ВИА "Музыка". Светлое воспоминание...
...ансамбль, о котором пойдет у нас сегодня речь, еще нечасто увидишь по телевидению, сравнительно редко его услышишь и по радио. Но надо сказать, что эта группа отличается как раз тем, чего подчас недостает некоторым даже более удачливым ансамблям - самобытностью. Уже само звучание ВИА "Музыка" специфично. Наряду с вокалом и ритм-секцией в нем участвует струнный квартет - две скрипки, альт и виолончель, что придает группе особенную мелодическую насыщенность, романтическую поэмность, воздушность. Ансамбль одним из первых обратился к новому и очень перспективному жанру "песенной" оперы - "Алые паруса" ВИА "Музыка" увидели свет рампы почти одновременно с "Орфеем и Эвридикой" "Поющих гитар". Наконец, большой интерес вызывает постоянный поиск в области политической, гражданской песни, "полит-рока".
Почти каждый современный профессиональный эстрадный ансамбль имеет свою предысторию, "Музыка" не исключение.
1964 год. Первые пластинки с записями "Битлз" вызвали подлинный переворот в музыкально-подростковой субкультуре: необычный вокал, простое звучание, три гитары и ударные, и при этом все четверо поют; все песни - свои собственные. Это была совершенно новая формула построения эстрадной группы, емкая и экономная. Начинается ее стремительное освоение, возникает термин "вокально-инструментальный ансамбль". Молодежные группы рождаются десятками, сотнями. Еще почти никто не умеет петь и никто не может хорошо играть, но всех одолевает желание музицировать - через неумение, как получится, пусть пальцы еще неловко охватывают грифы гитар и с функциями гармоний путаница - играть, петь!
... Шестнадцатилетний Николай Воробьев становится участником самодеятельного ансамбля "Челленджеры". Это значит по-русски "вызывающие", но назвались загранично, чтобы было поярче, понеобычнее. "Снимали" с пластинок версии песен модных певцов, стремились повторить их звучание один к одному. Гитар не было, делали сами. Выпиливали из всего, что было под рукой - из фанеры, ДСП, пластмассы. Выступали на вечерах отдыха. Залы были маленькими, впустить всех желающих было невозможно, входы перекрывались, смельчаки пробирались по пожарным лестницам. Тогда в Москве ВИА появлялись как грибы после дождя: "Соколы", "Аргонавты", "Наследники", "Скоморохи", "Идолы" - каких названий только не использовали!
1969 год. Воробьев становится музыкантом профессионального ансамбля "Серебряные гитары", работавшего от Владимирской филармонии. Это был период, когда концертные организации поняли, что ВИА - чрезвычайно кассовое явление, и стали приглашать их на работу. Начался гитарный бум. Гитары (неплохо их было иметь и в названии ансамбля!) уже как бы заранее обеспечивали сборы. Однако были гитары - и гитары; были "Песняры" и были чисто коммерческие составы. Потенциал "Серебряных гитар" оставался на нуле - менялся лишь репертуар и костюмы, не было интересной музыки, не было ничего своего.
В конце концов Воробьев ушел из ансамбля с намерением создать другую группу. Она стала именоваться "Возьми гитару!" и работать от Кировской филармонии. В репертуаре появились песни, в чем-то предвосхищающие будущий стиль "Музыки", например, цикл из пяти антивоенных политических песен, четыре из которых написали музыканты ансамбля. Это был период учебы, освоения мастерства. Постепенно у Воробьева и его единомышленника пианиста Николая Картавцева назревала мысль о переводе ансамбля на иные рельсы, о переходе к более сложной и более проблемной музыке. Постепенно Воробьев и Картавцев пришли к выводу, что постоянная "краска" ансамбля - гитары плюс орган и барабаны им уже недостаточна. А что если ввести в группу... струнный квартет? Это была неожиданно мелькнувшая мысль, порыв, наитие. Но директор Кировской филармонии ничего творчески заманчивого во всем этом не увидел: "Ваш коллектив будет слишком дорого стоить!" Отказал.
1973 год. То, что было отвергнуто в Кирове, показалось интересным Москонцерту. Воробьеву поручили создать новый коллектив - "Музыка" - в мастерской эстрадных инструменталистов, руководимой С.Меликом. Ансамбль, внутри которого играл бы "классический" квартет плюс флейта и волторна.
