ВОДОЛЕИ, ч. 3 - Ф.Мендельсон
Это был самый ПРИКОЛЬНЫЙ ПРИКОЛ моих исследований! Узнать, что Свадебный марш написал СВОБОДНОНЕЗАВИСИМЫЙ Водолей!
Смеялась три дня :)...
Потом решила узнать, что же его так "достало", что он решился на такой шаг ( прошу прощения за некоторый цинизм).
Пошла искать историю создания Свадебного марша и нашла очень интересную романтически-мистическую Историю Его Любви.
Поэтому Мендельсона выкладываю отдельно как Фаворита настоящей темы в данный момент :)
Без этой мелодии невозможно представить себе самый счастливый день жизни. Она - главная музыка
свадьбы, называемая "Марш Мендельсона".
Проходят десятилетия, а "Свадебный марш" не кажется
кризисом жанра, и ему не спешат найти замену. Но мало кто знает, каким человеком был композитор,
написавший ее, и был ли любим и любил ли сам?
3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье богатого банкира А. Мендельсона-Бартольди родился мальчик. Его
назвали Якоб Людвиг Феликс. Феликс значит "счастливый". Жизнь, кажется, оправдывала это имя: все было к
услугам одаренного ребенка, все давалось ему легко, словно игра: языки и литература, музыка и рисование,
плавание и верховая езда.
Красивая внешность, богатство, блестящее образование и талант. Он владел этими "сокровищами", о которых
многие лишь мечтали. Феликс с успехом мог бы стать математиком, юристом, филологом, художником,
музыкантом. Но только музыка станет его жизнью.
В 17 лет Феликс Мендельсон пишет увертюру "Сон в летнюю ночь" и "просыпается" известным композитором.
Через шестнадцать лет после своего первого счастливого взлета прусский король поручает ему написать
музыку к этой комедии Шекспира. К своей юношеской увертюре Феликс добавляет ряд номеров, среди которых
и "Свадебный марш", сделавший его имя бессмертным.
Феликс Мендельсон выступает как пианист, дирижирует, интерпретирует музыкальные произведения, сочиняет
музыку. Но сердце музыканта свободно. Легкие влюбленности быстро проходят. И ему начинает казаться,
что большая любовь никогда не случится в его благополучной жизни.
В конце октября 1830 года Феликс отправляется в Италию: эта страна всегда дарила ему вдохновение.
Сначала была Венеция. Потом Рим. Здесь он напишет "Итальянскую симфонию", и именно здесь в его
воображении возникнет образ любимой женщины.
Однажды в зале одного из музеев Феликс Мендельсон остановился около картины Николы Пуссена "Святая Сесилия".
Покидая Ватикан, Феликс полушутя сказал себе, что когда-нибудь он обязательно встретит такую Сесилию и она станет его женой.
Безмятежное лицо Святой Сесилии будет сниться ему долгие пять лет. Светлое видение тускнело под
волнами новых жизненных впечатлений, но не исчезало. Оно воскресло неожиданно и воплотилось в образе
прекрасной девушки. Эту встречу, предопределенную им самим, подарит летний вечер во Франкфурте-на-
Майне. Феликс приехал сюда совершенно случайно, чтобы заменить заболевшего друга, который работал
дирижером в "Музыкальном обществе Святой Сесилии".
Мендельсон был представлен девушке. Услышав, что ее зовут Сесилия Жанрено, он вздрогнул. Это был перст судьбы.
Сесиль, как на французский манер звали ее дома, происходила из уважаемой семьи старожилов города.
Феликс все чаще отказывается от встреч с друзьями и знакомыми, меньше работает, не отвечает на самые
заманчивые светские приглашения. Он хочет только одного: быть гостем дома Жанрено и больше времени
проводить с Сесиль.
Но все-таки Феликс старательно пытается не выдавать нахлынувших чувств и только старому другу
Фердинанду Хиллеру постоянно говорит о ее красоте и признается в том, какое счастье видеть Сесиль
. Феликс Мендельсон, этот блестящий молодой мужчина, влюблен! Эта новость облетает весь Франкфурт, и
только Сесиль наивно не догадывается об этом и также скрывает от всех свои чувства.
Однако вскоре Мендельсон должен был уехать в Голландию. Узнав от него о предстоящей разлуке, Сесиль
погрустнела. Набравшись храбрости, Феликс спросил, будет ли она помнить его? Она ничего не ответила, но
взгляд голубых глаз был красноречивее любых слов. Феликс покидал Германию окрыленным. Но путешествие
оказалось нелепой затеей. Он не замечает красоты Голландии, напротив его раздражает абсолютно всё: и
пейзажи, и Гаага, и море, и врачи, прописавшие ему не менее двадцати купаний. Как можно жить без сердца,
если оно осталось рядом с любимой Сесиль?
После возвращения в сентябре без всякого промедления Феликс делает предложение и вновь уезжает. Его
жизнь давно расписана по дням и часам: в это время в Лейпциге начинается концертный сезон, на котором он
выступает как пианист и дирижер. Он не присутствует даже на празднике в честь их помолвки, устроенном
дедом Сесиль.
