- Чистяков Виктор Дата рождения: 30 июня 1943
Чистяков Виктор Иванович
Виктор Чистяков родился 30 июня 1943 года в Ленинграде.
Его родители обратили внимание на актерское мастерство сына, когда он в три года после просмотра балета «Лебединое озеро» начал искусно подражать артистам. Когда Виктор учился во 2 классе, его отдали в хореографическое училище. Однако в 7 классе из-за перегрузок, сказывавшихся на здоровье, по настоянию отца Чистяков ушел из училища, и поступил в музыкальную школу, в которой учился по классу кларнета.
В 1962 году Виктор поступил на актерский факультет Ленинградского Государственного института Театра, Музыки и Кино (ЛГИТМиК). Курс был экспериментальным, в систему воспитания будущих актеров педагоги Т.Сойникова и С.Гиппиус включали этюды на подражание зверям и птицам. Именно тогда Чистяков развил в себе умение превосходно владеть интонацией, голосом, мимикой и жестами. Он так же искусно пародировал преподавателей, студентов и друзей. Виктор участвовал в студенческих концертах, ни один капустник не проходил без его участия, и на них звучали вокальные пародии в его исполнении на Козловского, Лемешева и Лялю Черную. Дипломной работой Чистякова был Король в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца.
После окончания института в 1966 году актер был приглашен в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской, где дебютировал в спектакле «Принц и нищий» в роли нищего Гэмфри. Но других ролей у Виктора в театре фактически не было. И вскоре Чистяков ушел из театра им. В.Ф. Комиссаржевской, надеясь найти работу в другом театре. Знакомые посоветовали ему уехать в Москву, и Виктор этим советом воспользовался. Он хотел попасть к Юрию Любимову в Театр на Таганке, но поставил условие, что пойдет туда только вместе с женой, на что Любимов возразил: «Чистякова беру, без всяких проб, просмотров, а жену - нет!» И Виктор категорически отказался встретиться с Любимовым, чтобы найти компромиссный вариант.
В 1971 году Чистякова с женой взял к себе Б.Голубовский в Московский Театр имени Гоголя. Но театральная судьба Чистякова складывалась не так удачно, как ему бы этого хотелось. Виктор не хотел оставлять театр, но начав сольные выступления в жанре музыкальной пародии, он стал невероятно популярен, и его работа в театре практически прекратилась.
Виктор Чистяков появился на эстраде в 1968 году. Он сделал номер «Радиоконцерт по заявкам для тех, кто не спит».
Абсолютный слух и богатство голоса Чистякова сочетались с даром имитатора и пародиста. Феноменальный голосовой диапазон Чистякова позволял подражать как голосу Леонида Утесова, тенорам Сергею Лемешеву и Ивану Козловскому, певицам Мирей Матье, Клавдии Шульженко Людмиле Зыкиной, Эдите Пьехи и другим известным исполнителям. И в конце шестидесятых - начале семидесятых Виктор Чистяков сам стал одним из самых популярных артистов эстрады.