... Итак, дело за исполнителями. Энтузиасты вскоре нашлись: молодежь, выпускники консерватории и Гнесинского института. Подготовили пробную программу в одном отделении. В окончательный состав ВИА "Музыка" вошли четыре певца: Николай Воробьев, бас-гитарист Анатолий Беляков, барабанщик Юрий Кистенев и Сергей Станишевский - плюс ансамбль из семи музыкантов (три гитары, ударные, рояль, флейта, волторна) и струнный квартет. Осенью 1973 года ансамбль впервые выехал на гастроли. Началась трудная концертная жизнь. Нужно было теперь завоевывать публику. Правда, "Музыка" явно выделялась на фоне обычных стандартных ВИА, но еще не было популярности, не было своих песен, то есть известных мелодий, рожденных именно здесь, в данном коллективе...
Первой такой "своей" песней стала старая мелодия Н.Богословского на слова А.Фатьянова "Три года ты мне снилась". Популярнейший прежде номер из репертуара М.Бернеса теперь звучал в новой обработке. Николай решил показать запись песни автору. Прослушивание состоялось на дому у Богословского; обработка была одобрена. И тогда Воробьев попросил Никиту Владимировича написать для "Музыки" что-нибудь новое … Богословский рассмеялся: "Да что мне тут с вами разговаривать, когда здесь есть ваш ровесник, с которым вы сразу поймете друг друга!" Это был его сын, поэт и композитор Андрей Богословский, автор нескольких популярных эстрадных песен, в том числе "Рисуют мальчики войну" и "Оглянись во гневе". Так произошло это знакомство. Решено было делать вместе рок-оперу. Андрей предложил на выбор несколько тем - остановились на "Алых парусах" А.Грина. Хотелось, чтобы рок-опера была романтически-русской по интонациям. Проза Грина, очень музыкальная сама по себе, подсказывала чисто лирическое решение. Лирический характер носит и музыка "Алых парусов". В инструментовке струнные создают хрупкий, утонченно-прозрачный колорит в эпизодах мечтательных и лирических, связанных с образами Ассоль, капитана Грея, Сказочника, в то время как гитары с их электронными эффектами и ударные образуют как бы тот "тембровый слой" рок-оперы, который характеризует злые силы - Торговца, Трактирщика и других завистливых буржуа из гриновской повести-сказки.
Визитной карточкой ансамбля на долгие годы стала песня "Я полечу" (р.т. О.Писаржевская и А.Монастырев). Апогеем творчества "Музыки" по праву считается запись оперы-феерии "Алые Паруса" (1976). Автором музыки и слов этого произведений был Андрей Богословский. Трансляция записи оперы в эфире первой программы всесоюзного радио была незабываемым событием для меломанов Советского Союза.
ВИА "Музыка" - ансамбль, от которого мы еще многого ждем. Наряду с похвалами ему можно было бы адресовать и целый ряд претензий. Но, говорят, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А "Музыка" - в постоянном поиске. Поэтому пожелаем "алым парусам" ансамбля хорошего попутного ветра!...
(Статья из журнала "КХМ" 1979 год).
В репертуаре ВИА "Музыка" - песни Никиты Богословского, Алексея Мажукова, Леонида Гарина, Вячеслава Добрынина, Владимира Шаинского, Романа Майорова, Людмилы Лядовой, Георгия Мовсесяна и других авторов.
В 1977 году большая часть музыкантов ансамбля ушла в созданный Михаилом Яконом ВИА "Метроном".
Какой приятный лиричный репертуар и какое адекватное симпатичное исполнение! И вот такая музыка у нас в полном забытьи ...
Большое спасибо, уважаемый Олег, за возвращение на сайт этой музыкальной красоты!
Уважаемый Олег, спасибо большое за информацию о "Музыке"!
Это один из самых любимых ансамблей детства...
А рок-оперу их эту я слушал и записывал на кассетный магнитофон в открытом летнем театре, но сейчас уже не помню, в каком именно-то ли в ЦПКиО, то ли на ВДНХ.
Это моя любимая опера.
Вы не знаете, случайно, когда и почему распалась "Музыка" и каков творческий путь впоследствии Николая Воробьёва?
Господи, летнее солнечное утро , суббота, радиостанция Юность по радио, звучит песня ВИА Музыка 22+28, последнее лето детства- первого сентября в первый класс..Спасибо...
ВИА "Музыка" - Двери настежь отвори.
Журнал "Клуб и художественная самодеятельность" №20 - 1979 г. Солисты Марина Румянцева и Николай Воробьёв.
|
ОЛЕГ , большое спасибо за песни и инфор. об ансамбле ! Давно ищу песню " Будьте добры " с хорошим качеством .. Если она у Вас есть , пожалуйста . выложите .