ВИА «Садко». Одна из первых советских групп рок-н-ролльной эры.
Я выкладывала этот материал в Блокнотике. Но не все заходят в посты, где в заглавии нет заветных слов – «Альбом - Лейбл - Мелодия...» Мне посоветовали вынести комментарий об этом ВИА отдельным постом. Может, кому-то будет всё-таки интересно.
ВИА "Садко". год создания - 1966. руководители -Дмитрий Кижаев, Александр Фохт. Ленинград.
Биография группы САДКО, принадлежавшей к первому поколению музыкантов, судьбу которых круто изменил приход эры рок-н-ролла, весьма удивительна и в своём роде уникальна – уже хотя бы потому, что в её состав входили студенты Консерватории, в силу чего в своих симпатиях она балансировала между классикой, джазом и поп-музыкой, а ещё потому, что одними из немногих САДКО сумели сохранить для истории образцы своего творчества.
Основатель группы, Дмитрий Кижаев, рос в эпоху поголовного увлечения традиционным джазом, подростком играл на кларнете в школьном квинтете-диксиленде, а в 1964-м окончил школу и поступил на музыковедческий факультет Ленинградской консерватории. В начале второго курса ему в руки попали два альбома THE BEATLES – "меня их музыка словно кипятком ошпарила", – следствием чего стало непреодолимое желание освоить гитару.
Отечественная промышленность подходящих инструментов не выпускала, а те, что продавались в магазине "Лира", были недоступны по цене. Помог случай. На работе у матери Кижаева был оркестр, а в оркестре – импортная гитара, привезённая солдатом, служившим в Восточной Германии. Правда, она была сломана, и мама убедила руководителя оркестра отдать инструмент сыну, который самостоятельно починил его и начал осваивать азы гитарного искусства.
Несмотря на академическую строгость Консерватории, современная музыка добралась и туда: в её стенах родилось несколько джазовых комбо (в том числе квинтеты пианиста Виктора Кареткина и саксофониста Олега Куценко), которые в апреле 1966 года принимали участие во II Ленинградском джазовом фестивале. Помимо того, начиная с середины 60-х Кижаева и его однокашника Валерия Корниенко частенько приглашали аккомпанировать гастролёрам из Польши, Чехословакии и других стран народной демократии, а также записываться на "Ленфильме", в Доме радио и на "Мелодии" – как с эстрадными артистами, так и у известных питерских композиторов (в их числе А. Петров, С. Пожлаков, Г. Портнов, А. Колкер и другие).
В то же время Кижаев, как и многие студенты, подрабатывал музыкой везде, где только возможно, в процессе чего свёл знакомство с множеством других музыкантов, среди которых оказались Валерий Кизельштейн и выпускник Института им. Лесгафта, мастер спорта по плаванию Александр Фохт. В сентябре 1966-го они затеяли собрать группу, которой дали имя САДКО, и вскоре начали репетировать дома у Фохта.
САДКО
Обязанности распределили следующим образом: Дмитрий Кижаев, соло-гитара, Валерий Кизельштейн, ритм, Александр Фохт, бас. У Фохта был институтский знакомый, велосипедист (кстати, тоже мастер спорта) и барабанщик Игорь Голубев, который начинал с контрабаса, а потом осваивал барабаны в школе Нисмана и под руководством Сергея Лавровского (тогда ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ). Кизельштейн, который работал инженером и отлично разбирался в электронике, спаял мощный полупроводниковый усилитель, что позволило САДКО решить одну из самых насущных проблем – качественного звучания. Существенную роль в формировании стиля САДКО сыграли концерты групп при землячествах иностранных студентов в Питере.
Репертуар САДКО был весьма эклектичен и определялся наличием музыкальной информации: инструментальные версии песен THE BEATLES, номера музыкантов из Восточной Европы, которые либо гастролировали в Советском Союзе (как Вальдемар Матушка и MEFISTO), либо были доступны на пластинках (чешские OLYMPIC, поляки SKALDOWE и тому подобное), несколько рок-н-роллов и даже джазовые стандарты. Позднее САДКО основательно взялись за THE SHADOWS. С вокалом было сложнее: Кизельштейн пел "Unchain My Heart" Рэя Чарлза, а у Фохта неплохо получалась "Good Golly Miss Molly" Литтл Ричарда.
Дебют группы состоялся той же осенью в кафе "Белые ночи", после чего они начали выступать по всему городу: в кафе, институтах, на школьных вечерах и так далее. Их концерты привлекали внимание и других молодых музыкантов, среди которых были консерваторские знакомые Кижаева: пианист Владимир Габай, трубач Владимир Гайворонский, кларнетист Анатолий Вапиров, те же Кареткин и Куценко – не удивительно, что все они, в конечном счёте, предпочли джаз академической музыке.