Алексей Рыбников рассказывал о Викторе Чистякове: «В один прекрасный день у меня дома появился Витя Чистяков. Он был настолько знаменит, что было радостно уже оттого, что можно до него дотронуться. Он сидел совсем рядом, а раньше я видел его только по телевизору... Я был тогда совсем молодой, не так много знаменитостей у меня еще было в друзьях. А тут приходит Чистяков, у которого на руках еще теплилось рукопожатие Брежнева или еще кого-то. «Вот, донес!» — помню, торжественно объявил Виктор. И тут же стал уморительно изображать, как с ним разговаривали высочайшие члены, правительство, начальство. Он фантастически все это изображал! Но Витя был человек не простой. У меня вообще было ощущение, что все-таки он жил не в одном измерении, а в каких-то нескольких пространствах, плоскостях, потому что его реакции были совершенно неожиданны, а то, что он делал с голосом, — это было, мне казалось, даже не очень от него зависящим. Происходило какое-то чудо, какая-то мистика». Номера Чистякова были художественно совершенны, тембровую окраску голосов он передавал абсолютно узнаваемо. Но артист не преподносил свою феноменальную способность как голый трюк, он создавал образ. Пародируемые, как правило, положительно относились к выступлениям артиста, хотя иногда пародии Чистякова были, действительно – едкими. Например, однажды от Чистякова сильно досталось Эдуарду Хилю. Так же по поводу пародий Виктора сильно сокрушался Николай Сличенко. Полад Бюль-Бюль Оглы просил, чтобы его Виктор не пародировал, считая, что исполнение Чистякова на его пение вовсе не похоже. Особенно негативно к пародиям относилась Людмила Зыкина. Но Чистяков реагировал на предупреждения весело: «Ну, не нравлюсь я ей такой щупленький», - и исполнял очередную пародию.
Среди своих коллег по жанру Чистяков резко выделялся и фантастической музыкальностью, и тонкостью передачи манеры пения своих персонажей. Но за всем этим очень ясно читалась его собственная личность, он не растворялся в изображаемом человеке, всегда это делал со своим отношением, со своим взглядом на пародируемого исполнителя. Зрителям был интересен именно его взгляд на творчество пародируемого исполнителя, а не обычный эффект копирования.
Когда снимался документальный фильм о Лемешеве, где были отрывки из его произведений, в одной из арий были какие-то ноты, которые певец, находясь в преклонном возрасте, был не в состоянии взять. Лемешев долго мучался, пытаясь перезаписать музыкальную фонограмму. И тогда возникла идея попросить Чистякова выполнить этот трюк, что Виктор и проделал. При всем этом Чистяков мечтал спеть своим голосом. Он говорил: «Я не знаю, какой у меня голос» - но у него ничего не получалось, Виктор все время сбивался на пародийность.
Чистяков работал на эстраде, не жалея сил - он успел выступить в тысяче с лишним концертов. Однажды за 10 дней новогодних каникул он дал 60 концертов. Он сжигал себя бесконечными поездками, но одно его имя в афишах гарантировало аншлаг. Несмотря на то, что у него не было никакой певческой школы, и часто болели связки.
Чистяков участвовал в большом количестве теле- и радиопередач, праздничных концертов. Его «Концерт по заявкам» не сходил с экранов телевизоров. Виктор Чистяков завершал большинство концертных программ, где ему доводилось выступать. Это был стопроцентно звездный номер.
Тексты пародийных номеров писали Чистякову его коллеги по театру, артисты С.Ландграф и И.Резник, в дальнейшем он много работал с поэтом Юрием Энтиным. Артист стал лауреатом смотра творческой молодежи Ленинграда, записал пять песен на слова Энтина к мультфильму «Голубой щенок», а Геннадий Гладков задумал вторую серию «Бременских музыкантов» с голосом Чистякова… Но в итоге «Голубого щенка» озвучивали Александр Градский, Михаил Боярский, Андрей Миронов и Алиса Фрейндлих, хотя все эти роли делались специально для Чистякова. Он же успел только сделать запись Рыбы-пилы под рояль.
В 1972 году Виктор Чистяков был приглашен участвовать в концерте, запланированном на 18 мая, и посвященном 25-летию Харьковской оперетты. Самолет на Харьков должен был вылетать около одиннадцати часов дня.
Накануне Виктор засиделся допоздна в гостях у Юрия Энтина, а вернувшись домой, он стал подписывать огромную пачку фотографий, которую фотограф отдал ему накануне. Его жена Наталья предлагала ему лечь спать, но Виктор ответил: «Не мешай, я знаю, что делаю». Он не лег, пока не подписал последнюю фотографию.