В марте 1837 года наконец-то состоялась свадьба. Венчание прошло в протестантской церкви Франкфурта.
Сесиль и Феликс были счастливы. Сестра Фанни так и окрестила молодую пару "Фелисии" - счастливые.
В октябре молодая пара поселяется в Лейпциге в собственном доме с видом на поля и лес. Вскоре он
наполнится звонкими детскими голосами. В 1838 году Сесиль подарила мужу первенца Карла Вольфганга
Павла. В 1839 году родилась Мари, в 1841-м - Пауль, в 1843-м – Феликс и в 1845-м - Лили. Каждый раз, когда в
семье рождался ребенок, Мендельсон выделял значительную сумму для помощи нуждающимся молодым
матерям. Одинокая жизнь Феликса Мендельсона-Бартольди кончилась.
"Я живу так покойно, как только можно мечтать. Жена, дети благополучны, работы полно - чего же лучшего
может желать человек? Я ничего другого у неба не прошу", - писал он другу. Рядом с ним была его муза и мать
его детей - Сесиль. Их любовь хранила Святая Сесиль.
Сесилия
На собственной свадьбе композитор Мендельсон обошёлся без «Свадебного марша»
2 июня 1847 года в англиканской церкви Святого Петра в городе Тивертон, графство Девон, на юго-западе
Англии, происходило венчание Дороти Кэрью и Томаса Дэниэла.
Жених и невеста были люди никому неизвестные, и про эту свадьбу никто и никогда бы не вспомнил, если бы на
ней впервые не прозвучал в качестве свадебной музыки знаменитый "Свадебный марш", написанный
немецким композитором Феликсом Мендельсоном .
Однако собственная свадьба Феликса Мендельсона проходила вообще без музыки, да и "Свадебный марш"
изначально не предназначался для того, чтобы его слушать на свадьбах.
Жизнь дирижёра и композитора Феликса Мендельсона проходила в командировках - он постоянно ездил по
разным городам Германии, Великобритании, Италии и Франции, куда его приглашали на гастроли, и думать о свадьбе ему было некогда, пока в 1836 году он не приехал в германский город Франкфурт.,
Во Франкфурт 27-летний Ф. Мендельсон прибыл для того, чтобы дирижировать оркестром Хора Святой
Сесилии, и давать благотворительные концерты для больных. И надо же было такому случиться, что в период
работы с Хором Святой Сесилии, Мендельсон познакомился со своей будущей женой, которую тоже звали
Сесилия!
Вольный город Франкфурт от других немецких городов отличался тем, что там жила большая община
французских гугенотов - протестантов, изгнанных из Франции в 1685 году.
У Огюста и Элизабет Жанрено была младшая дочь, которой на момент смерти отца было всего два года, а ко
времени знакомства с Феликсом Мендельсоном исполнилось 19 лет. Звали её Сесилия Шарлотта Софи
Жанрено. Именно ей было суждено стать женой композитора, чьё полное имя звучало как Якоб Людвиг Феликс
Мендельсон Бартольди.
Композитор уже в те годы был знаменитостью, "звездой", как сейчас бы сказали, поэтому его приглашали в
гости в лучшие дома Франкфурта. И однажды он был приглашён в фамильный дом семейства Суше де ла
Дюбуасьер, расположенный в Старом Майнцском переулке возле городских ворот Франкфурта. Именно в этом
доме проживала вдова Жанрено с детьми.
Таким образом 27-летний Феликс и 19-летняя Сесилия познакомились, и полюбили друг друга с первого
взгляда.
Однако здесь возникло препятствие религиозно-конфессионального свойства. Мадемуазель Жанрено, как уже
говорилось, была гугеноткой. Кстати, гугеноты - это простонародное название, а официально эта религиозная
община именовалась как Французская реформатская церковь.
Феликс Мендельсон был рождён в иудейской семье, однако, когда мальчику было 7 лет, его семья приняла
крещение в Лютеранской церкви, так как его отец, банкир Авраам Мендельсон, хотел путём крещения
добиться более лёгких условий для ведения бизнеса.
Браки между представителями разных религиозных общин не допускались, так что либо жениху, либо невесте
требовалось поменять веру. Гугеноты от своей веры никогда и ни при каких условиях не отказывались, а для
Мендельсона это было уже не впервой, и он перешёл из Лютеранской церкви во Французскую реформатскую.
9 сентября 1836 года пара обручилась, а 28 марта 1837 года во Французской реформатской церкви город
Франкфурта состоялось венчание Феликса Мендельсона и Сесилии Жанрено, при этом по гугенотской традиции
на свадьбе не было никакой музыки вообще.
После свадьбы Сесилия Жанрено взяла фамилию мужа, и стала Сесилией Мендельсон Бартольди. Семья
переехала в Лейпциг, и счастливо там прожила в течение 10 лет, родив пятерых детей (три сына и две дочери).
В 1843 году, через 6 лет после свадьбы, композитору Ф. Мендельсону заказали написание музыки для
постановки пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь". По сюжету этой пьесы, там происходит свадьба, поэтому
специально для сцены свадьбы Феликс Мендельсон написал "Свадебный марш" в тональности до мажор,
который значится в списке его музыкальных произведений как опус 61.