В декабре 1966-го знаток джаза (и не только его) и активист клуба «Квадрат» Ефим Барбан организовал первый в Питере конкурс поп-групп. Он состоялся в клубе "Канат" на Петровском острове и собрал наиболее сильных музыкантов любительской поп-сцены: ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ, АВАНГАРД-66, САДКО, ТЕНИ, ЮПИТЕР, АРГОНАВТОВ и так далее.
В начале весны в рядах САДКО произошли радикальные перемены: Кизельштейн, который был занят на работе, был вынужден покинуть группу; Голубев ушел в ресторан "Метрополь", а оттуда в ВИА АЛЫЕ ПАРУСА. Новыми участниками группы стали соученик Кижаева Валерий Корниенко, ритм-гитара, вокал, и Анатолий Федоров, барабаны. Боевое крещение обновленного САДКО состоялось в Кишиневе, куда группа отправилась в апреле 1967-го: декан спортивного факультета тамошнего университета был другом Фохта и превратил их поездку в настоящий праздник. САДКО выступали не только перед студентами, но и на местном телевидении – они исполняли свои номера, по ходу дела комментируя происходящее на сцене в форме этакого культурного ликбеза.
Надо заметить, что репертуар САДКО к этому времени стал шире и разнообразнее: группа включала в него обработки русских народных и даже советских песен ("мы переиграли, кажется, всего Дунаевского, неплохо делали „Московские окна“ Вано Мурадели и много чего еще", – вспоминал в 80-х Кижаев), а иногда вставляли в программу, например, фрагменты хора из оперы Бородина "Князь Игорь" или Первого концерта для фортепьяно Чайковского (если на сцене был рояль).
В мае 1967 года группа отправилась на вторые гастроли в Тюмень, где играли по институтам и на слете молодых ученых Сибири, которым были совсем не чужды идейно сомнительные, но современные ритмы.
Поскольку САДКО оказались чуть ли не единственной любительской и в то же время легальной группой, их начал активно привлекать к сотрудничеству секретарь Октябрьского райкома комсомола Борис Исправников. Кроме того, с весны 1967-го они участвовали в съёмках молодежной программы "Горизонт" на Ленинградском телевидении; как аккомпаниаторы САДКО были задействованы, например, в конкурсе "Талант-67", проходившем в одном из дворцов культуры Выборгского района. Кижаев вспоминал, что именно там он впервые услышал КОЧЕВНИКОВ, которые уже начинали петь по-русски, вызывая в музыкальных кругах разноречивые отклики.
Лето 1967-го САДКО провели в Сочи, где жили в санатории Совета министров и играли в кафе "Каскад". Корниенко поехать не смог, и на ритм-гитару был снова приглашён Кизельштейн. Отдыхая в Сочи, музыканты САДКО обрели много новых знакомых, включая юного Стаса Намина, который проводил свои каникулы по соседству, в санатории Министерства мясной и молочной промышленности.
Вернувшись в Питер, САДКО продолжали играть концерты и работать на радио, записывая не только чужой, но и свой материал (кавер-версии THE BEATLES и THE ROLLING STONES, несколько собственных номеров; в песнях "Ты проходишь мимо" и "Для тебя" они использовали струнный квартет, а в некоторых вещах удачно прозвучал женский вокал – в стиле популярного тогда чешского дуэта Хелены Вондрачковой и Марты Кубисовой).
Впрочем, деятельность САДКО нравилось не всем: в 1967 году в "Смене" появилась статейка с характерным названием "Садко с акцентом", однако последствий для группы она не имела – даже наоборот: их пригласили сыграть в Смольном для представителей партийной номенклатуры (видимо, чтобы те могли быстрее узнавать идеологического врага в лицо). В то время САДКО в полном составе звал руководитель ДРУЖБЫ Александр Броневицкий, но молодых музыкантов ещё ждал диплом.
При поддержке ректора консерватории П.А. Серебрякова САДКО несколько раз играли в её Малом зале – причём, зимой 1968 года им довелось выступить там на вечере КГБ! Возможно, благодаря этому группу вскоре пригласили играть в Интерклуб моряков. В январе 1968-го, на старый Новый год, САДКО выступили на вечере в Доме композиторов, где специальных аплодисментов удостоилась "Кружевница" Станислава Пожлакова. Кстати, с Пожлаковым была связана и единственная изданная в те годы запись САДКО: они играли на его авторской пластинке "Ребята 70-й широты".
На лето 1968-го группа снова отправилась в Сочи, а осенью начала готовиться к защите дипломов, хотя продолжала выступать. В этот период с САДКО часто играл пианист Виктор Кареткин. Один из их последних концертов состоялся в начале 1969-го (на старый Новый год) в Доме композиторов.
