Восстановлена сделанная Аланом Тьюрингом запись компьютерной музыки
Специалисты из Новой Зеландии заявили об успешном восстановлении аудиозаписи, которой недавно исполнилось 65 лет. Речь идет о сгенерированной компьютером последовательности известных мелодий, которую записал Алан Тьюринг в 1951 году. Да, это именно тот Тьюринг, который взломал код шифровальной машины нацистов. Аудиозапись, сделанная Тьюрингом, стала первой из сотен тысяч композиций, которые были созданы при помощи компьютеров многие годы спустя.
Ученые из Университета Кентербери считают, что Алан Тьюринг был не только гениальным математиком и криптографом. Он был еще и пионером в мире компьютерной музыки.
Алан Тьюринг (справа) смотрит на консоль компьютера «Марк II»
«Инновационная работа Алана Тьюринга по превращению компьютера в музыкальный инструмент не получила должного внимания», — говорят Джек Копленд [Jack Copeland] и Джейсон Лонг [Jason Long]. Компьютерная система, превращенная Тьюрингом в музыкальное устройство, занимала солидную часть подвала лаборатории Computing Machine Laboratory (Манчестер, Англия). Эта система умела играть всего несколько мелодий, включая гимн Великобритании, «Baa, Baa, Black Sheep» и In the Mood Гленна Миллера.
Музыку Тьюринг синтезировал при помощи манчестерского компьютера «Марк II». Иногда во время выполнения операций компьютер генерировал звук. По словам Тьюринга, звук был похож на гудок. По этой причине звук получил название hoot (англ. — длинный гудок). На самом деле звук состоял из ряда дискретных звуков короткой продолжительности. Они непрерывно повторялись, и человек слышал просто гудок, близкий по тональности к «До» третьей октавы.
Постоянно слушая звуки большой машины, Тьюринг решил попробовать запрограммировать «Марк II» таким образом, чтобы тот играл музыку. Вернее, цель была несколько иной — ученый хотел, чтобы компьютер сообщал звуком определенные данные операторам. По мнению Тьюринга, это могло облегчить работу команды «Марк II».
В 1951 году школьный учитель Кристофер Стрейчи [Christopher Strachey] при помощи справочника Тьюринга всего за ночь запрограммировал систему на проигрывание трех популярных музыкальных композиций. Благодаря этому учитель стал оператором: Тьюринг пригласил его на работу в свою компьютерную лабораторию. Стрейчи ранее вспоминал, что Тьюринг оставил машину в полное распоряжение и ушел. Школьный учитель, умевший очень хорошо играть на фортепиано, получил возможность самостоятельно поработать со сложнейшей системой того времени.
«Я сидел за пультом управления этой гигантской машины и видел пять рядов с 20 переключателями в каждом. Там были и еще какие-то штуки, а комната была больше похожа на рубку боевого корабля», — рассказывает Стрейчи. Впервые в жизни молодому любителю компьютерной техники удалось так долго поработать с компьютером.
Программирование «Марка» на воспроизведение звуков, а тем более, целых мелодий — непростая задача.
«Марк II» — одна из первых моделей электронных компьютерных систем с возможностью хранения данных в оперативной памяти. Размеры компьютера были большими: около 17 метров в длину. Весила вся система несколько тонн. Зато это была уже вторая версия, где вместо шаговых искателей в нем использовались очень быстрые малопотребляющие реле (около 13 000 шт.). Инструкции система считывала с бумажной ленты, после чего следовало выполнение команды. На ленте умещалась программа, которая могла расшифровать всего восемь инструкций.
Музыку Тьюринг записал на ацетатную пластинку размером в 12 дюймов. Это алюминиевый диск с напылением ацетатного лака. Когда профессор университета Джек Копленд и композитор Джейсон Лонг опробовали пластинку, они обнаружили, что запись была искажена. «Частотность записи была неправильной. Поэтому слушатель не мог получить полное представление о том, как на самом деле звучала музыка, сгенерированная компьютером», — говорит Копленд. Исправить ситуацию удалось только с использованием современных компьютерных систем. Пришлось изменить скорость воспроизведения звука, приглушить шумы и улучшить качество звучания.
Скорее всего, говорят специалисты, запись была искажена во время нанесения дорожки на пластинку. Диск, на которой лежала пластинка, вращался слишком быстро, поэтому и возникли подобные проблемы. При воспроизведении записи кроме музыки слышны еще и голоса. Кто-то смеется и говорит несколько фраз, упоминая о том, что машина не в настроении.