Винил возвращается?
Винил возвращается?
Отсюда вывод, что на виниле лучше слушать музыку 60-х, 70-х и 80-х, а современную на компактах, да современная она и не воспринимается на виниле)) Кстати, Мелодия выпускала отличные диски, и купить недорого в Москве ту же Аббу на виниле можно за 300-400 рублей (Voulez Vouz, например). Отличное звучание мелодиевского диска.. Хотя оргинальный шведский стоит больше трёх тысяч.. Мелодиевский то же самое...(да простят меня хулители "Мелодии" и всего советского). Вот на этом муз.магазины тоже делают деньги и немалые... А всякую дребедень типа фабрик звёзд слушать и выпускать на виниле - бред полный...
Хорошая статья! С появлением цифровых технологий,например,книги не исчезли.Поэтому и винил продолжает жить. Первые cd по своему качеству годились только для записи музыкальных речёвок в виде рэпа и бормотания.По сути, и современные сd аудио ненамного превосходят звучанием своих предшественников. В отличие от dvd. Там эффект от видео потрясающий и поражающий воображение.Поэтому и нет ренессанса для 8мм,и 16мм кинокамер.
Спасибо за информацию.
Просматривая итоги американской музыкальной индустрии за 2014 год, бросается в глаза значительное увеличение продаж альбомов на виниле – по сравнению с 2013 годом они выросли на 51% и достигли 9,2 млн. Сами по себе эти цифры являются лишь каплей в море по сравнению в продажами альбомов в цифре и объемами аудио стриминга. (Для сравнения: в 2014 американцы слушали через стриминг, например, через такие сервисы как Spotify, полмиллиарда песен в день.) Но виниловый тренд интересен тем, что в наше время новейших аудио дивайсов все большее число людей отдают предпочтение технологиям, которые в конце 1990-х годов, казалось, уже перестали существовать. В чем дело?
В прошлом году глобальная сеть одежды и аксессуаров Urban Outfitters (более 400 магазинов) заявила, что является крупнейшим продавцом винила, и что планирует также стать крупнейшим продавцом проигрывателей для пластинок. Это громкое заявление было изучено рядом музыкальных изданий – насчет «крупнейшего по винилу» компания преувеличила, но тренд был обозначен верно: винил действительно популярен среди аудитории Urban Outfitters – любителей "винтажа", ироничного китча и хипстеров.
Вполне вероятно, что кто-то из маркетологов побывал однажды на празднике «День Магазина Пластинок» (Record Store Day), который отмечают, начиная с 2007 года. Действо проходит ежегодно, в третью субботу апреля (в 2015 году это будет 18 апреля), когда во многих странах в магазинчиках пластинок собираются музыкальные коллекционеры, их друзья, члены семей, музыканты, чтобы выразить свою поддержку этим уникальным очагам культуры, которые почти исчезли в связи с появлением больших торговых сетей, а затем цифровых и стриминговых музыкальных порталов таких как iTunes, Spotify, Pandora и Google Play. Постепенно «День Магазина Пластинок» (ДМП) стал ассоциироваться с винилом и по этому поводу стало принято выпускать памятные, в своем роде уникальные, виниловые пластинки. Например, Gorillaz выпустила "Do Ya Thing" (10" picture disc, 500 копий), а Iggy Pop - "I'm Bored" / "African Man" (7" lime green numbered vinyl, 1000 копий).
В каждый ДМП появляется официальный посол этого праздника, как правило – кто-то из музыкальных звезд. Посол ведет пиар-кампанию, привлекая к участию в торжествах максимальное количество музыкантов, лейблов, журналистов, а главное самих любителей музыки на виниле. Послами ДМП были Оззи Озборн, Metallica, Игги Поп, Джек Уайт (White Stripes). Многие рок-звезды поддерживают независимые магазины пластинок не только во время ДМП. Пол Маккартни дал концерт в Лос-Анджелесе в 2007 году в независимом магазине винила Amoeba Music, после чего заявил: «Для меня нет ничего более блистательного, чем магазин пластинок... Какие прекрасные воспоминания приходят, когда ты видишь такую коллекцию музыки, представленную в одном месте».
Существует также довольно активная прослойка любителей музыки, которую называют аудиофилы. Они являются еще одной движущей силой в наметившемся возрождении винила и в создании мифа о так называемом особом мягком, аналоговом звучании винила и бесспорного превосходства его звучания над CD. (Этот миф из той же категории, что и рассказы, будто провода коммутации в домашней аудиосистеме должны стоить не менее $100 за штуку, иначе звук будет страдать.) Если вернуться к графику продаж винила, а именно его резкому спаду, в конце 1980-х, то произошло это не случайно. Именно в эти годы на рынке появились новые цифровые технологии записи и воспроизведению аудио. Если посмотреть техническую литературу тех лет, то тренд был очевидным: новые цифровые технологии превосходят традиционные аналоговые (виниловые пластинки, проигрыватели, кассеты) и представляют “state of the art” в отрасли. Первым крупным музыкальным релизом на CD считается альбом группы Dire Straits “Brothers In Arms” (1985), который вошел также в историю, как первый CD, распроданный миллионом копий.
Превосходство CD над винилом было тогда очевидным: отсутствие трущихся и изнашивающихся деталей – цифровую информацию считывал лазер. Отсутствие шипения, треска, щелчков и искажений звука неизбежных у винила. Продолжительность звучания 60 минут по сравнению с 34 минутами винила. В кампанию по рекламе и внедрению в массы новых цифровых аудио технологий включились мировые гиганты по выпуску электроники Philips и Sony с огромными капиталовложениями в производство и развитие аудио CD и CD-плееров.
