Виктор Татарский. Встреча с песней.
Виктор Татарский. Встреча с песней
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Давид Самойлов
Мы уже вспоминали о замечательных передачах Детской редакции Всесоюзного радио и о наших любимых «радиоволшебниках» Р. М. Иоффе, Н. В. Литвинове, А. А. Меньшиковой в статье «Радио нашего детства». До сих пор радиопостановки детского радиотеатра вызывают восхищение и у детей, и у взрослых.
Для взрослых тоже было записано множество прекрасных театральных постановок с участием лучших актёров театра и кино тех лет. Но сегодня речь не об этом. Среди радиоголосов за годы существования Всесоюзного радио были совершенно особенные. Это, конечно, голоса Юрия Борисовича Левитана, Ольги Сергеевны Высоцкой, Николая Владимировича Литвинова, Галины Григорьевны Новожиловой и других. Среди них был и, к счастью, остаётся голос Виктора Витальевича Татарского. Думаю, что очень многие из тех, кто читает эти строки, вспомнят этот удивительный голос.
Виктору Витальевичу мы обязаны многими популярными радиопрограммами: «Музыкальный глобус» (автор Е. П. Тарханова), «Запишите на ваши магнитофоны», «На всех широтах». Он вместе с Ю. Б. Левитаном и О. С. Высоцкой записывал официальные государственные сообщения. В 90-е годы он вёл на телевидении передачу «История одного шедевра», а также был автором многих чтецких программ, с которыми выступал по всему Союзу. Он, кстати, первым прочитал со сцены «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце» М. А. Булгакова ещё в те годы, когда Булгаков был запрещён.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=fe4sybPbZAg
Но всё же главным делом его жизни была и остаётся «Встреча с песней», программа которая выходит в эфир с 31 января 1967 года. В январе 2020 года ей исполнится 53 года. Эта старейшая передача в российском радиоэфире. К настоящему моменту вышло более 1360 выпусков программы!
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=_DA_o0h2IMo
Виктор Татарский родился в Ленинграде в 1939 году. Родители его перед войной развелись, и матери пришлось отдать сына в Дом малютки, где он находился всю блокаду и где, благодаря героической заботе воспитателей, смог пережить, как и большинство воспитанников, эти страшные 900 дней. После войны матери удалось разыскать и забрать сына. К тому времени мама Виктора была уже второй раз замужем за Валерием Михайловичем Бебутовым, известным советским режиссёром, и жила в Москве. Бебутов начинал свою творческую деятельность вместе с В. Э. Мейерхольдом. Валерий Михайлович очень повлиял на судьбу Виктора. Благодаря ему мальчик часто бывал в театре.
Неудивительно, что Виктор рано увлёкся творчеством и уже в седьмом классе организовал в школе театральную студию, гордо назвав её именем выдающегося советского актёра Сергея Мартинсона, который, к слову, был одним из актёром Мейерхольда. Затем была театральная студия при городском Дворце пионеров. В общем, так постепенно определился творческий путь Виктора.
После школы он уехал из дома и год проработал в астраханском театре. Затем год он работал в Мурманске на местном телевидении и радио.
Поработав в театре, Виктор понял, что работа в театральном коллективе не для него. Он решил, что будет создавать свой театр, театр одного актёра. И с этой мыслью в 1961 году поступил в Щепкинское училище на курс Игоря. Владимировича Ильинского. Уже с первого курса начал работать в музыкальной редакции Всесоюзного радио.
В 1967 году Татарскому доверили вести собственную программу. Он сам предложил идею программы и придумал название — «Встреча с песней» (Позже он узнал, что в годы войны существовала на радио передача с таким же названием). И вот 31 января 1967 года, в эфир вышел первый выпуск «Встречи», ставший делом жизни Виктора Татарского. Музыкальной заставкой программы стала песня Б. А. Мокроусова на стихи М. В. Исаковского «Одинокая гармонь» в исполнении Сергея Лемешева.
«За эти полвека менялись названия государства, менялись названия радиостанций, а «Встреча с песней» выходила регулярно, в назначенное программной редакцией время, в определённый час. И всегда собирала свою аудиторию, которая, судя по письма, была весьма обширна» — так с гордостью Виктор Витальевич говорит о старейшей программе на радио, автором и бессменным ведущим которой он является.
Виктор Витальевич часто напоминает, что «Встреча» — это не передача по заявкам, её задача — в другом. Передача построена на письмах слушателей, в которых они делятся своими воспоминаниями и душевными переживаниями, печалями и радостями. Это истории встреч и расставаний, счастливые или полные одиночества, порой очень драматичные и даже трагические, а иногда и счастливые. Но всегда это очень личные истории, а дар Виктора Витальевича услышать и рассказать эту историю своим проникновенным голосом. При этом автор никогда не оценивает героев писем, он просто доносит до нас эти истории, оставляя, нас с ними и с нашей собственной памятью наедине. Конечно, все эти истории бывают связаны с какой-то песней или музыкальным произведением. И здесь таится ещё одна удивительная особенность передачи — автор и его помощники разыскивают порой совсем забытые песни, достают из глубины истории позабытые имена композиторов и исполнителей. Им достаточно одной строки, которую помнит человек, чтобы найти то или иное произведение. И это настоящее чудо — суметь подарить человеку давно ушедшее прошлое.
Виктор Витальевич рассказывал, что первые письма в редакцию программы были, в основном, от фронтовиков. Их было очень много. Они просили отыскать памятные для них песни, те, с которыми были связаны воспоминания о суровых фронтовых днях, о боях, о погибших и живых товарищах.
«Песня, романс — это не причина, это повод вызывать людей на разговор о жизни».
«Количество писем остаётся достаточно большим, но дело ведь не в количестве, а в качестве. У меня дома есть такой специальный шкаф, где лежат письма, отобранные для того чтобы они были бы во «Встрече». На них надписи: названия песен или о чём письмо, иногда дата (когда дать письмо)... Таких писем, которые ждут своей очереди, у меня скопилось за эти 50 лет около тысячи, если не больше. В каждом выпуске проходит 9-10 писем... Мне могут сказать, что этих людей, быть может, уже давно нет в живых. Да, я допускаю это, но у них есть их родня, их дети и внуки; и то, что они услышат даже через 15, пускай через 30 лет письмо их отца или деда, который когда-то писал на радио — разве это плохо?! Да нет. Это память. Это преемственность поколений».
Виктор Витальевич до сих пор очень любит получать письма старинным способом, по почте, хотя у программы есть и электронный адрес. Он читает все, без исключения письма, отбирая те, которые войдут в программу.
17 ноября Виктору Витальевичу Татарскому исполнилось 80 лет. Мы от всего сердца поздравляем его с юбилеем. Спасибо Вам за Ваш прекрасный, очень важный для людей труд! Здоровья Вам, сил и прекрасных писем! И мы всегда ждём встречи с песней и с Вами .
В конце хотим напомнить, что программа продолжает выходить в эфир в эфире «Радио России» каждую 2-ю, 4-ю и 5-ю субботу месяца в 21.10 и на частоте радио «Культура» в 20.00 по московскому времени.
И пишите ваши истории по адресу: 125040, Москва, «Радио России», «Встреча с песней».
Электронный адрес: [email protected]
каждую 2-ю, 4-ю и 5-ю субботу месяца ////каждую 2-ю, 4-ю и 5-ю субботЫ месяца Виктор Витальевич поправлял