Что интересно, музыку для пьесы "Сон в летнюю ночь" Мендельсон писал уже во второй раз в
жизни - первый раз он это сделал ещё в 1826 году, в 17-летнем возрасте, и в первый раз никакого
"Свадебного марша", или какой-то другой специальной музыки для сцены свадьбы он тогда не
написал, видимо, в 17 лет юноша о свадьбе даже не задумывался.
Однако в 34-летнем возрасте, на 6-м году счастливого брака, он полностью переделал всё
музыкальной сопровождение пьесы, и создал тот самый "Свадебный марш", под который
вступают в брак миллионы людей по всему миру.
Между тем, очень важно понимать, что Ф. Мендельсон написал "Свадебный марш" именно для постановки
конкретной театральной пьесы, и вовсе не планировал использовать его в качестве музыки для реальных
бракосочетаний!
Впервые идея бракосочетаться по звуки "Свадебного марша" Ф. Мендельсона пришла в голову именно Дороти
Кэрью и Томасу Дэниэлу, о которых говорилось в самом начале статьи.
Учитывая, что новобрачные жили в Англии, а композитор Мендельсон - в Германии, и последний раз он
приезжал в Великобританию в начале мая 1847 года, за месяц до свадьбы, неизвестно, знал ли он вообще о
том, что его "Свадебный марш" будет использован не для театральной, а для реальной свадьбы, и давал ли он
на это согласие.
Первая свадьба под звуки марша Мендельсона состоялась 2 июня 1847 года, а 4 ноября того же года
композитор умер от инсульта в возрасте 38 лет. Сесилия пережила мужа всего на 6 лет, и скончалась 25
сентября 1853 года, в 36-летнем возрасте, оставив сиротами пятерых маленьких детей. Воспитанием
ребятишек пришлось заниматься их дяде, брату покойного композитора, Паулю Мендельсону.
25 января 1858 года имел место второй случай в истории, когда "Свадебный марш" Ф. Мендельсона
использовался во время реального, а не театрального, бракосочетания. Это была свадьба английской
принцессы Виктории, старшей дочери знаменитой королевы Виктории, и наследника прусского престола,
кронпринца Фридриха Вильгельма.
Принцесса Виктория ещё в детском возрасте познакомилась со знаменитым композитором: Феликс
Мендельсон во время гастролей по Англии в мае 1847 года был приглашён в королевский дворец, и играл свои
произведения специально для королевской семьи, в том числе и для 7-летней принцессы.
Однако кронпринц Фридрих Вильгельм был поклонником другого немецкого композитора, Рихарда Вагнера, и
настаивал на том, чтобы во время свадьбы звучал "Свадебный хор" - фрагмент из оперы Вагнера "Лоэнгрин",
премьера которой состоялась в 1850 году.
В результате жених и невеста нашли компромиссное решение, и во время бракосочетания принцессы Виктории
и кронпринца Фридриха Вильгельма 25 января 1858 года прозвучали оба произведения - "Свадебный хор"
Вагнера играли, когда жених и невеста входили в церковь, а "Свадебный марш" Мендельсона - когда они
выходили оттуда, уже став мужем и женой.
Под влиянием этой исторической свадьбы исполнение во время бракосочетаний специальной свадебной
музыки стало общепринятым, и в западных странах закрепилась следующая традиция: во время входа
новобрачных в церковь или во дворец бракосочетаний исполняется "Свадебный хор" Рихарда Вагнера, а во
время выхода - "Свадебный марш" Феликса Мендельсона.
После Второй мировой войны в некоторых странах Европы, например, во Франции, отказались от свадебной
музыки Вагнера (так как его произведения любил слушать Гитлер), и на регистрации брака в мэриях теперь
звучит только "Свадебный марш" Мендельсона.
Кроме композиций Вагнера и Мендельсона, на Западе изредка используются и другие варианты свадебной
музыки. Так, на свадьбе британского принца Чарльза и Дианы Спенсер звучал "Марш принца Датского"
Иеремии Кларка, на еврейских свадьбах исполняются мелодии "Барух Хаба" и "Симан Тов", а на свадьбах
шотландских горцев - гэльская мелодия "Свадьба Мэйри".
В СССР свадебная музыка получает распространение только с 1959 года, когда в стране стали строить
Дворцы бракосочетаний.
Использовать на советских церемониях бракосочетания "Свадебный хор" из оперы Рихарда Вагнера
"Лоэнгрин" было невозможно по идеологическим соображениям, так как Вагнер, как уже говорилось, был
любимым композитором Гитлера. Поэтому общепринятой брачной музыкой в Советском Союзе стал
"Свадебный марш" Феликса Мендельсона. После распада СССР традиция сохранилась и в России, и в
странах СНГ.
Я́коб Лю́двиг Фе́ликс Мендельсо́н Барто́льди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy;
3 февраля 1809, Гамбург — 4 ноября 1847, Лейпциг) — немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог
еврейского происхождения. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, глава художественного
направления «Лейпцигская школа».