Утром Виктор проспал, но все равно поехал в аэропорт Внуково. Его привычка опаздывать вошла в легенду, он всегда и всюду опаздывал: на лекции в театральном институте, на встречи и даже, задержавшись в парикмахерской, мог опоздать на собственный концерт. Он опоздал и на самолет, которым должен был лететь на гастроли, но вылет был задержан по техническим причинам и Чистяков успел на свой рейс. Виктор был очень суеверным, не любил цифру тринадцать, а в самолете у него оказалось именно тринадцатое место.
Под Харьковом пассажирский «Ан-10», в котором летел Виктор Чистяков, потерпел крушение. Самолет буквально развалился в воздухе. Следствие определило причину крушения самолета - усталостное разрушение центроплана при снижении. Экипаж и около ста пассажиров погибли.
Все, кто знал Виктора, были потрясены его смертью. По словам его друзей, у них постоянно было ощущение, что он куда-то летел над миром и над жизнью. Виктора не слишком интересовали материальные подробности его существования. За несколько дней до смерти он неожиданно вернул все долги. Последние дни, что подтверждается его последней фотографией, он приходил на концерты в черной рубашке, не смотря на светло-голубой костюм. На этом последнем концерте в Колонном зале в Москве ведущий Борис Брунов спросил его: «Витя, не кажется ли вам, что это не концертная рубашка?» А Виктор ответил: «Борис Сергеич, ну что вы ко мне пристали, может быть, у меня траур». Эта фраза была произнесена за несколько часов до его гибели.
Урна с прахом Виктора Чистякова была установлена в Ленинградском Театральном институте на Моховой. На прощание с артистом пришло огромное количество людей. Похороны прошли на Богословском кладбище.
Треклист:
Сторона 1
01. Концерт по заявкам (И. Козловский, Л. Утесов, К. Шульженко, Н. Сличенко, Э. Пьеха, Л. Зыкина, П. Бюль-Бюль оглы, Сцена и терцет из оперетты ''Белая акация'')
02. Голубые города (И. Козловскй, Э. Хиль, Э. Пьеха, М. Матье, Л. Армстронг, Л. Зыкина)
03. Анна Герман, Мирей Матье
Сторона 2
04. С. Лемешев, Э. Пьеха, К. Шульженко, Л. Зыкина, Н. Сличенко, И. Козловский, М. Кристалинская, О. Воронец, В. Трошин, Кукла-цыганка, Шербурские зонтики
Авторы пародий И. Резник, С. Ландграф, Ю. Энтин
Пояснительный текст читает Г. Новожилова.
Недолгие годы Виктора Чистякова
https://tunnel.ru/post-genijj-parodii-nedolgaya-zhizn-viktora-chistyakova-rossiya-2005
Пост Татьяны-Сеньоры можно посмотреть и послушать, набрав в Поиске на Завалинке:Виктор Чист яков-Чтобы Помнили. Я таким образом его нашла.
А наберите-ка вы, "Татьяна Локтева"..(или как вас там) в Поиске на Завалинке такое:
ВИКТОР ЧИСТЯКОВ....
и будет вам счастье его найти......
Гений пародии. Недолгая жизнь Виктора Чистякова - Россия, 2005 г. Режиссёр - Михаил Минкин. Виктор Чистяков прожил всего 28 лет, из них четыре - на эстраде. И этих лет ему хватило, чтобы завоевать всесоюзную известность. Он выступил в тысяче с лишним концертов...и т.д.
И музыка идентичная, что и у вашего подзащитного друга.....
Спасибо!Я ролики загрузила у Сеньоры в заявке....великолепный артист....
В конце шестидесятых- начале семидесятых не было на нашей эстраде популярней артиста Театра им. Комиссаржевской Виктора Чистякова.
Был блестящий спектакль «Радиоконцерт по заявкам». Для тех, кто не спит», в котором артист пародировал голоса Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Леонида Утесова, Людмилы Зыкиной, Эдиты Пьехи и других звезд того времени.
