначенный лейбл фирмы "Мелодия", записи взяты совсем не из архивов всесоюзной студии грамзаписи. Произошла интересная история: у одного из рабочих ансамбля оказалась аудиокассета с одним из концертов "Коробейников", ее-то и взяли за основу при записи. Чтобы сохранить чистое звучание и все восстановить, пришлось потратить много сил и терпения. С этим замечательно справился музыкант и руководитель известной в конце 80-х поп-группы "Твой день" Виктор Попов. Он сделал, несмотря на ужасное качество пленки, хороший "мастеринг". Благодаря фирме "Дженерал телеком" и Юрию Финку был выпущен компакт-диск ансамбля "Коробейники". Без сомнения, представленный материал говорит о высоком профессиональном мастерстве известного коллектива. В жанре советских ВИА ансамбль "Коробейники" занимает самую высокую ступеньку и по праву входит в легендарные имена вместе с "Песнярами", "Веселыми ребятами", "Добрыми молодцами" и многими другими.
СПАСИБО
БОЛЬШУЩЕ!!!!
А песня "Вот и зима" до сих пор моя самая любимая!
Олега, спасибо преогромное! Замечательный подарок для нас!!!
ВИА «Коробейники» - «короли» миньонов
ВИА «Коробейники» были организованы в Москве (1970 год) джазменом Александром Поповым. Идейной основой будущего репертуара должен быть стать фольклор в современной эстрадной обработке – поэтому и остановились на «русско-народном» названии «Коробейники».
После утверждения концертной программы ВИА, коллектив отправился на гастроли в составе Московского мюзик-холла. Костяк «Коробейников» составили: Александр Попов - клавишные инструменты, Галия Семёнова и Евгений Гудков - вокал, Владимир Семёнов - лидер-гитара, Александр Епихин - ритм-гитара, Владимир Сахаров - бас-гитара, Александр Юдов - клавишные инструменты, Роберт Болотный — саксофон (в последующем художественный руководитель легендарного ВИА «Синяя Птица»). В 1973 году коллектив пополнила солистка — вокалистка Людмила Пономарёва, ранее работавшая в оркестре Анатолия Кролла. Изначально музыканты исполняли на эстраде народный фольклор в эстрадной обработке, но вскоре стали включать в свой репертуар песни советских авторов и самих же участников ансамбля.
С 1970 по 1980-е годы в ансамбле работали музыканты: Юрий Влатски, Владимир Голомб, Сергей Горбачёв, Владимир Комаров, Владимир Семёнов, Александр Левшин, Юрий Андрианов, Александр Юдов, Альберт Ходжа-Багиров, Владимир Чуйкин, Александр Малахов, Юрий Меньшов, Анатолий Визиров, Григорий Новосельцев, Май Глеб, Анатолий Мурыгин и другие.
В 1974 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила первый миньон ВИА «Коробейники», в который вошли песни: «Дай ответ» (В. Семёнов — Д. Галинский), «Здравствуй, песенка» (Б. Терентьев — И. Шаферан), «Ну, погоди» (А. Пахмутова — Н. Добронравов), «Подожди» (В. Сахаров — А. Кряжев).
В 1976 году ансамбль «Коробейники» принял участие во Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песни в Сочи, где стал лауреатом, получив I премию за исполнение музыкальной оратории композитора Георгия Свиридова «Памяти Сергея Есенина».
«Коробейники» всё время «ходили» вокруг-да-около элиты ВИА, но попасть в круг «избранных» так и не смогли. Почему?
На мой взгляд, есть две причины:
Во-первых – отсутствие у коллектива явных шлягеров. В репертуаре не хватало песни, по которой слушатель с первых же нот мог идентифицировать бы «Коробейников»;
Во-вторых – показатель успешности ВИА в СССР – это выпуск диска-гиганта на фирме «Мелодия». «Коробейники» ежегодно клепали миньоны, но материала на полноценный лонгплей, увы, не набралось. В отделе реализации Всесоюзной фирмы грамзаписи тоже не дураки сидели – им надо было выполнять план продаж. И если миньоны (в основном – гибкие пластинки) ВИА «Коробейники» продавались более-менее успешно, то потенциальный диск-гигант, без узнаваемых хитов, такого не гарантировал.
В 1978 году музыканты записали свой очередной миньон, в который вошли песни композитора Романа Майорова: «Любовь заждалась» на слова поэта Андрея Дементьева, «Пришла пора» на слова поэта Михаила Рябинина, «Любовь ушла», «Вот и зима» на слова поэта Владимира Харитонова. Его-то мы и предлагаем послушать на Завалинке.
ВИА "Коробейники" музыкальная сказка "По щучьему велению" 1973 г.