К большому сожалению современных аудиофилов мы не можем пересмотреть тот факт, что в руководстве электронных гигантов тогда сидели не идиоты, которые по недомыслию практически уничтожили индустрию винила. Более того, практически все крупные студии звукозаписи к началу 1990-х годов перешли на цифровые технологи записи музыки, что для нас сегодня означает, что все теперешние виниловые переиздания альбомов, записанных в конце 1980-х и далее в цифре, являются не более чем фетишем: ни о каком волшебном аналоговом звучании речи быть не может. Один из последовательных противников CD-звука и цифровых аудио технологий музыкант Нил Янг возмущается в наши дни по этому поводу: «Многие, которые покупают сегодня винил, не понимают что они слушают CD на виниле, и это происходит потому что лейблы поняли, что люди хотят винила».
Наглядный пример – альбом группы Gorillaz “The Fall”, созданный полностью на iPad в автобусе, во время многочасовых переездов из города в город, во время гастролей коллектива по США в 2010 году. В 2011 году этот альбом вышел как MP3, на CD и на виниле. В этом случае даже нет аргументов про аналоговое звучание (напомню: записано на iPad), но есть немало людей, желающих купить этот альбом на виниле. Спрос определяет предложение. При этом виниловый вариант альбома вы можете приобрести за $150, а цифровой – за какие-то $20.
Еще один пример – с альбомом «One Love» (2009) француза Дэвида Гетта, одного из топовых диджеев и электронщиков, который так рассказывает о методах звукозаписи: «Вся моя студия звукозаписи находится в моем ноутбуке. Также у меня в сумке лежит небольшая клавиатура. Я могу теперь все создавать на ноутбуке. Даже когда я прихожу в большую студию, то все что я там делаю – это подсоединяю мой ноутбук. Вот как я работаю». Альбомом «One Love», созданный в цифре, вышел на виниле, цена: почти $300.
Еще аудиофилы говорят, что, слушая винил, вы получаете так называемый особый опыт. Вы должны отключиться от дел, сесть и слушать, а каждые 17 минут подходить к проигрывателю, чтобы перевернуть пластинку. Также оказывается, что виниловый альбом представляет своего рода арт-объект, который приятно трогать, крутить в руках, рассматривать. Этот арт-объект по размеру больше упаковки CD и, соответственно, его оформление представляет большую ценность. Все это уже напоминает фетишизм –"придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им".
Для винила важно то, что выражено в английском языке словом tangible, которое означает что-то, к чему можно прикоснуться, ощутить, увидеть воочию. При этом как бы не учитывается, что такими же tangible-вещами являются и собственно компакт-диски, аудио-кассеты, а также катушки. Более того, в иерархии теплого аналогового звука мастер-катушка с лентой является более важным и ценным элементом, курицей, которая снесла виниловое яйцо. Некоторое время альбомы выпускались на фирменных катушках. Звук на такой катушке более мягкий, более теплый, более аналоговый, чем на виниле. Но когда говоришь об этом аудиофилам-поклонникам пластинок, то подобные аргументы пропадают втуне.
С 1950-го по 1990 год в мире было выпущены миллиарды виниловых пластинок. Это был самый распространенный формат для продажи музыкальных произведений, и все тонны винила оседали на полках. Даже если взять среднестатистическую советскую семью 1960-80-х годов, не подозревавшую о существовании Velvet Underground или Van der Graaf Generator, то и в такой семье была подборка винила – от «Песен в исполнении Муслима Магомаева» и «Бременских музыкантов» до сборников «Для вас женщины» и записей эстрады социалистических стран. Весь этот винил, к которому никто не прикасался десятилетиями, никогда не выбрасывался и до наших дней наполняет книжные полки, антресоли, диваны и прочие места скопления бытового хлама. (В предельной ситуации такое поведение называется по-английски хординг (hoarding), а сам человек, захламляющий свой дом неужными вещами и просто мусором – хордер. Одним из первых хордеров, если хотите, был гоголевский Плюшкин). И сейчас эти забытые пластинки снова оказались на рынке – их дарят, ими обмениваются, их продают. Посетив последнюю книжную ярмарку в ЦДХ, я уже не удивлялся тому, что самой большой ее частью были ряды торговцев винилом.
После разговоров про сами виниловые альбомы и «особый опыт», аудиофилы обычно переходят к восхвалению проигрывателей. Моя любимая деталь – цены на желаемые проигрыватели, которые по сути представляют древние механические технологии 1960-х годов. Так вот, цены на них сегодня доходят до сотен тысяч долларов.
К слову о ценах. За $300 000 музыкант Джек Уайт приобрел первые записанные на виниле треки в исполнении Элвиса Пресли "My Happiness" и "That's When Your Heartaches Begin" в 1953 году. Переиздание это винила планируется на собственном лейбле Джека Уайта Third Man Records к празднику «День Магазина Пластинок». Также Джек Уайт создает в присутствии зрителей «самый быстрый виниловый релиз в истории» или выпускает свой альбом «The Lazaretto» на виниле в виде ULTRA LP, который можно слушать в другую сторону (от центра диска к краю), где идут параллельно дорожки с акустической и электрической аранжировкой трека.
Так что за возрождение тренда «Мы хотим винил!» можно поблагодарить не только хипстеров, аудиофилов и маркетологов, но и лично Джека Уайта.
Может быть пришло время для начала кампании по возрождению магазина винила «Мелодия» на Новом Арбате в Москве? Помещение сохранилось. Место центровое, намоленое. Там можно будет прекрасно проводить ежегодный праздник «День Магазина Пластинок». И будет всем счастье!
Василий Шумов Музыкант, лидер группы "Центр"