Правда, некоторые артисты не очень любили, когда Виктор Чистяков их пародировал. Особенно «отличалась» в этом смысле Людмила Зыкина. Рассказывают, что вместо того, чтобы испугаться всесильной в ту пору певицы, он весело отвечал: «Ну не нравлюсь я ей такой щупленький», и вновь выходил на сцену.
А вот Клавдия Шульженко, стоя за кулисами, услышав, как поет Чистяков (он прекрасно исполнял ее знаменитый «Синий платочек»), с удивлением воскликнула: «Это же я пою!»
Не секрет, что знамя советской пародии после гибели Чистякова подхватил Геннадий Хазанов. Хазанов и Чистяков были дружны. Вот что вспоминал Геннадий Викторович о своем коллеге: «Виктор был феноменом. Артиста с таким тембром голоса на эстраде не существовало, причем ему запросто удавались и женские партии. Так получилось, что я работал с ним на его последнем концерте в Свердловске. За день до гибели мы шли по улице, и вдруг Виктор остановившись говорит: «Знаешь, я, наверное, не умру своей смертью». Я ему: перестань говорить чушь. А он так посмотрел на меня, но ничего не сказал, а через день произошла эта чудовищная авиакатастрофа.
У меня в Театре эстрады и по сей день в фойе висит огромный Витин портрет, и, пока я руковожу этим театром, он оттуда не исчезнет».
Одним из близких друзей Чистякова был и Владимир Кауфман, в середине 80-х он был арт-директором популярной группы «Форум», а в семидесятые помогал Чистякову вести концерты.
«По идее, я тоже должен был лететь на этот концерт в Харьков, - вспоминает Владимир Кауфман. - Но так как в этот день у меня было прослушивание в Театре эстрады, я, конечно, не полетел, но мы с Виктором договорились, что вечером я буду с нетерпением ждать его звонка с Украины.
Но, увы, в небе под Харьковом случилось страшное. Старенький, допотопный АН-10 буквально развалился в воздухе. От Чистякова остался лишь чуть обгоревший паспорт...» Урну с прахом установили в Театральном институте на Моховой. Такого наплыва людей этот институт не видел давно.
Похороны прошли на Богословском кладбище..........
Абсолютно верно!На сайте есть ПРАВИЛА уважения, но не к клонам))))))
"Снимите очки-велосипед"-(Маяковский-Во весь голос), назовиите свое имя(по самому первому вашему НИКу на старой Завалинке(и ваша "бриллиантовая подруга" тоже)-будет правдиво....вы же так не любите ложь!!!!!!
Прав модератора у меня нет-КЛОНОВ и вранье не люблю.Если я неправа-пусть меня поправит ув. Датот.
Альбом , который вы скопировали-проще простого найти в Поиске.
С вами спорить и дискутировать не собираюсь: на разных позициях стоим.
Удачи, Вам, во всем! Надежды, веры в чудеса! Пускай хранят Вас небеса. Благополучия во всём, Пускай приходит радость в дом!
И вам не хворать...ах, да:сегодня у вас праздник...ДР вашего лидера)))))))))))) Если у вас есть полномочия говорить от лица"небес"-пусть и вам они "отщипнут" кусочек благополучия))))
Работайте на благо вашей любимой российской Завалинки и будьте чуток скромнее в своих комментариях.И не будет ненужных дискуссий.
ТАК
Мартын и ижи с вами
Или вы считаете, что никто ни фига не знает кто и с чем?
Мне легко и непринужденно - все должны помнить и ЗНАТЬ
Еще мяу ВСЕМ - бан без возврата
Что вы оч. добрый-это видно...надеюсь, и ув. Датот это заметит)))А все же поднимите глазки на самый верх заявки и зайдите по живой ссылочке на заявку Татьяны-Сеньоры 2012 года...послушаете вашего любимого Чистякова, познакомитесь с Сеньорой-ее посты, все без исключения, стОят того.........