Ко времени получения диплома (весна 1969-го) и Кижаев, и Корниенко играли в оркестре Мюзик-холла. В 1971 году Кижаев на год ушел в армию, а потом работал бас-гитаристом Ленинградского концертного оркестра п/у Анатолия Бадхена. Корниенко отслужил годом позже, а в 1974-м вместе с Кижаевым организовал известный позднее ансамбль ДЖАЗ-КОМФОРТ. Федоров работал в Филармонии, а Кареткин в 1977 году был приглашен в ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ.
Оставшись один, Фохт в июне 1969-го набрал совершенно новый состав САДКО, с которым отправился в Петрозаводск и устроился в Карельскую филармонию. В группу вошли: гитарист Юрий Алынин (экс-ОКТАВА), выпускник Консерватории, тромбонист Александр "Мастер" Иванов, а также три бывших участника группы ДЕРВИШИ из Колпина, братья Владислав Калле, клавишные, аккордеон, вокал, Александр Калле, тамбурин, вокал, и Александр Гостилин, барабаны. Правда, Саша Калле быстро разочаровался и вернулся в Питер, а на его место в Филармонии был найден слабенький певец Валерий Писклов. САДКО поселились в общежитии при Филармонии и начали готовить программу в двух отделениях. Для первого, в котором они исполняли обработки народных песен, им были пошиты камзолы и фольклорные наряды а ля рюс; для второго, менее официального, стильные синие костюмы.
Как-то раз после репетиции они отправились на танцы в соседний клуб, где играла отличная группа с духовыми, но их внимание привлек солист: он пел по-английски и по-итальянски, аккомпанируя себе на рояле, гитаре и скрипке, к тому же эффектно подавал себя на сцене. Музыканта звали Роман Торчиян, и он был немедленно завербован в САДКО.
С конца осени группа начала гастролировать по Украине, Крыму, Северному Кавказу и так далее. В её репертуар помимо текущей эстрады входило много песен Владика Калле, западные хиты, включая свежую битловскую "Lady Madonna", и так далее. Летом 1970 года на юге СССР началась эпидемия холеры, многие концерты были отменены, и САДКО вернулись в Питер, где начались споры о будущем группы. Фохт мечтал о «чесе» по провинции, а остальные музыканты думали о собственном творчестве. Как результат, в сентябре группа развалилась: Алынин собрал свое трио ТРОЛЛИ; Иванов устроился в Мюзик-холл; Гостилин и Калле вернулись в Колпино. Фохт, вероятно, какое-то время поддерживал название САДКО на плаву, но в конце концов покинул музыку.
Тем не менее, история САДКО на этом не закончилась, хотя следующий этап в ней не вполне ясен: известно, что весной 1973-го в Корабелке репетировал некий НОВЫЙ САДКО, где стартовал будущий клавишник РОССИЯН Алик Азаров (возможно, впрочем, что это была совершенно другая группа).
4 мая 1996 года классический состав САДКО вместе в АРГОНАВТАМИ дал концерт в казино "Conti" (существуют его аудио– и видеозаписи). К сожалению, этот comeback оказался единственным: вскоре после него Валерий Корниенко скоропостижно умер. В июле 1996 года инсульт унес и жизнь первого барабанщика САДКО Игоря Голубева: в 70-х он играл в ресторанах и на танцах, с 1976-го по 1987-й возглавлял группу ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН, был одним из основателей Рок-клуба и многие годы преподавал, развивая у своих учеников чувство ритма.
Кижаев в 90-х несколько раз участвовал в битловских днях рождениях Коли Васина, а с 1997-го по 2003 год играл на гитаре в возрожденных ПОЮЩИХ ГИТАРАХ. Существуют записи, сделанные САДКО в 1967-1969 годах, однако официально они пока не изданы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Андрей Бурлака
--------------------------------------------
В тексте есть такая фраза:
неплохо делали „Московские окна“ Вано Мурадели и много чего еще", – вспоминал в 80-х Кижаев)
Прошу подсказать, что это за песня Вано Мурадели?
--------------------------------------------
Понятно, что песня Хренникова, я тоже сразу обратил внимание на ляп.
Кстати в кинозарисовке музыкантов "Садко" заменили актёрами, и один из них А.Хочинский (на фото в тёмной майке в центре). по моему, он и в записи песен принимал участие.
Когда-то давно попадалась Марионетка от Садко. Другие делали намного лучше. Поэтому впечатления не произвело. В сравнении с др. ВИА тех времён - ни о чём. Хотя у каждого своё мнение. И на этом Спасибо.
Помню ту эпоху,когда в студенческих кафе музыканты из консерватории часами наигрывали на входящих в моду электро-скрипках мелодии.Это было ново!
Спасибо, Альбина, за публикацию!
Началось всё с того, что мне YouTube подбросил фильм
Действие музыкальной новеллы о молодости и любви происходит на ленинградских улицах и набережных.
Звучит музыка в исполнении ВИА "Садко".
Одна из первых советских групп рок-н-ролльной эры.
Решила поискать то, что у нас не замылилось...